Сергей Хромушин

История 66-й отдельной корпусной авиационной эскадрильи,
составленная на основании сведений из наградных и других архивных документов

История

 

Эскадрилья сформирована как 66-й отдельная корпусная авиационная эскадрилья (66 окаэ) в г. Казань (Приволжский военный округ). Первое упоминание об эскадрилье - сентябрь 1940 г. (связано с НШ эскадрильи капитаном Лариным Ф.С.).

Примечание: в годы Великой Отечественной войны существовала ещё одна 66 окаэ, но это была отдельная корректировочная авиационная эскадрилья, которая была сформирована 5 июня 1943 года, т.е. после расформирования 66 эскадрильи, о которой идёт речь здесь.

Из наградных документов на механика авиационного 331 оаэнб старшину Фирсина А.Я. от 5.06.1943 г. и начальника фотослужбы (он же помощник начальника штаба) 331 оаэнб капитана Сонковича Н.А. от 13.01.43 г. следует, что в самом начале войны эскадрилья входила в состав ВВС Западного фронта (в июле 1941 года действовала в составе 21 армии, которая была сформирована в июне 1941 г. в Приволжском военном округе и со 2 июля 1941 года вела боевые действия в составе Западного фронта в 1-м эшелоне, что подтверждается записями в наградных листах на командира 66 окаэ капитана Лотиша И.Д. и штурмана эскадрильи 66 окаэ капитана Логинова А.Д. от 18.07.1941 г.).

7 июля 1941 года эскадрилья привлекалась к бомбометанию танковых колонн и моторизованной пехоты противника в Островском направлении. Эскадрилья действовала в составе 201 скоростного бомбардировочного авиационного полка 41 авиационной дивизии Северного фронта и понесла большие потери (11 человек не вернулись с боевого задания). В донесениях о потерях и наградных документах этого периода эскадрилья именуется как: "66 авиаэскадрилья", "66 отдельная эскадрилья ПВО", "66 отдельная авиаэскадрилья", "66 отдельная корпусная авиационная эскадрилья".

Примечание: 41-я ад 4 июля 1941 года привлечена в полном составе к нанесению ударов по колоннам 4-й танковой группы в районе рек Западная Двина и Великая, проводит разведку. Так 4 июля 1941 года производит бомбардировку вражеских колонн на шоссе Резекне (Латвия) - Остров (Псковская обл.). За шесть дней дивизия потеряла до четверти своего состава (15 самолётов).

Эскадрилья действует также в составе ВВС Центрального фронта первого формирования. Фронт создан 24 июля 1941 года, 21 армия вошла в его состав. В наградном листе на начальника фотослужбы (он же помощник начальника штаба) 331 оаэнб капитана Сонковича Н.А. от 13.01.1943 г. говорится, что в августе месяце эскадрилья обеспечивала связью штаб Центрального фронта с подчинёнными частями.

Затем с 26 августа 1941 года в связи с ликвидацией Центрального фронта первого формирования и передачей входившей в его состав 21-й армии Брянскому фронту первого формирования, эскадрилья действует в составе сил ВВС Брянского фронта первого формирования (фронт начал боевую работу 18.08.1941) в качестве фронтовой составляющей (в донесениях штаба Брянского фронта Генеральному штабу Красной армии о боевом составе ВВС фронта по состоянию на 15.09.1941 г. записана как 66 аэ с дислокацией в н.п. Навля, в донесениях по состоянию на 25.09.1941 г, 30.09.1941 г. - как 66 ораэ с дислокацией в н.п. Навля, в донесении по состоянию на 10.10.1941 - как 66 ораэ с дислокацией в н.п. Татьево). Из наградных документов на личный состав эскадрильи следует, что в сентябре и октябре 1941 года в составе Брянского фронта действовала именно 66 окаэ, которая 6.10.1941 г. перебазировалась на аэродром п. Татьево (наградные листы на штурмана звена 66 окаэ лейтенанта Гуляева С.Т. от. 8.01.1942 г., стрелка-радиста 66 окаэ старшего сержанта Емельянова С.Я. от 7.01.1942 г., штурмана 66 окаэ капитана Лазарева Г.М. от 31.12.1941 г., начальника фотослужбы, он же помощник начальника штаба 331 оаэнб капитана Сонковича Н.А. от 13.01.43 г.).

