89-й истребительный авиационный полк

 

В действующей армии: 22.06.41 - 01.09.41 г.

 

Сформирован в 1940 г. в г. Овруч. Имел 4-х эскадрильный состав, вооружен новейшими истребителями И-16 последней 28-й серии с двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС и установками РС под плоскостями. Осенью 1940 г. перелетел в г. Луцк. В поле, в 5 км от Луцка, полк стал строить новый аэродром (ангары, склады, землянки и т.д.). Он находился всего в 38 км от демаркационной линии с Германией. Полк интенсивно готовился к боевым действиям, летали много и даже начали осваивать ночные полеты. Весной 1941 г. перелетел в летние лагеря, на полевой аэродром в местечко Колки (севернее г. Луцк). Входил в состав 14 сад. Летчики осваивали слепые полеты (с закрытой кабиной), полеты на больших высотах, интенсивно велись воздушные бои. Перед самой войной одна из эскадрилий полка получила на вооружение новые истребители ЛАГГ-3.

22.06.41 г. в 3 часа ночи в полку была объявлена боевая тревога. Летчики и техники начали готовить самолеты к вылету. Около 4-х часов утра аэродром базирования подвергся бомбежке вражеской авиации (6 бомбардировщиков He-111). В результате налета было ранено около 10 человек личного состава и сгорел 1 самолет. В первые часы войны полк полностью сохранил боеспособность. В течение дня летчики летали на боевые задания. В одном из вылетов сопровождали девятку бомбардировщиков СБ летавших на бомбардировку г. Хельм. В течение дня аэродром Колки еще два раза подвергался бомбежке вражеской авиацией, однако полк больших потерь не понес. К вечеру был получен приказ перебазироваться на свой аэродром в г. Луцк.

С 23 по 26.06.41 г. полк вел активные боевые действия с аэродрома Луцка, прикрывал город и наземные войска. За эти дни понес значительные потери как в личном составе, так и в материальной части.

27.06.41 г. перелетел на аэродром под Ровно, откуда летал на боевые задания в течение 3-х дней. Затем на аэродром Федоровка под г. Новгород-Волынский, где базировался еще в течение 4-х дней. После этого перелетел на аэродром Скоморохи под г. Житомир. Через два дня после перебазирования на аэродром Скоморохи полк получил новую задачу: оставшимся самолетам перелететь на аэродром Володькова-Девица под г. Нежин, туда же прибыть и наземному составу. Прибыв к месту назначения получили приказ: - летчикам, не имевшим самолетов, убыть в Москву; - техникам, не имевшим самолетов, убыть в станицу Крымская на Кубань вместе со штабом полка; - оставшимся самолетам перелететь на аэродром под г. Переяславль (теперь Переяславль-Хмельницкий). Туда же приказано убыть и заместителю начальника штаба полка Звереву.

На новом месте вошел в состав 15 сад. Начались действия остатков полка по обороне Киева. Был образован сводный полк, в который входили остатки всех полков, воевавших в первые дни войны на приграничных фронтах. В него вошли: 10-15 самолетов И-16 от 89 иап, 3-5 самолетов И-153 от 62 шап, а в основном были самолеты И-15 от 66 шап. Командиром полка был назначен полковник А.И.Сидоренко (бывший командир 23 иап), военным комиссаром - батальонный комиссар Панченко, начальником штаба - капитан Зверев из 89 иап. Полк помогал обороне Киева наземными войсками в основном со стороны юга. Летчики делали по 7 - 9 боевых вылетов в день. Ответственную задачу выполнял полк по прикрытию Каневского моста через р. Днепр.

После Переяславля, полк вел боевые действия с аэродрома Чернобай (под Винницей). Последний аэродром откуда полк летал на штурмовку войск противника наступающих на Киев, а так же на прикрытие мостов через р. Днепр и своих наземных войск - аэродром Хорол.

В начале августа передан в состав 64 иад.

Перевооружен самолетами ЛаГГ-3.

10.08.41 г. вошел в состав 17 сад.

В сентябре 1941 г. расформирован.

 

 

Источники информации:

1. Данные Андрея Назина.

2. Журнал боевых действий 17 сад.

3. Хазанов Д.Б. 1941. Битва за небо. От Днепра до Финского залива. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.

4. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

5. ЦАМО, ф. 20098, оп. 1, д. 9. Журнал боевых действий 17 (36) авиадивизии..

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.