15-й истребительный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк им. Ф.Э.Дзержинского

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Владимир Лукич Бобрик 09.39 - 06.42  
майор Владимир Николаевич Калачев 06.42 - 28.06.42 Погиб
капитан Павел Тимофеевич Тарасов 28.06.42 - 12.42  
майор, подполковник Николай Васильевич Исаков 01.43 - 04.45  

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 13.07.41
  • 15.08.41 - 22.12.41
  • 09.06.42 - 25.08.42
  • 04.09.42 - 25.12.42
  • 19.04.43 - 22.06.43
  • 09.07.43 - 03.08.43
  • 01.09.43 - 12.05.44
  • 22.06.44 - 09.09.44
  • 21.11.44 - 09.05.45

Родословная полка восходит ко 2-й авиационной группе (1914 г.). В январе 1919 г. группа была переименована во 2-й авиационный дивизион истребителей. С осени 1917 г. летчики части участвовали в гражданской войне, сражаясь с белогвардейцами и иностранными интервентами на Южном и Юго-Западном фронтах, вели бои в небе над Украиной, Перекопом, воевали под Тулой, Орлом, Брянском и Казанью. После гражданской войны авиадивизион был переименован в Отдельную авиационную эскадрилью. Приказом Реввоенсовета СССР No. 719 от 03.07.1925 г. эскадрилье присвоено имя Ф.Э.Дзержинского. В декабре 1926 г. эскадрилья переименована в 7-ю отдельную авиаэскадрилью. 25.05.35 г. эскадрилья была переименована в 106-ю истребительную авиаэскадрилью.

28.04.38 г. приказом командующего ВВС КА 106-я эскадрилья переименована в 15-й истребительный авиаполк имени Ф. Э. Дзержинского.

 

Наиболее опытные пилоты принимали участие в боях в Испании и на Халхин-Голе.

Осенью 1939 г. полк в четырехэскадрильном составе участвовал в "освободительном походе".

С 20.01 по 15.02.40 г. первая и третья аэ во главе с командиром полка находились в Ленинграде, где получили 64 новых истребителя И-153.

28.02.40 г. полк приступил к боевые действиям против Финляндии.

 

В июне 1941 г. входил в состав 8 сад Северного фронта.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 82 самолета И-153, И-15бис (в том числе 6 неисправных), а также 62 МиГ-3 (в том числе 5 неисправных), еще не освоенных летчиками.

Перед началом войны полк базировался на аэродромах Алитус близ Ковно (Каунас) [1], Поцунай, Венчай [7].

К вечеру 22.06.41 г. самолеты полка находились на аэродроме Митавы. Здесь противник уничтожил 40 МиГ-3.

12.07.41 г. после напряженных боев полк был выведен в тыл, в 1-ю ВШШ (Рязань), на переформирование, которое закончилось в середине августа. Полк был трехэскадрильным.

С 15.08 по 16.12.41 г. полк в составе 8 ад, в оперативном подчинении 7 иак ПВО участвовал в обороне Ленинграда. За период боевых действий под Ленинградом полк произвел 2080 боевых вылетов. Из них: 182 на штурмовку наземных войск противника; 68 - штурмовка аэродромов противника; 444 - сопровождение бомбардировщиков и транспортных самолетов; 1612 - прикрытие своих войск и другие задания. За этот период проведено 437 воздушных боев, в результате которых сбито 78 самолетов противника и уничтожено на земле - 17. Свои потери составили 83 самолета, погибло 39 летчиков и 3 техника.

20.12.41 г. полк направлен в 1 зиап в Чебоксары для получения самолетов и доукомплектования личным составом. Получил 21 ЛаГГ-3. После переучивания на новом типе самолета, в двухэскадрильном составе полк в июне 1942 г. прибыл в распоряжение 226 сад 2 ВА.

В период 09.06.42 - 25.08.42 г. полк вел боевые действия на Брянском фронте в составе 266 иад.

С 04.09.42 по 23.10.42 г. воевал в составе 287 иад на Сталинградском фронте. В этот период действовал с аэродрома средняя Ахтуба. На вооружении имел 20 Ла-5 и несколько ЛаГГ-3.

К 24.09.42 г. в результате тяжелых боев в полку не осталось самолетов. Часть летчиков погибла, другие находились в госпиталях после ранений. Весь оставшийся личный состав направлен в район одного из колхозов северо-восточнее Сталинграда для пополнения летчиками и самолетами. Полк снова получил ЛаГГ-3.

15.10.42 г. перебазировался в район станции Сайхин, южнее озера Эльтон. Здесь молодые летчики тренировались и охраняли железную дорогу в пределах станций Эльтон-Сайхин-Баскунчак.

С 24.10 до 26.12.42 г. действовал на Сталинградском фронте с аэродрома Столяров в составе 226 шад, осуществлял прикрытие штурмовиков. В начале ноября полк лишился значительного количества самолетов. И снова командир полка с группой из десяти летчиков убыл за самолетами. К активным действиям приступил с 19.11.42 г.

С 04.09.42 по 26.12.42 г. летчики полка одержали 26 побед, большую часть из них - на Ла-5.

В конце декабря 1942 г. штаб и технический состав полка направлен в Новосибирск в распоряжение 20 зап. Здесь в состав полка влились летчики одной эскадрильи 5 иап, а Башкирские колхозники вручили летчикам полка 32 новых самолета Як-7б.

 

С февраля 1943 г. действовал в составе 278 иад.

С 16.04 по 22.06.43 г. в боях на Кубани полком произведено 700 боевых вылетов с налетом 639 часов, проведено 215 воздушных боев, сбито 69 самолетов противника.

22.06.43 г. полк закончил боевые действия на Северо-Кавказском фронте и убыл в село Избердей Шехманского района Тамбовской области на пополнение.

С июля 1943 г. полк участвовал в боях на Курской Дуге на самолетах Як-9.

Весной 1944 г. полк участвовал в боях за освобождение Крыма.

22.06.44 г. полк в составе 41 экипажа на самолетах Як-1 прибыл в село Заольша Витебской области и вел боевые действия на Оршанском направлении.

Приказом ВГК No. 0182 от 06.07.44 г. за отличия в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом Орша полку присвоено почетное наименование Оршанский.

В боях за освобождение Белоруссии и Литвы летчики полка сделали 1116 боевых вылетов, провели 176 воздушных боев, сбили 39 самолетов противника. Своих потерь не было.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.07.44 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Вильно и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденом Красного Знамени.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, полк был награжден орденом Суворова III степени.

 

Источники информации:

1. РККА.

2. Сборник боевых документов Великой отечественной войны. Выпуск 34. - М.: Воениздат, 1953.

3. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

4. Данные Михаила Быкова.

5. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

6. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

7. Ситковский А.Н. В небе «Соколы»: Документальная повесть. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.

8. Данные Игоря Мангазеева.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.