На вооружении эскадрильи в начале войны были в основном самолёты Р-5 и до оснащения самолётами СБ (да и в последующем тоже) эскадрилья активно применялась в качестве разведывательной, о чём свидетельствует участие в награждении личного состава эскадрильи подполковника Ларина Ф.С., занимавшего последовательно должности начальника разведывательного отдела штаба ВВС 21-й армии Западного фронта, штаба ВВС Центрального фронта, штаба ВВС Брянского фронта, штаба 2-й воздушной армии Брянского, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. Так в наградном листе на начальника связи 331 оаэнб капитана Морозова Н.Ф. от 10.09.1943 г. подполковник Ларин свидетельстует:

 

Фрагмент наградного листа

 

Следует учесть и то обстоятельство, что в перечне войск дейстующей армии (No. 24), в разделе 2 "Отдельные авиационные эскадрильи", нет 66 ораэ (на начало войны в составе разведывательных авиационных частей была лишь одна эскадрилья - 9-я отдельная дальняя разверывательная авиационная эскадрилья, которая входила в состав ВВС Московского ВО).

Из наградных документов на личный состав эскадрильи также следует, что с конца декабря 1941 года и в январе 1942 года эскадрилья вела боевые действия в составе 61 смещанной авиационной дивизии ВВС Брянского фронта (61 сад входила в состав ВВС Брянского фронта 2-го формирования с 24.12.1941 г. по 8.02.1942 г., а 8.02.1942 г. обращена на формирование ВВС 13-й армии), а с февраля по апрель 1942 года - в составе ВВС 13 армии Брянского фронта (ВВС 13-й армии 12.05.1942 г. обращены на формирование 205-й истребительной авиационной дивизии создаваемой 2-й ВА).

По информации с сайта "Авиаторы второй мировой" в период с 10 ноября 1941 года по 24 декабря 1941 года эскадрилья не входит в состав действующей армии, 10 ноября - это дата ликвидации Брянского фронта 1-го формирования, а 24 декабря - дата создания Брянского фронта 2-го формирования. Однако жизнь не останавливалась, в наградных документах за этот период указывается на участие в боеых действиях стрелка-бомбардира 66 окаэ воентехника 2 ранга Вербицкого А.Е. (13.11.1941 и 23.12.1941) и штурмана звена 66 окаэ лейтенанта Гуляева С.Т. (14.12.1941 г.), 2 декабря 1941 года погиб пилот 66 окаэ Ставровский Б.П., кроме того 21.11.1941 г. командир 66 окаэ капитан Дорогинин В.Н., комиссар 66 окаэ политрук Вязовкин П.А. и начальник штаба 66 окаэ старший лейтенант Ештокин подписывают наградной лист на стрелка-бомбардира 66 окаэ лейтенанта Воронова С.А. Хотя не исключено, что в этот период эскадрилья была выведена на переобучение и укомплектование самолётами СБ, но не в полном составе.

С 12 мая 1942 года 66 окаэ входит в состав вновь образованной 2 ВА Брянского фронта (66 окаэ 2 ВА Брянского фронта). 2 ВА была сформирована на основании приказа НКО СССР от 5 мая 1942 года на базе управления ВВС Брянского фронта из частей ВВС Брянского фронта 2-го формирования и присланных из резерва ставки ВВС Красной армии, вошла в состав 2 ВА. До 12 мая 1942 года 66 окаэ входила в состав фронтовой авиации Брянского фронта (В.А.Паньков, аспирант кафедры истории России, 1913 г.).

28 мая 1942 года 66 окаэ переформирована в Отдельную резервную авиационную эскадрилью 2 ВА (орезаэ 2 ВА Брянского фронта).

С 7 июля 1942 года в связи с передачей авиационных частей в подчинение вновь созданного Воронежского фронта) - орезаэ 2 ВА Воронежского фронта.

23 августа 1942 года орезаэ 2 ВА Воронежского фронта переформируется в 331-ю отдельную авиационную эскадрилью ночных бомбардировщиков (331 оаэнб 2 ВА Воронежского фронта).

С 16 ноября по 21 декабря 1942 года эскадрилья в составе 2 ВА находится в оперативном подчинении Юго-Западного фронта, затем снова возвращается в состав Воронежского фронта.

