17.04.43 г. Посадка на захваченный аэродром

16.04.43 г. началось перебазирование 3 иак на Кубань. Для переброски авиакорпуса с Воронежского фронта командиру 1-го бак было приказано выделить в качестве лидеров 16 лучших экипажей на самолетах Пе-2.

Перебазирование сопровождалось множеством чрезвычайных и трагический происшествий.

17.04.43 г. семь из шестнадцати лидировавших истребителей Пе-2 потеряли ориентировку при перелете.

Три группы вместо аэродрома в Миллерово прилетели в Чертково, где при посадке в поле разбили два Як-7 и два Пе-2. Лидировали эти группы: летчик 854 бап 293 бад мл. лейтенант Малеев, штурман ст. сержант Сероглазов, летчик 854 бап ст. сержант Данилов, штурман звена лейтенант Малышко и летчик 81 гбап 1 гбадстажер Омской школы летчиков лейтенант Назаров, штурман звена лейтенант Лавров.

Одна группа вместо Миллерово прилетела в Вешенскую, разбив на посадке еще один Як-7. Лидировал группу экипаж 82 гбап 1 гбад лейтенант Рыбалко со штурманом эскадрильи капитаном Сербковым.

Экипаж 804 бап 293 бад летчик лейтенант Поляков, штурман звена мл. лейтенант Жариков, лидируя группу истребителей из Обоянь в Россошь, потеряли в воздухе группу и вернулись на аэродром вылета, а истребители самостоятельно благополучно прибыли в Россошь.

Экипаж 854 бап летчик лейтенант Лысенко со штурманом звена лейтенантом Крыловым заблудили и завели группу истребителей вместо Ростова в район между Ростовом и Таганрогом. Истребители, видя блуждение лидера, бросили последнего и самостоятельно вернулись в Ростов, где и произвели посадку, а лидер пришел вслед за истребителями.

Но основная трагедия разыгрались над оккупированным немцами Таганрогом. Эскадрилья капитана Егорова из 291 иап 265 иад на Як-1б вылетела с аэродрома Россошь в Ростов-на-Дону. Далее их маршрут должен был лежать через Тихорецк на аэродром Старонижнестеблиевская Краснодарского аэродромного узла. Лидировал группу истребителей экипаж Пе-2 из 82 гбап: командир звена мл. лейтенант Зотов, штурман ст. лейтенант Каримов.

На маршруте штурман Пе-2 потерял ориентировку и привел свою группу вместо Ростова в занятый немцами Таганрог. Вероятно, это был аэродром "Таганрог-Вест", нынешний "Таганрог-Центральный", расположенный на западной окраине города. "Таганрог-Вест" находился рядом с широким Миусским лиманом, который, заходя на посадку с запада или северо-запада, вполне можно принять за Дон.

Первой на вражеский аэродром сходу села тройка "Яков" в составе капитана А.Г.Егорова, И.Я.Единархова и сержанта О.М.Горбачева. Самолеты на стоянку не заруливали, а заглушили двигатели рядом со взлетной полосой. Видимо все произошедшее было и для немцев не меньшим сюрпризом, поэтому зенитный огонь был открыт только по следующей заходившей на посадку тройке, а к севшим "Якам" кинулись немецкие солдаты. Егоров, успевший выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета и в завязавшейся перестрелке был убит. Самолет Единархова в ходе перестрелки загорелся, летчик не покинул его кабину и сгорел вместе с самолетом.

Мужество Егорова и Единархова оценил противник: по приказу командира 111-й пехотной дивизии, занимавшей таганрогский участок "Миус-фронта", генерал-майора Рекнагеля, Егоров и Единархов были похоронены на городском кладбище с отданием всех положенных в таких случаях воинских почестей.

Старший сержант Горбачев был взят в плен. Воевал на стороне фашисткой Германии в составе 3./Süd FluG 1, подразделении Люфтваффе, которое занималось перегонкой истребителей "Мессершмитт" с заводских аэродромов на фронт. 06.01.45 г. погиб в авиакатастрофе при перегонке Ме-109.

Зенитной артиллерией были сбиты самолеты Як-1б ст. сержанта Богатырева и Як-7б ст. сержанта Грабельникова из 15 иап 278 иад. Погибли оба летчика и механик, техник-лейтенант Кондрахин, который находился в заднем отсеке самолета Грабельникова.

Еще один Як-1б мл. лейтенанта Добытеева также был сбит зенитками противника, но летчику удалось спастись на парашюте. Только на следующий день Добытеев был пленен. Он отказался сотрудничать с немцами, пережил ужасы лагерей, в 1945 году был освобожден из плена, прошел спецпроверку и был признан невиновным. После войны жил в Москве и умер в 1978 г.

