Йорма Калеви Сарванто
(Jorma Kalevi Sarvanto)

По национальности был шведом и его фамилия, которую он получил при рождении, была Густафссон. Только уже поступив на службу в финскую авиацию, он взял финскую фамилию Сарванто.

Родился 22.08.1912 г. [2] (или 22.02.1912 г. [1]) в Турку (Turku) в семье торговца Карла Густафссона. В семье все разговаривали по-шведски, а финский язык был вторым. С раннего детства Йорма мечтал об авиации, перечитав все, что смог найти об известных асах Первой мировой войны. Начав готовиться к военной службе, он вступил в местное отделение гражданской гвардии. Йорма окончил гимназию в 1933 г., на три года позже своих сверстников, что говорило о том, что учеба давалась ему нелегко. Однако диплом ему был необходим, чтобы исполнить свою мечту.

В июне 1933 г. Сарванто был призван на действительную военную службу и направлен в пехотный полк, расквартированный в г. Пори. Но спустя некоторое время он подал рапорт с просьбой направить его в летную школу. Пройдя медицинскую комиссию и сдав необходимые тесты, он прибыл в авиашколу ISK на аэродроме Каухава. В 1934 г. после завершения курса летной подготовки, Сарванто в звании младшего лейтенанта резерва был демобилизован.

Уже осенью 1934 г. Сарванто, решив стать профессиональным военным, поступил в офицерское училище. В мае 1937 г. младший лейтенант Сарванто был направлен в LeR 4, куда вскоре начали поступать английские бомбардировщики "Бленхейм". В течение двух лет он служил в качестве штурмана, поскольку все места пилотов были уже заняты. Однако желание самому управлять самолетом не покидало его и в конце концов ему удалось добиться перевода в LLv 24.

12.05.39 г. лейтенант Сарванто прибыл в эскадрилью и был включен в состав 2/LLv 24 лейтенанта Йаакко Вуорелы (Jaakko Vuorela). Он быстро овладел истребителем "Фоккер" D.XXI, демонстрируя при этом великолепные результаты в стрельбе по буксируемым воздушным мишеням. В среднем 94% пуль, выпущенных Сарванто, попадали в цель.

Поскольку он играл на саксофоне и гитаре, товарищи прозвали его Замба (Zamba), и это прозвище закрепилось за ним на всю оставшуюся жизнь.

После того как 26.11.39 г. в состав LLv 24 были включены и два звена "Фоккеров" из LLv 26, лейтенант Сарванто был переведен в 4-е звено, которое возглавил капитан Густаф Эрик Магнуссон (Gustaf Erik Magnusson).

01.12.39 г., когда пилоты LLv 24, одержали первые одиннадцать побед, Сарванто из-за неисправности своего "Фоккера" в воздух не поднимался. Затем погода на Карельском перешейке испортилась, и "Фоккеры" снова вступили в бой только 19.12.39 г. В тот день лейтенант Сарванто совершил три боевых вылета, но так и не смог атаковать противника.

23.12.39 г. Сарванто открыл счет своим победам, сбив два СБ из 44-го сбап. (Подробнее см. здесь).

Утром 25.12.39 г. с аэродрома Иммола заметили конденсационные следы, оставляемые бомбардировщиками, летевшими на высоте 6000 м. В воздух немедленно поднялось звено "Фоккеров", среди которых был и FR-97 лейтенанта Сарванто. Однако, когда истребитель находился уже всего в пятистах метрах ниже бомбардировщиков, его двигатель неожиданно заглох и Сарванто был вынужден повернуть обратно на аэродром. Внезапно он увидел внизу шестерку СБ и, имея еще достаточный запас высоты и скорости, направил "Фоккер" в их сторону, имитируя заход для атаки. В результате бомбардировщики, поспешно освободившись от бомб, начали разворачиваться обратно. Механики затем установили, что один из поршней двигателя был полностью разрушен.

Около полудня 06.01.40 г. в районе аэродрома Утти появились семь ДБ-3 из 6-го дбап, которые возвращались после налета на города Пиексимяки и Куопио. Первым им на перехват из Утти поднялся "Фоккер" лейтенанта Сарванто, поскольку остальные истребители, недавно вернувшиеся из полетов, еще не успели заправить. В течение четырех минут - с 12.03 до 12.07 Сарванто удалось сбить шесть из семи бомбардировщиков. Первые три бомбардировщика упали на южную окраину болота Хауккасуо, приблизительно в 8-10 км южнее Утти, четвертый - между поселками Сиппола и Инкеройнен, в 18 км южнее Утти, а остальные два - между Инкеройненом и деревней Юлянумми, расположенной приблизительно в 28 км южнее Утти. Все шесть ДБ-3 были полностью разрушены, и из двадцати четырех человек, находившихся на их борту, спаслись и попали в плен только двое. (Подробнее см. здесь). После того как в 12.25 "Фоккер" FR-97 лейтенанта Сарванто приземлился в Утти, механики насчитали в нем 123 пробоины.

Одержав в ходе одного вылета сразу шесть побед, лейтенант Сарванто стал первым пилотом финской авиации, преодолевшим рубеж в пять побед, который давал ему право называться асом. Как только подробности этого боя стали известны, пресса уделила много внимания Сарванто, сделав его широко известной личностью не только в самой Финляндии, но и за границей.

17.01.40 г. в 13.55 по тревоге в воздух поднялись десять "Фоккеров" из LLv 24. Над Карельским перешейком они перехватили три группы СБ из 54-го сбап, включавшие в общей сложности 25 бомбардировщиков, которые возвращались после налета на Лаппенранту. В течение сорока минут были сбиты девять самолетов, один из которых был на счету Сарванто.

