18.03.45 г. Налет американских бомбардировщиков на Берлин

Утром 18 марта 1945 г. 1 329 бомбардировщиков 8-й воздушной армии США под прикрытием 733 истребителей взяли курс на столицу Третьего рейха. Первая волна бомбардировщиков уже приближалась к предместьям Берлина, когда в воздух с аэродромов Ораниенбург и Бранденбург-Брист поднялись Me-262 из штаба JG7, 10. и 11./JG7. Собравшись в плотный боевой порядок, они около 11.00 в районе Науэн - Ратенов - Бранденбург - Потсдам атаковали противника.

В 11.09 был сбит первый B-17, в 11.10 - второй. Они оба были на счету майора Теодора Вайссенбергера (Theodor Wei?enberger). Затем приблизительно в 11.14 обер-фельдфебель Аугуст Любкинг (August Lubking), лейтенант Рудольф Радемахер (Rudolf Rademacher) и лейтенант Густав Штурм (Gustav Sturm) сбили еще три "Летающих Крепости" из 100BG. Через несколько мгновений жертвой обер-лейтенанта Франца Шалля (Franz Schall) стал P-51D лейтенанта Нормана Джентца (Norman E. Jentz) из 361FG. А затем в 11.17 майор Вайссенбергер сбил шестой B-17.

В течение восьми минут американцы потеряли семь самолетов, но это был еше не конец. В 11.20 в бой вступили истребители из 9./JG7. Они были оснащены новым типом типом оружия, которое было специально разработано для уничтожения бомбардировщиков, и которое по всем своим параметрам, вероятно, было на тот момент идеальным наступательным вооружением для Me-262. Этим оружием была неуправляемая ракета R4M. Она имела калибр 55 мм, длину 814 мм, массу около 4 кг и боеголовку с 520 г гексогена. Пороховой заряд массой 815 г., сгоравший за 0,8 с, создавал в камере сгорания давление около 240 атм., что обеспечивало ракете максимальное ускорение приблизительно в 540 м/с и максимальную дальность полета около 2500 м.

18 марта 1945 г. неуправляемые ракеты R4M были впервые применены пилотами JG7 в бою. В 11.20 в районе Ратенова соединение B-17 было атаковано шестью Me-262 из 9./JG7. Это были самолеты обер-лейтенанта Гюнтера Вегмана (Gunther Wegmann), обер-лейтенанта Карла-Хайнца Зеелера (Karl-Heinz Seeler), лейтенанта Карла Шноррера (Karl Schnorrer), обер-фельдфебеля Вальтера Виндиша (Walter Windisch), обер-фельдфебеля Улльриха (Ullrich) и фенриха Фридриха Эрига (Friedrich Ehrig). Каждый из них имел по 24 ракеты R4M, размещенные на двух пусковых установках, по одной под каждой плоскостью. С дистанции около 400 метров все шесть Me-262 выпустили по бомбардировщикам ракеты. Эффект был ужасающий: "Смятые фюзеляжи, оторванные плоскости, сорванные со своих рам двигатели, куски алюминия и горящие обломки различного размера разлетались вокруг в воздухе, как будто кто-то высыпал содержимое пепельницы". Все произошло настолько быстро, что никто из пилотов, участвовавших в этой атаке, просто не успел заметить, кто и сколько сбил самолетов. Затем анализ всех полученных сообщений и обломков бомбардировщиков, собранных на земле, показал, что было сбито от шести до восьми B-17. Все они были записаны на общий счет III./JG7 как "воздушные победы для Германии" ("Luftsiege fur Deutschland").

Пилоты во главе с Вегманом решили еще раз атакошпъ бомбардировщики. Однако эта атака уже не принесла им успеха, но были потеряны два своих самолета. В районе поселка Глевен (Glewen), расположенного в 98 км северо-западнее Берлина, ответным огнем с B-17 был сбит Me-262A-1a W.Nr. 110808 командира 9./JG7 обер-лейтенанта Гюнтера Вегмана. Вегман был ранен в ногу, выпрыгнул на парашюте, но ногу спасти не удалось.