***

За неудовлетворительное лидирование и некачественную штурманскую подготовку понесли наказание руководящий и летный состав 1-го бак. Согласно Приказу зам. НКО маршала авиации Новикова № 0318 от 27.04.43 г.:

"1. Командиру 1-й гвардейской авиадивизии полковнику Добыш и командиру 293-й авиадивизии полковнику Грибакину за плохую подготовку в штурманском отношении дивизий, за самоуспокоенность, слабую дисциплину и отсутствие требовательности объявить выговор и предупредить, что если они в срок до 15 мая не выправят штурманских и бомбардировочных недочетов, то оба будут сняты с занимаемых должностей, понижены в звании и назначены с понижением.

2. Штурманов дивизий: 1-й гвардейской – майора Янченко и 293-й – майора Аксенова за исключительно слабую штурманскую подготовку дивизий снизить в военном звании до «капитан» с испытательным сроком до 1 августа 1943 года, после чего командиру 1 бак донести мне о их работе со своим заключением.

3. Штурману корпуса майору Савченко за слабую штурманскую подготовку дивизий объявить выговор и предупредить о неполном служебном соответствии.

4. Штурманов полков: 854-го авиаполка – капитана Лопатина и 82-го гвардейского – капитана Скоробогатова за слабую штурманскую подготовку полков снизить в военном звании до «старший лейтенант» с испытательным сроком до 1 августа 1943 г., после чего командиру 1 бак представить мне доклад о их работе со своим заключением.

5. Штурмана корабля 854-го полка старшего сержанта Сероглазова откомандировать в 1-й штурмовой авиакорпус рядовым стрелком на Ил-2. Пусть штурмовики его научат ориентироваться, а командиру 1 шак генерал-лейтенанту авиации тов. Рязанову донести мне о работе Сероглазова к 1 июля 1943 г.

6. Штурмана эскадрильи 82-го гвардейского авиаполка капитана Сербкова за посадку группы в Вешенская вместо Миллерово, что произошло в результате его распущенности и халатности, снизить в военном звании до «старший лейтенант» и назначить штурманом звена.

7. Летчика 82-го гвардейского авиаполка Зотова и штурмана эскадрильи Каримова арестовать и предать суду военного трибунала.

8. Командира 82-го гвардейского авиаполка майора Анисимова (Ошибка. Правильно - Аниськин) за плохую подготовку полка арестовать на 15 суток с удержанием за каждые сутки ареста 50 % зарплаты и предупредить, что, если полк к 15 мая окажется неподготовленным в штурманском отношении, то он будет снижен в звании и назначен с понижением.

Не налагаю взыскания на врид командира 854-го полка капитана Королева только потому, что он командует полком всего лишь один месяц, но требую в самый кратчайший срок поднять подготовку полка на должную высоту во всех отношениях.

9. На остальных виновников командиру 1 бак наложить взыскания своей властью.

Обращаю внимание командира 1 бак полковника Полбина на недопустимость либерального отношения к подчиненному ему личному составу и требую более решительных и немедленных мер по поднятию в корпусе на должную высоту штурманской и бомбардировочной подготовки.

10. Командующему 2-й воздушной армией генерал-лейтенанту авиации Красовскому отпустить для корпуса на боевую подготовку 150 т авиационного бензина. В срок до 1 мая организовать облет района предстоящих действий для корпуса, установить за работой корпуса постоянный контроль и не стоять в стороне, а лично помочь командиру корпуса навести порядок в частях корпуса.

11. Начальнику Главного управления боевой подготовки ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации Кондратюк в срок между 15 и 20 мая проверить состояние корпуса во всех отношениях и результаты проверки доложить мне.

12. В целях упорядочения оперативных перелетов начальнику Штаба ВВС Красной Армии разработать Инструкцию по организации и проведению оперативных перелетов и представить мне на утверждение к 5.5.43 г.

13. Приказ проработать со всем летным составом, кроме пунктов 1 и 9, которые объявить только до командиров полков включительно."

***

Самолеты Як-1б, 265 иад, потерянные при перелете 17.04.1943 г.:

Капитан Егоров Алексей Гаврилович, Як-1б № 05119, мотор № 4-3425, техник сержант Кузнецов;

Лейтенант Единархов Иван Яковлевич, Як-1б № 10115, мотор № 4-1769, техник старший сержант Епихин;

Старший сержант Добытаев Михаил Семенович, Як-1б № 27127, мотор № 4-2433, техник старший лейтенант Горюнов;

Старший сержант Горбачев Олег Михайлович, Як-1б № 32117, мотор № 4-2527, техник лейтенант Ануфрин;

Старший сержант Богатерев Як-1б № 21117, мотор № 4-2134, техник лейтенант Тихонов.

 

Источники информации:

1. Владимир Побочный, Людмила Антонова. Весна 43-го (01.04.1943 – 31.05.1943)

2. Александр Заблотский. Черный день 3-го ИАК

3. Александр Заблотский. 17 апреля 1943 г. – Черный день 3-го ИАК

4. Як-1 в эскадрильях люфтваффе

5. Добытеев Михаил Степанович. На сайте БВВАУЛ

6. Форум www.vif2ne.org

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.