66-й штурмовой Киевский авиационный полк
140-й гвардейский штурмовой Киевский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
полковник Степан Семенович Щегликов июнь 1941 г.  
капитан, майор Севастьянов Алексей Иванович    
полковник Антон Иванович Сидоренко 08.41  
майор Виктор Алексеевич Анисимов 07.43 - 19.07.43  
майор В.Лавриненко июль-август 1943 г.  
  Макаренко с августа 1943 г.  
майор Федор Васильевич Круглов    
майор Дмитрий Акимович Нестеренко ? - 05.45  

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 30.06.41 (66 шап)
  • 02.08.41 - 17.10.41 (66 шап)
  • 20.05.42 - 02.06.42 (66 шап)
  • 26.07.42 - 29.08.42 (66 шап)
  • 17.10.42 - 05.02.44 (66 шап)
  • 05.02.44 - 11.05.45 (140 гшап)

Входил в состав 15 сад.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 58 самолетов И-15бис, а также 5 Ил-2, еще не освоенных летчиками.

Перед началом войны полк базировался в Комарно, Куровице.

22.06.41 г. в результате первого же налета авиации противника на аэродром Куровице было выведено из строя 36 самолетов. К исходу дня в составе полка осталось 24 И-15бис и 3 Ил-2. В дальнейшем летчики полка самоотверженно наносили удары по мотомехвойскам и отражали налеты бомбардировщиков противника.

28.06.41 г. в полк были переданы уцелевшие И-153 62 шап. В этот день 36 "безлошадных" летчиков вместе с командиром полка С.С.Щегликовым убыли в Умань для переучивания на Ил-2. Прибыв в Умань вошли в подчинение командира 44 иад. Из прибывших 36 экипажей в Умани осталось 15 экипажей (эскадрилья), которые вошли в состав 249 иап 44 иад. Оставшийся летный и техсостав под командованием Щегликова убыли в Воронеж в 1-ю заб. Там с начала июля полк начал изучение самолета Ил-2 и был снова сформирован в 3-х эскадрильном составе под командованием Щегликова, сохранив свой номер 66 шап.

28.07.41 г. полк в составе 32 Ил-2 убыл на Западный фронт и вошел в состав ВВС 24 армии (Резервный фронт). Обратно в 15-ю сад они не вернулись и продолжали действовать как самостоятельная часть в районы Смоленска и Вязьмы.

Оставшиеся две эскадрильи 66 шап под командованием Севастьянова вместе со штабом полка продолжали вести боевые действия в составе 15-й сад на самолетах И-15 бис и И-153. Полк в течение июня-июля 1941 года получал пополнение материальной частью и личным составом из других полков, а так же из Вольской и Батайшской авиашкол. В августе 1941 г. в командование этим полком вступил бывший командир 23 иап А.И.Сидоренко. 66-й шап 15 сад участвовал в обороне Киева. Последние боевые вылеты совершил 15.09.41 г., после чего был выведен в тыл на переформирование.

В конце сентября полк прибыл в Балашов. Там 16.10.41 г. на базе полка было образовано две новых части, собственно 66 шап на Ил-2, командиром которого был назначен Севастьянов и 66 иап, командиром которого стал Сидоренко.

Во второй половине октября 1941 г. 66-й шап которым командовал Щегликов и который входил в состав 24 Армии, так же был выведен в г. Балашов для пополнения за счет личного состава 211 ббап и 66-го шап капитана Севастьянова (в некоторых документах этот полк фигурирует под названием 66"А" шап). Оставшаяся часть 66 шап Севастьянова составила основу при формировании нового 820 шап. Позднее, в мае 1943 г. за отличия в обороне Киева, почетное наименование Киевский получил как 66 шап, так и 820 шап, хотя формально воинская часть с номером 820 в обороне Киева участия не принимала.

С 17.10.42 г. до конца войны 66 шап действовал в составе 266 шад -> 8 гшад.

В начале октября 1943 г. с расширением плацдарма на правом берегу Днепра полк был переброшен в Пальмиру.

За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, Приказом НКО СССР No. 016 от 05.02.44 г. преобразован в 140 гшап.

 

Источники информации:

1. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1990.

2. ЦАМО, ф. 229, оп. 181, д. 47. Журнал боевых действий и учета боевого состава управления ВВС ЮЗФ с 22.06.41 по 01.07.41 г..

3. ЦАМО, ф. 229, оп. 181, д. 48. Журнал боевых действий и учета боевого состава ВВС ЮЗФ с 11.07.41 по 21.07.41 г..

4. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

5. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.

6. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.

7. Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации. — К.: Политиздат Украины, 1988.

8. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

9. Данные Андрея Назина.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.