Вслед за истребителем Вегмана огнем бортстрелков B-17 был сбит и Me-262A-1a W.Nr. 110780 его ведомого обер-лейтената Зеелера. Самолет упал в 5 км юго-западнее Перлеберга, и Зеелер погиб.

Однако на этом потери эскадры не закончились. I./JG7, находившаяся в Кальтенкирхене, тоже получила приказ на взлет. Видимость в районе аэродрома была значительно ниже 800 метров, которые, по мнению майора Вайссенбергера, были минимальным условием для безопасного взлета реактивных истребителей. Вылеты в таких условиях для пилотов, не имевших опыта "слепых" полетов, были связаны с большим риском. Командир 1./JG7 обер-лейтенант Ханс Грюнберг (Hans Grunberg) доложил командиру 2-й истребительной авиадивизии (2.Jagddivision) оберсту Густаву Рёделю (Gustav Rodel) о возможных последствиях, но уже вскоре в Кальтенкирхен позвонил начальник оперативного отдела дивизии майор Рихтер (Richter). Он передал Грюнбергу реакцию рейхсмаршала Геринга на сводку, полученную из штаба 2-й истребительной авиадивизии: "Заставьте этих идиотов подняться, или я лично прибуду туда, чтобы пинками заставить их двигаться".

В результате Me-262 из I./JG7 были вынуждены начать взлетать. Первым в воздух поднялось звено во главе с обер-лейтенантом Грюнбергом. Оно прошло сквозь первый слой облаков и начало летать по кругу, ожидая остальные самолеты группы. Вслед за ним взлетела вторая группа во главе с командиром 2./JG7 обер-лейтенантом Фритцем Штеле (Fritz Stehle), которая, как и было оговорено, набрав высоту около тысячи метров, тоже начала описывать круги. Затем на старт вырулило звено из 3./JG7. В его составе были командир эскадрильи обер-лейтенант Ханс Вальдман (Hans Waldmann), лейтенант Ханс-Дитер Вайхс (Hans-Dieter Weihs), обер-фенрих Гюнтер Шрай (Gunther Schrey) и флигер Герхард Райхер (Gerhard Reiher). У последнего во время разбега отказал один двигатель, и он не взлетел, остальные же трое поднялись с аэродрома и скрылись в облаках.

Во время набора высоты лейтенант Вайхс протаранил летевший впереди Me-262A-1a W.Nr. 170079 обер-лейтенанта Вальдмана. Самолеты получили настолько сильные повреждения, что оба пилота были вынуждены выпрыгнуть на парашютах. Вайхс благополучно приземлился, а Вальдман, по неизвестной причине, не смог открыть парашют и разбился, упав на землю около г. Шварценбека (Schwarzenbeck), в 30 км восточнее Гамбурга.

Обер-фенрих Шрай тоже не вернулся из этого злополучного вылета. Тем же вечером его тело было найдено в районе Эггенбюттеля (Eggenbuttel). Его Me-262A-1a W.Nr. 500226 был сбит истребителями союзников при выходе из верхнего слоя облаков. Шрай успел выпрыгнуть на парашюте, но затем был расстрелян в воздухе.

Всего же 18 марта 1945 г. американцы потеряли 25 B-17, 2 B-24, 13 P-51, 7 P-47 и 5 PР-38. Из них на счету пилотов JG7 13 подтвержденных и две вероятных победы. И хотя они сбили даже менее одного процента от числа самолетов, участвовавших в налете на Берлин, их успешные действия не остались без внимания. Спустя два дня командующий 8-й почдушнон армией США генерал Дулитл (Doolittle), осознав растушую опасность со стороны реактивных истребителей, приказал своим бомбардировщикам переключиться на бомбардировки авиазаводов, где они собирались. Одновременно он приказал держать аэродромы реактивных истребителей под постоянным наблюдением самолетов-разведчиков. Можно сказать, что успех, которого JG7 добилась 18 марта, вызвал такую лавину, что спустя всего три недели эскадра оказалась практически похороненной под ней.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Реактивные истребители. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.