1-й учебный авиационно-планерный полк ВДВ
1-й отдельный авиационно-планерный полк ВДВ
208-й гвардейский авиационный полк дальнего действия
208-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк
Командиры полка
Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
капитан | Медведев | 17.03.42 - 08.42 | |
гв. полковник | Силантьев | 08.42 - 08.43 | |
подполковник | Алексей Дмитриевич Кузнецов | 08.43 - 10.10.44 | |
гв. подполковник | Василий Иванович Лукин | 10.10.44 - 1948 |
Для обеспечения работы десантных корпусов, формируемых осенью 1941 года в Саратовской области, потребовалось создать специальные авиационные части. 10.10.41 г. на аэродром Энгельс из Краснодарского объединенного военно-авиационного училища прибыла авиагруппа в составе 43 самолетов Р-6 с экипажами, сформированными из инструкторов-летчиков и слушателей летнабовского училища. Вместе с группой Р-6 в Энгельс прибыла группа самолетов ДБ-3 из Полтавских авиакурсов усовершенствования и группа самолетов ТБ-3 из Харьковского авиаучилища. Эти группы составили базу для создания авиации ВДВ КА. Из этих авиационных групп была сформирована 6-я отдельная авиаэскадрилья.
В январе - марте 1942 г. базировалась на подмосковных аэродромах Люберцы, Тушино, Чкаловск, Ногинск, а также в Стрыгино.
17.03.42 г. группа самолетов Р-6 с аэродрома Стрыгино и с подмосковных аэродромов перебазировалась на аэродром Тейково Ивановской области, где они были сведены в отдельную авиагруппу самолетов Р-6 ВДВ КА. Группа продолжила полеты по овладению буксировочными полетами.
В августе 1942 г. авиагруппа была реорганизована и переименована в 1-й учебный авиационно-планерный полк ВДВ КА. Полк состоял из двух авиаэскадрилий, насчитывающих по 10 экипажей самолетов-буксировщиков и по 60 пилотов-планеристов.
На вооружении имел самолеты Р-6 в качестве буксировщиков и планеры Г-11 и А-7.
До ноября 1942 г. полк занимался вводом в строй ночных летчиков и обучением пилотов-планеристов.
В ноябре 1942 г. полк выполнил первую боевую задачу по доставке грузов в тыл противника для партизан Белоруссии в район Бигамель - Силаевщина на транспортных планерах. Во время этой боевой операции партизанам доставлено 5500 кг боевого груза.
С декабря 1942 по январь 1943 г. в интересах армейского командования проводилась операция по снабжению Сталинградского фронта. В период дальнейшего развития наступления войск Сталинградского, Донецкого и 1-го Степного фронтов полк в район Котельниково доставлял на планерах радиооборудование, средства связи и медикаменты для наступающей частей Красной Армии. Всего было доставлено 8500 кг боевого груза.
В феврале-апреле 1943 г. полк работал в интересах брянских партизан.
Практика учебно-боевой работы показала, что самолеты Р-6 по своим тактическим и летным данным не соответствуют требованиям, предъявляемым буксировочным самолетам и в мае 1943 г. полк перевооружился на самолеты СБ.
В августе 1943 г. полк переименован в Отдельный авиационно-планерный полк ВДВ (директива Военного совета ВДВ КА No. 292853/с).
В октябре 1943 года 13 экипажей полка перебазировались на аэродром Сталино для подготовки.
В октябре и ноябре 1943 г. экипажи пятнадцати бомбардировщиков-буксиров СБ и 35 планеров А-7 и Г-11 забрасывали десантные группы в тыл 16-й немецкой армии.
В июне 1944 г. полк перебазировался на аэродром Клин Московского военного округа, где получил новую материальную часть: самолеты Ил-4 с моторами М-88"б".
В феврале-апреле 1944 г. снабжал вооружением и боеприпасами партизанскую бригаду "Железняк" Героя Советского Союза Дубровского в сложных метеоусловиях. Потеряв только три экипажа, полк доставил к партизанам 41 тонну боеприпасов и вооружения.
К 10.10.44 г. полк имел 22 самолета Ил-4 с мотором М-88"б" и 22 летных экипажа, проходящих программу переучивания на на этих самолетах, 15 самолетов По-2, 12 планеров.
Постановлением ГКО и директивой ГШ Nо. Орг/6/313659 от 10.10.44 г. преобразован в 208-й гв. ап дд и вошел в состав вновь сформированной 19-й гв. ад 9-го гв. ак ВДВ КА.
13.12.44 г. перебазировался из Клина на аэродром г. Могилёв Белорусско-Литовского военного округа.
Переименован Директивой ГШ No. Орг/10/13737 от 16.04.45 г. в 208-й гв. бап.
В декабре 1944 г. перебазировался на аэродром Могилёв Белорусского-Литовского военного округа, где в течение декабря 1944 - апреля 1945 г. занимался переучиванием летного состава на самолете Ил-4 и производил транспортные полеты по кругу для поддержания квалификации летного состава и ста пилотов-планеристов.
Источники информации:
1. Игорь Мангазеев. Из переписки.
2. Игорь Мангазеев. Планерные полки
3. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.
4. Казаков В.Б. Боевые аэросцепки. — М.: ДОСААФ, 1988.
5. Евгений Лукин. Из переписки.
Поделиться страницей:

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.