Сергей Хромушин

История 66-й отдельной корпусной авиационной эскадрильи,
составленная на основании сведений из наградных и других архивных документов

Штаты и самолеты

 

Первые упоминания об эскадрилье датируются сентябрём 1940 года, а значит её формирование происходило по штату No. 015/407 для отдельной авиационной корпусной эскадрильи ВВС КА литера "Б" (для одномоторных самолетов), утверждённому 27 июля 1940 года Народным Комиссаром Обороны Союза ССР Маршалом Советского Союза С.Тимошенко. Однако в этом штате наименование должностей личного состава эскадрильи и воинские звания по штатной должности не соответствуют тем, которые были в эскадрилье в начале Великой Отечественной войны. Из этого следует, что до 22 июня 1941 года эскадрилья была переведена на штат No. 15/53 - 015/53 (мирного и военного времени), утверждённому Народным Комиссаром Обороны Союза ССР Маршалом Советского Союза С.Тимошенко 31 января 1941 года.

Согласно штату No. 15/53 (мирного времени) в состав эскадрильи входили:

- командование;

- штаб;

- два авиационных звена корректировщиков (по 3 боевых самолёта типа Р-5 в каждом звене, самолёт Р-5 мог использоваться также в качестве разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика);

- два авиационных звена связи (по 2 самолёта типа У-2 в каждом звене);

- резервный экипаж эскадрильи на самолёте типа Р-5;

- техническая эксплуатационная часть;

- отделение интендантского снабжения;

- взвод автотранспортный;

- санитарная часть;

- отделение финансовое.

По штату мирного времени в эскадрилье имелся также тренировочный самолёт УТ-2. Численность эскадрильи по штату мирного времени - 183 человека, по штату военного времени - 193 человека. В военное время самолёт тренировочный из штата исключался, а в штат вводились дополнительно два грузовых автомобиля.

В наградном листе на механика авиационного 331 оаэнб старшину Фирсина А.Я. от 5.06.1943 г. говорится, что в октябре 1941 года он обслуживал самолёт СБ. Из этого следует, что первые самолёты СБ начали поступать в эскадрилью именно в это время, а затем эскадрилья полностью укомплектовывается самолётами СБ, а личный состав (кому это необходимо) проходит переобучение, в состав лётных экипажей вводится должность стрелка-радиста.

Самолёт СБ становится в эскадрилье основным типом самолётов с января 1942 года, переход экипажей на работу с Р-5 на СБ согласно наградным документам продолжается до марта 1942 года.

Согласно наградным и другим архивным документам кроме самолётов Р-5, УТ-2 и СБ в эскадрилье были также самолёты УСБ (учебный СБ), Р-Зет (модификация Р-5) и Р-5ССС (модификация Р-5). В эскадрилье был также Кёртисс P-40 (англ. Curtiss P-40) - американский истребитель времён Второй мировой войны (2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР).

Штатный состав эскадрильи после переформирования её в отдельную резервную авиационную эскадрилью 2-й воздушной армии и последующего формирования на базе орезаэ 331-й авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков достоверно не установлен, но остаётся непреложной истиной, что орезаэ и 331 оаэнб действовали на самолётах СБ.

С 10 августа 1941 года приказом командующего ВВС РККА эскадрильи бомбардировочной авиации определялись по 10 самолётов (три звена и самолёт командира). Вероятно, что 331 оаэнб была сформирована по такому же принципу.

Экипажи самолётов СБ комплектовались:

1. Командир эскадрильи (командир звена, лётчик).

2. Штурман эскадрильи (штурман звена, стрелок-бомбардир).

3. Стрелок-радист.

За каждым самолётом был закреплён механик авиационный (за самолетом командира звена - механик авиационный звена), моторист авиационный, авиаоружейник.

 

Из донесений штаба Военно-воздушных сил Брянского фронта Генеральному штабу Красной Армии о боевом составе частей Военно-воздушных сил фронта:

Имеется налицоБоевая готовность экипажей
летчиков, пилотов летнабов, стрелков-бомбардиров инженеров техников и механиков младших авиаспециалистов  днем  из них могут
летать ночью
на 15.09.41 г. 311713122316
на 25.09.41 г. 3037132233015
на 30.09.41 г. 3037132233015
на 10.10.41 г. 3037125293015

 

Сводная таблица по 66 окаэ о наличии самолетов в сентябре-октябре 1941 года (из донесений штаба ВВС Брянского фронта Генеральному штабу Красной Армии)

Самолеты15.09.4125.09.4130.09.4110.10.41
испр.неиспр. испр.неиспр. испр.неиспр. испр.неиспр.
Р-5-1917353
У-21218-9484
УТ-23-3-3-12
УТ-1-11-7-1-

Примечание:

1. По состоянию на 25 сентября 1941 г. - четыре самолёта У-2 из 66 раэ переданы в сан. отряд Б-1, один самолёт Р-5 находится на вынужденной посадке.

2. По состоянию на 10 октября 1941 г. - 2 самолета Р-5 сданы в ремонт.

 

Дальше

 

© Сергей Хромушин, 2018 г.

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.