С 28 мая 1942 года до 25 июля 1943 года эскадрилья действует в составе 208 ночной бомбардировочной авиационной дивизии (208 нбад) 2 ВА, которая создана 18 мая 1942 года на основании Приказа НКО No. 0091 от 18 мая 1942 года преобразованием 208-й смешанной авиационной дивизии, сформированной 12.05.1942 г. на базе управления ВВС 3-й армии. На момент переформирования дивизия поддерживала войска Брянского фронта и вошла в состав формируемой 2 ВА.

С 28 мая 1942 года до 23 августа 1942 года эскадрилья (орезаэ) действует непосредственно в составе 646-го легкобомбардировочного авиационного полка 208 нбад в качестве эскадрильи СБ (наградные документы на личный состав эскадрильи этого периода командир эскадрильи майор Ехвалов П.М. подписывает как командир эскадрильи СБ, как командир 1 авиационной эскадрильей СБ 646 лбап, как командир 1 авиационной эскадрильей 646 лбап. В действительности первой эскадрильей 646 лбап командовал не м-р Ехвалов П.М., а ст. л-т/к-н Курапов Виктор Ермолаевич).

Из воспоминаний Героя Советского Союза Ф.П.Котляра, бывшего командира 208 нбад: "В мае 1942 г. в составе 2-й воздушной армии для ведения боевых действий ночью была создана 208 нбад, которой мне пришлось командовать до весны 1943 г. Сначала дивизия имела 620, 646 и 719 авиационные полки на самолетах Р-5 и Р-зет и 331-ю отдельную авиационную эскадрилью на самолетах СБ. В конце июня 1942 г. в дивизию прибыли еще 715 и 731 полки на самолетах По-2".

208-я нбад, в составе которой действует эскадрилья, участвует в следующих операциях Великой Отечественной войны:

- Воронежско-Ворошиловградская операция - с 28.06.1942 г. по 24.07.1942 г.;

- Сталинградская битва - с 17.07.1942 г. по 2.02.1943 г.;

- Среднедонская операция - с 16.12.1942 г. по 30.12.1942 г.;

- Острогожско-Россошанская операция - с 13.01.1943 г. по 27.01.1943 г.;

- Воронежско-Касторненская операция - с 24.01.1943 г. по 2.02.1943 г.;

- Харьковская операция - с 2.02.1943 г. по 25.03.1943 г.;

- Воздушная операция - с 6.05.1943 г. по 8.05.1943 г.;

- Воздушная операция - с 8.06.1943 г. по 10.06.1943 г.;

- Курская оборонительная операция - с 5.06.1943 г. по 12.06.1943 г.

По информации с сайта "Красные соколы нашей Родины" (www/airaces/ru) 331-я ночная бомбардировочная авиационная эскадрилья участвовала в битве на Курской дуге (5 июля - 23 августа 1943 года) в составе 2-й ВА, располагая к началу сражения шестью самолётами СБ (из них 3 исправных).

25 июля 1943 года 331 оаэнб обращена на укомплектование 454 бомбардировочного авиационного полка 2 ВА, который воюет на Воронежском фронте с 15 марта 1943 года на самолётах Дуглас А-20 "Бостон" (основной вид боевой деятельности - ведение воздушной разведки).

Согласно наградным документам в 454 полку точно служили военнослужащие 331 оаэнб: механик авиационный ст. с-т Аблаев С.П., командир звена ст. л-т Анашкин Г.Г., механик авиационный с-т техслужбы Баранов А.А., лётчик л-т Гладилин И.И., командир звена л-т Иванов Н.А., механик авиационный с-т техслужбы Игнатко В.Ф., стрелок-радист гв. старшина Кликич Б.Г., заместитель командира эскадрильи ст. л-т Кондратович Н.У., стрелок-бомбардир звена л-т Кочин П.Д., механик авиационный с-т техслужбы Кулик Н.А., механик по приборам с-т Лебедев А.А., заместитель командира эскадрильи к-н Мокряков И.Н., командир эскадрильи м-р Морозов В.П., начальник связи к-н Морозов Н.Ф., старший электромеханик ст. с-т Никитин С.П., лётчик л-т Овсянников И.И., механик авиационный ст. с-т Пономарёв В.П., штурман л-т Пугин И.М., командира звена ст. л-т Сазонова С.Н., штурман л-т Семинин Е.М., штурман л-т Сомов Б.Н., стрелок-радист ст. л-т Толкушев А.И., инженер ст. техник-л-т Труфакин А.А., моторист авиационный с-т техслужбы Хоменко М.А., механик авиационный с-т Хромушин М.Д., моторист авиационный с-т техслужбы Шемет И.К., стрелок-бомбардир ст. л-т Щедрин И.А.

