Сергей Хромушин
История 66-й отдельной корпусной авиационной эскадрильи,
составленная на основании сведений из наградных и других архивных документов
Штаты и самолеты
Первые упоминания об эскадрилье датируются сентябрём 1940 года, а значит её формирование происходило по штату No. 015/407 для отдельной авиационной корпусной эскадрильи ВВС КА литера "Б" (для одномоторных самолетов), утверждённому 27 июля 1940 года Народным Комиссаром Обороны Союза ССР Маршалом Советского Союза С.Тимошенко. Однако в этом штате наименование должностей личного состава эскадрильи и воинские звания по штатной должности не соответствуют тем, которые были в эскадрилье в начале Великой Отечественной войны. Из этого следует, что до 22 июня 1941 года эскадрилья была переведена на штат No. 15/53 - 015/53 (мирного и военного времени), утверждённому Народным Комиссаром Обороны Союза ССР Маршалом Советского Союза С.Тимошенко 31 января 1941 года.
Согласно штату No. 15/53 (мирного времени) в состав эскадрильи входили:
- командование;
- штаб;
- два авиационных звена корректировщиков (по 3 боевых самолёта типа Р-5 в каждом звене, самолёт Р-5 мог использоваться также в качестве разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика);
- два авиационных звена связи (по 2 самолёта типа У-2 в каждом звене);
- резервный экипаж эскадрильи на самолёте типа Р-5;
- техническая эксплуатационная часть;
- отделение интендантского снабжения;
- взвод автотранспортный;
- санитарная часть;
- отделение финансовое.
По штату мирного времени в эскадрилье имелся также тренировочный самолёт УТ-2. Численность эскадрильи по штату мирного времени - 183 человека, по штату военного времени - 193 человека. В военное время самолёт тренировочный из штата исключался, а в штат вводились дополнительно два грузовых автомобиля.
В наградном листе на механика авиационного 331 оаэнб старшину Фирсина А.Я. от 5.06.1943 г. говорится, что в октябре 1941 года он обслуживал самолёт СБ. Из этого следует, что первые самолёты СБ начали поступать в эскадрилью именно в это время, а затем эскадрилья полностью укомплектовывается самолётами СБ, а личный состав (кому это необходимо) проходит переобучение, в состав лётных экипажей вводится должность стрелка-радиста.
Самолёт СБ становится в эскадрилье основным типом самолётов с января 1942 года, переход экипажей на работу с Р-5 на СБ согласно наградным документам продолжается до марта 1942 года.
Согласно наградным и другим архивным документам кроме самолётов Р-5, УТ-2 и СБ в эскадрилье были также самолёты УСБ (учебный СБ), Р-Зет (модификация Р-5) и Р-5ССС (модификация Р-5). В эскадрилье был также Кёртисс P-40 (англ. Curtiss P-40) - американский истребитель времён Второй мировой войны (2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР).
Штатный состав эскадрильи после переформирования её в отдельную резервную авиационную эскадрилью 2-й воздушной армии и последующего формирования на базе орезаэ 331-й авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков достоверно не установлен, но остаётся непреложной истиной, что орезаэ и 331 оаэнб действовали на самолётах СБ.
С 10 августа 1941 года приказом командующего ВВС РККА эскадрильи бомбардировочной авиации определялись по 10 самолётов (три звена и самолёт командира). Вероятно, что 331 оаэнб была сформирована по такому же принципу.
Экипажи самолётов СБ комплектовались:
1. Командир эскадрильи (командир звена, лётчик).
2. Штурман эскадрильи (штурман звена, стрелок-бомбардир).
3. Стрелок-радист.
За каждым самолётом был закреплён механик авиационный (за самолетом командира звена - механик авиационный звена), моторист авиационный, авиаоружейник.
Из донесений штаба Военно-воздушных сил Брянского фронта Генеральному штабу Красной Армии о боевом составе частей Военно-воздушных сил фронта:
Имеется налицо | Боевая готовность экипажей | ||||||
летчиков, пилотов | летнабов, стрелков-бомбардиров | инженеров | техников и механиков | младших авиаспециалистов | днем | из них могут летать ночью |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
на 15.09.41 г. | 31 | 17 | 1 | 31 | 22 | 31 | 6 |
на 25.09.41 г. | 30 | 37 | 1 | 32 | 23 | 30 | 15 |
на 30.09.41 г. | 30 | 37 | 1 | 32 | 23 | 30 | 15 |
на 10.10.41 г. | 30 | 37 | 1 | 25 | 29 | 30 | 15 |
Сводная таблица по 66 окаэ о наличии самолетов в сентябре-октябре 1941 года (из донесений штаба ВВС Брянского фронта Генеральному штабу Красной Армии)
Самолеты | 15.09.41 | 25.09.41 | 30.09.41 | 10.10.41 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
испр. | неиспр. | испр. | неиспр. | испр. | неиспр. | испр. | неиспр. | |
Р-5 | - | 1 | 9 | 1 | 7 | 3 | 5 | 3 |
У-2 | 12 | 1 | 8 | - | 9 | 4 | 8 | 4 |
УТ-2 | 3 | - | 3 | - | 3 | - | 1 | 2 |
УТ-1 | - | 1 | 1 | - | 7 | - | 1 | - |
Примечание:
1. По состоянию на 25 сентября 1941 г. - четыре самолёта У-2 из 66 раэ переданы в сан. отряд Б-1, один самолёт Р-5 находится на вынужденной посадке.
2. По состоянию на 10 октября 1941 г. - 2 самолета Р-5 сданы в ремонт.
© Сергей Хромушин, 2018 г.
Поделиться страницей:

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.