01.02.40 г. в бою с советскими истребителями был ранен командир 1/LLv 24 капитан Эйно Карлссон (Eino Carlsson) и лейтенант Сарванто был назначен исполняющим обязанности командира звена.

03.02.40 г. Сарванто одержал свою десятую победу, сбив в районе поселка Нуйяма, в 22 км юго-восточнее Лаппенранты, ДБ-ЗМ из 51-го дбап.

15.02.40 г. лейтенант Сарванто атаковал над побережьем Финского залива тройку ДБ-ЗМ из 1-го мтап БФ, летевшую на высоте 7000 м. Ему удалось подбить один бомбардировщик, в то время как остальные два смогли уйти.

18.02.40 г. пять "Фоккеров" перехватили группу из двенадцати бомбардировщиков. Пока остальные пилоты атаковали летевшую впереди девятку СБ, лейтенант Сарванто занялся тремя ДБ-3, находившимися несколько сзади. Короткими очередями он заставил замолчать бортстрелков двух бомбардировщиков, третий же перешел в пикирование и смог уйти. Сарванто действовал методично, ничего не опасаясь, словно это была стрельба по учебным мишеням. Подойдя вплотную к ближайшему ДБ-3, он сначала поджег его левый двигатель, а затем - правый. Оставшийся бомбардировщик, маневрируя, пытался уйти, но Сарванто быстро догнал его и нажал на спуск. Однако после того, как пулеметы сделали один-два выстрела, их заклинило и Сарванто повернул на свой аэродром.

19.02.40 г. четыре "Фоккера" во главе с лейтенантом Сарванто атаковали над Карельским перешейком шесть СБ, летевшие без истребительного прикрытия. Он смог вывести из строя один двигатель лидирующего бомбардировщика, но в ходе атаки и его "Фоккер" получил несколько попаданий. В результате Сарванто был вынужден вернуться на аэродром. Подбитый им СБ "добил" сержант Ииро Аулис Киннунен (Eero Aulis Kinnunen), и победа была поделена между ними.

21.02.40 г. лейтенант Сарванто в паре с другим пилотом сбил еще один ДБ-3 и закончил Зимнюю войну, имея на своем счету 13 побед и став самым результативным финским пилотом.

Весной 1940 г. LLv 24 была оснащена истребителями "Брюстер-239", но, летая на них, Сарванто уже не показал больших результатов.

25.06.41 г. началась новая война между Финляндией и Советским Союзом, и уже утром "Брюстеры" из LLv 24, взлетевшие с аэродрома Весивехмаа, в нескольких километрах восточное Лахти, сбили в районе г. Хейнола десять СБ: три из 2-го сбап, шесть из 201-го сбап и один из 202-го сбап. Один из этих бомбардировщиков был на счету лейтенанта Сарванто.

29.06.41 г. пара "Брюстеров" во главе с Сарванто перехватила в районе Утти два Пе-2, выполнявшие разведывательный полет над территорией Финляндии. Это была первая встреча финских пилотов с этими самолетами, и Сарванто затем вспоминал:

"Два двухмоторных двухкилевых самолета летели на высоте 3000 м над Куусанкоски в направлении Утти. Между чимч было расстояние 600 м. Я радировал своему ведомому, чтобы он атаковал бомбардировщик, находившийся южнее Куусанкоски, в то время как я сам повернул на север. Пока я преследовал свою цель, меня окружали разрывы своих же зенитных снарядов.

Противник летел приблизительно на той же скорости, что и я. Тщательно прицелившись, я с дистанции 400 м дал короткую очередь, попав в двигатель, который начал дымить. Приблизившись к бомбардировщику, я снова обстрелял его снизу сзади. Потеряв часть обшивки фюзеляжа, он у пал между Сипполой и Утти. Один человек успел выпрыгнуть из него на парашюте.

После этого я на максимальной скорости начал преследовать второй бомбардировщик, пересекший побережье в направлении Ссйскари. Однако он был у же слишком далеко и, в конечном счете, смог уйти".

В тот день лейтенант Сарванто одержал свою пятнадцатую победу, а сбитый им Пе-2 стал первым самолетом этого типа, уничтоженным финскими пилотами.

04.08.41 г. Сарванто было присвоено звание капитана.

19.10.41 г. он был переведен в штаб финской авиации.

С 08.05.41 по 17.06.42 г. Сарванто служил в качестве летчика-испытателя, а затем был командирован в Германию, где занимался закупкой материалов, необходимых для финской авиации.

16.01.43 г. капитан Сарванто был назначен командиром 1/LeLv 24 и вернулся на фронт.

Утром 21.04.43 г. в ходе большого боя, проходившего над Финским заливом между Кронштадтом и о. Сейскари, пилоты LeLv 24 одержали девятнадцать побед, при этом один Як-1 был на счету Сарванто.

09.05.43 г. советские бомбардировщики под прикрытием тридцати истребителей совершили налет на финские позиции на о. Суурсаари. На обратном пути советские самолеты были перехвачены пятнадцатью "Брюстерами" из LeLv 24, которым удалось подбить два Як-7 и один Ла-5. Сбив в том бою Як-7, капитан Сарванто одержал свою семнадцатую и, как оказалось, последнюю победу.

08.07.43 г. он был принят в военную академию и больше уже в боевых действиях не участвовал.

22.07.44 г. капитан Сарванто был назначен командиром учебной T-LeLv 35 и оставался на этой должности до подписания перемирия между Финляндией и Советским Союзом.

В послевоенные годы Сарванто занимал различные командные и штабные должности в финской авиации и вышел в отставку 08.06.60 г. в звании подполковника.

Умер Йорма Калеви Сарванто 16.10.1963 г.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония. Латвия. Финляндия. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

2. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. No. 21, 2000 г. Финские асы против "Сталинских Соколов" / Редактор-составитель С.В.Иванов.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.