55-й истребительный авиационный полк
16-й гвардейский истребительный Сандомирский ордена Александра Невского авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
  Николай Сергеевич Артемьев 1940 - 04.40  
майор Виктор Петрович Иванов 04.40 - 07.42  
бат. комиссар, подполковник Николай Васильевич Исаев 31.07.42 - 01.44  
майор Александр Иванович Покрышкин 03.03.44 - 05.05.44  
майор Чавчанидзе 05.05.44 - 15.05.44  
майор, подполковник Борис Борисович Глинка 20.05.44 - 14.07.44  
майор Григорий Андреевич Речкалов 20.07.44 - 09.03.45  
капитан Иван Ильич Бабак 13.03.45 - 16.03.45  
майор Аркадий Васильевич Федоров 16.03.45 - 05.45  

 

Сформирован в 1940 г. Входил в состав 20 сад.

С 28.08.40 г. дислоцировался на аэродроме Семеновка пос. Сенгурены на окраине г. Бельцы. На этом аэродроме шло строительство бетонных полос и других сооружений, но к началу войны строительные работы не были закончены. В мае-июне 1941 г. учебной базой полка стал полевой аэродром Маяки в Красноокнянском р-не Одесской обл. Близ Унген у границы была оборудована запасная полевая аэродромная площадка Пырлица. Полк также использовал аэродромы и других полков 20 сад.

Перед войной на вооружении полка состояли истребители И-153 и И-16. В мае 1941 г. в полк прибыли 2 МиГ-3 и до конца месяца 4 летчика переучились на новую технику [7].

К 22.06.41 г. имел на вооружении 54 И-153 и И-16 (в том числе 15 неисправных), а также 62 самолета МиГ-3, на которых могли летать 22 летчика из 70-ти [1].

К началу войны полк располагался частично на аэродроме Маяки и Есиповка Фрунзовского р-на Одесской области, частично на аэродроме Бельцы. Звено В. Фигичева, командир аэ Ф.Атрашкевич и командир полка В.Иванов на МиГ-3 находились на аэродромной площадке Пырлица, а звено А.Покрышкина на МиГ-3 на аэродроме соседнего полка у Григорополя (на перелете из Маяк в Бельцы).

22.06.41 г. наиболее подготовленная 1-я эскадрилья Ф.В.Атрашкевича была рассредоточена: звено ст. лейтенанта А.И.Покрышкина находилось на аэродроме в Григориополе, и прибыло в Маяки после первых налетов противника. Звено В.А.Фигичева в Пырлице. В Бельцах находилось 5 рядовых летчиков во главе с командиром звена Мироновым и адьютантом эскадрильи Овчинниковым.

22.06.41 г. в результате налета немецких бомбардировщиков на аэродроме в Бельцах погибло 2 человека, сгорел склад ГСМ, повреждено три МиГ-3. К концу дня летчики полка одержал 10 побед. Погибло три летчика.

В-основном, весь 1941 год полк воевал на И-153 и И-16. До ноября 1942 г. имел самолеты МиГ-3, И-16. С апреля по сентябрь 1942 г. в полку была одна эскадрилья, вооруженная Як-1. В конце ноября 1942 г. полк начал переучивание на P-39 "Аэрокобра", и уже с декабря 1942 г. до конца войны воевал на них [7].

Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 70 от 07.03.42 г. в 16 гиап.

С марта 1942 г. входил в состав ВВС 18 армии Южного фронта.

С мая 1942 г. действовал в составе 216 иад -> 9 гиад.

 

Источники информации:

1. РККА.

2. Восточный фронт.

3. Покрышкин А.И. Небо войны. — М.: Воениздат, 1980.

4. Вершинин К.А. Четвертая воздушная. - М.: Воениздат, 1975.

5. Михаил Быков. Вооружение истребительных полков ВВС РККА и ВМФ.

6. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

7. Данные Ивана Грушко : Grushko_Ivan@mail.ru

8. Голубев Г.Г. В паре с "сотым". — М.: ДОСААФ, 1974.

9. Карленко Д., Антипов В. Харьков, май 1942: хроника событий. - Мир Авиации, 2003, No. 1.

10. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.