После 4 сентября 1943 года 454-й бап убыл в тыл переучиваться на Ту-2, вместе с полком точно убывает стрелок-бомбардир звена л-т Кочин П.Д., большинство военнослужащих бывшей 331-й оаэнб распределяется по авиационным частям 2-й воздушной армии.

В период с 25 июля по 9 августа 1943 года 454-й бап дислоцируется в с. Архангельское, Боброво-Дворского р-на. с 9 августа по 5 сентября 1943 года в с. Ново-Ясиновка, Ракитского р-на Курской обл. (инф. из "Исторического формуляра 454 бап, кор.1465, опись 2236). В конце войны полком командовал подполковник Салов В.Г., который в начале войны был пилотом 66 окаэ в звании "младший лейтенант".

20 октября 1943 года Воронежский фронт переименован в 1-й Украинский фронт, 2-я ВА входит в его состав.

Две или одна?

В перечне No. 24 отдельных отрядов, эскадрилий, тыловых частей и учреждений военно-воздушных сил, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной воины 1941-1945 гг. приведены даные о двух эскадрильях 66 оаэ и 66 окаэ с пересекающимися сроками вхождения в действующую армию.

  • 22.06.41 - 10.11.41 (66 окаэ)
  • 24.12.41 - 01.07.42 (66 окаэ)
  • 24.06.41 - 28.05.42 (66 оаэ)
  • 28.05.42 - 23.08.42 (орезаэ 2 ВА)
  • 23.08.42 - 25.07.43 (331 оаэнб)

Анализ боевых действий на основе наградных и других архивных документов свидетельсвует о том, что указанные в перечне No. 24 66-я оаэ и 66-я окаэ - это не разные эскадрильи, что речь идёт об одной той же эскадрилье - 66 окаэ.

Во-первых - на сайтах "Подвиг народа" и Память народа" нет наградных документов на личный состав 66 оаэ (записанные как военнослужащие 66 оаэ Гречаный А.С. и Грайцер В.Д. на самом деле служат в 66 окаэ, что следует из текстов наградных листов).

Во-вторых - составленная "История награждений личного состава эскадрильи в подписях" свидетельствует, что награждаемый личный состав и командование эскадрильи в разный период её деятельности служили именно в 66 окаэ и создаваемых на её основе авиационных формированиях. Особенно наглядно это видно на примере капитана/майора Ехвалова П.М., который командовал эскадрильей в тот период, когда она подвергалась тем штатным изменениям, на основе которых в перечне № 24 появились неувязки. Ехвалов командовал 66 окаэ в составе ВВС Брянского фронта 2-го формирования, командовал 66 окаэ в составе 2 ВА Брянского фронта 2-го формирования, командовал созданной на базе 66 окаэ отдельной резервной авиационной эсакадрильей 2 ВА Брянского (2-го формирования) и Воронежского фронтов, действовавшей на самолётах СБ в составе 646 лбап 208 нбад, командовал созданной на основе орезаэ 2 ВА Воронежского фронта 331-й отдельной авиационной эскадрильей ночных бомбардировщиков 2 ВА Воронежского, Юго-Западного и снова Воронежского фронтов.

И в-третьих - согласно перечня No. 24 на формирование ореза 2 ВА обращена 66 оаэ, а это не так, наградные документы свидетельствуют о том, что на формирование ореза 2 ВА обращена 66 окаэ.

Т.е. во всех имеющихся документах речь идёт именно о 66 окаэ, как бы она ни называлась в документах (66 окаэ, 66 оаэ, 66 аэ, 66 ораэ, 66 аэ ПВО, 66 оаэ ПВО, эскадрилья СБ 646 лбап, 1-я эскадрилья СБ 646 лбап).

Дальше

 

© Сергей Хромушин, 2018 г.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.