66-й штурмовой Киевский авиационный полк
140-й гвардейский штурмовой Киевский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк
Командиры полка
Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
полковник | Степан Семенович Щегликов | июнь 1941 г. | |
капитан, майор | Севастьянов Алексей Иванович | ||
полковник | Антон Иванович Сидоренко | 08.41 | |
майор | Виктор Алексеевич Анисимов | 07.43 - 19.07.43 | |
майор | В.Лавриненко | июль-август 1943 г. | |
Макаренко | с августа 1943 г. | ||
майор | Федор Васильевич Круглов | ||
майор | Дмитрий Акимович Нестеренко | ? - 05.45 |
В действующей армии:
- 22.06.41 - 30.06.41 (66 шап)
- 02.08.41 - 17.10.41 (66 шап)
- 20.05.42 - 02.06.42 (66 шап)
- 26.07.42 - 29.08.42 (66 шап)
- 17.10.42 - 05.02.44 (66 шап)
- 05.02.44 - 11.05.45 (140 гшап)
Входил в состав 15 сад.
К 22.06.41 г. имел на вооружении 58 самолетов И-15бис, а также 5 Ил-2, еще не освоенных летчиками.
Перед началом войны полк базировался в Комарно, Куровице.
22.06.41 г. в результате первого же налета авиации противника на аэродром Куровице было выведено из строя 36 самолетов. К исходу дня в составе полка осталось 24 И-15бис и 3 Ил-2. В дальнейшем летчики полка самоотверженно наносили удары по мотомехвойскам и отражали налеты бомбардировщиков противника.
28.06.41 г. в полк были переданы уцелевшие И-153 62 шап. В этот день 36 "безлошадных" летчиков вместе с командиром полка С.С.Щегликовым убыли в Умань для переучивания на Ил-2. Прибыв в Умань вошли в подчинение командира 44 иад. Из прибывших 36 экипажей в Умани осталось 15 экипажей (эскадрилья), которые вошли в состав 249 иап 44 иад. Оставшийся летный и техсостав под командованием Щегликова убыли в Воронеж в 1-ю заб. Там с начала июля полк начал изучение самолета Ил-2 и был снова сформирован в 3-х эскадрильном составе под командованием Щегликова, сохранив свой номер 66 шап.
28.07.41 г. полк в составе 32 Ил-2 убыл на Западный фронт и вошел в состав ВВС 24 армии (Резервный фронт). Обратно в 15-ю сад они не вернулись и продолжали действовать как самостоятельная часть в районы Смоленска и Вязьмы.
Оставшиеся две эскадрильи 66 шап под командованием Севастьянова вместе со штабом полка продолжали вести боевые действия в составе 15-й сад на самолетах И-15 бис и И-153. Полк в течение июня-июля 1941 года получал пополнение материальной частью и личным составом из других полков, а так же из Вольской и Батайшской авиашкол. В августе 1941 г. в командование этим полком вступил бывший командир 23 иап А.И.Сидоренко. 66-й шап 15 сад участвовал в обороне Киева. Последние боевые вылеты совершил 15.09.41 г., после чего был выведен в тыл на переформирование.
В конце сентября полк прибыл в Балашов. Там 16.10.41 г. на базе полка было образовано две новых части, собственно 66 шап на Ил-2, командиром которого был назначен Севастьянов и 66 иап, командиром которого стал Сидоренко.
Во второй половине октября 1941 г. 66-й шап которым командовал Щегликов и который входил в состав 24 Армии, так же был выведен в г. Балашов для пополнения за счет личного состава 211 ббап и 66-го шап капитана Севастьянова (в некоторых документах этот полк фигурирует под названием 66"А" шап). Оставшаяся часть 66 шап Севастьянова составила основу при формировании нового 820 шап. Позднее, в мае 1943 г. за отличия в обороне Киева, почетное наименование Киевский получил как 66 шап, так и 820 шап, хотя формально воинская часть с номером 820 в обороне Киева участия не принимала.
С 17.10.42 г. до конца войны 66 шап действовал в составе 266 шад -> 8 гшад.
В начале октября 1943 г. с расширением плацдарма на правом берегу Днепра полк был переброшен в Пальмиру.
За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, Приказом НКО СССР No. 016 от 05.02.44 г. преобразован в 140 гшап.
Источники информации:
1. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1990.
2. ЦАМО, ф. 229, оп. 181, д. 47. Журнал боевых действий и учета боевого состава управления ВВС ЮЗФ с 22.06.41 по 01.07.41 г..
3. ЦАМО, ф. 229, оп. 181, д. 48. Журнал боевых действий и учета боевого состава ВВС ЮЗФ с 11.07.41 по 21.07.41 г..
4. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.
5. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.
6. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.
7. Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации. — К.: Политиздат Украины, 1988.
8. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
9. Данные Андрея Назина.
Поделиться страницей:
Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.