14.12.44 г. Операция по уничтожению транспортов и кораблей

Из отчета о боевой работе 47 шап за декабрь 1944 г.

 

11 шад ВМФ была поставлена задача: нанести БШУ по огневым средствам ПВО противника в ВМБ Либава (операция по варианту "Арктур-1") в интересах ударных групп 8 гшап и топмачтовиков А-20-Ж 51 мтап.

Подготовка к операции началась с 04.12.44 с детального изучения района боевых действий, изучения системы ПВО, базирования и деятельности авиации противника на Либавском аэроузле.

10.12.44 с получением оперативных боевых документов штаба 11 шад составлена плановая таблица. Задачу предстояло выполнить 4-мя группами по 6 Ил-2 в каждой. Ведущими групп были назначены: Степанян Н.Г., он же ведущий 47 шап, Старостин М.И., Громов Н.П., Удальцов Е.Г.

11.12.44 командиром дивизии было проведено групповое упражнение с командирами, начальниками штабов и штурманами полков.

12.12.44 было проведено групповое упражнение командиром 47 шап с командирами эскадрилий, ведущими групп, офицерами штаба, в котором главным образом отрабатывались вопросы взаимодействий с 8 гшап, 8 мтад и 9 иап. Вылет должен был состояться 13.12.44, но был отменен из-за метеоусловий Командующим ВВС КБФ.

14.12.44 в 4 час 30 мин была объявлена часовая готовность.

В 9 час 30 мин командиром 47 шап в присутствии представителей штаба дивизии было детально проработано боевое задание со всем летным составом полка и с ведущими групп истребителей прикрытия.

С 12 до 13 час 15 мин артиллерия противника со стороны Мемеля обстреляла аэродром, снаряды ложились на южной границе аэродрома и части летного поля. В связи с этим взлет проводили с боковым ветром силой 6-7 м/сек под углом 70-80°.

ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАЦИИ. В 12 час 30 мин с КП 11 шад было получено приказание нанесли удар 24 Ил-2 в 14 час 15 мин.

Первую группу прикрывали 6 ЛаГГ-3, вторую - 4 ЛаГГ-3, третью - 4 ЛаГГ-3, четвертую должны были прикрывать 8 Як-9, но из-за халатности ведущего прикрытия капитана Шитова прикрывало только 2 Як-9, остальные 6 истребителей во главе с ведущим прикрывали одну из групп 8 гшап.

2 Ил-2 первой группы (летчики Талдыкин В.Г. и Карабанов Д.И.) вернулись с задания из-за неисправности матчасти.

До цели шли в колонне из 4-х групп по 6 Ил-2 в группе (в 1-й группе 4 Ил-2) на дистанции 200-300 м с набором высоты до 1400 м.

В 14 час 12 мин ведущая группа 4 Ил-2 была атакована двумя парами истребителей противника ФВ-190, атаки производились снизу - сбоку и сзади - сверху. После первой же атаки самолет ведущего гвардии подполковника Степаняна Нельсона Георгиевича с воздушным стрелком, штурманом АЭ капитаном Румянцевым Алексеем Георгиевичем, был подбит и со скольжением начал терять высоту, перешел в пикирование и упал в море в 8-10 км севернее порта Либава, на расстоянии 2 км от берега. Экипаж погиб. Истребители прикрытия атаку заметили поздно, когда самолет ведущего был уже сбит.

Вторая и третья группы на подходе к цели также были атакованы истребителями противника 8-10 ФВ-190.

В 14 час 15 мин группы штурмовиков одним заходом с планирования (первая группа 3 Ил-2, ведомая заместителем ведущего Степаняна - ст. лейтенантом Марковым В.Д.) атаковали огневые средства ПВО противника на западном молу. Вторая группа атаковала огневые средства ПВО на кораблях и транспортах в аванпорту Либава, третья группа - на берегу, в районе торговой гавани. Четвертая группа, ведущий ст. лейтенант Удальцов Е.Г., атаковала огневые средства ПВО противника, обеспечивая выход из атаки топмачтовиков А-20-Ж.

На подходе к цели и в момент атаки штурмовики были обстреляны сильным огнем ЗА и МЗА с берега, плавсредств в аванпорту и с мола. При выходе из атаки штурмовики снова были атакованы истребителями противника 8-12 ФВ-190.

Истребителей прикрытия в районе воздушного боя штурмовиков экипажи штурмовиков не наблюдали.

Итог: в результате проведенной операции авиацией было потоплено 6 транспортов общим водоизмещением 32 000 т и 2 транспорта повреждены. Летчики 47 шап подавили огонь двух батарей МЗА на западном молу и двух батарей ЗА в южной части г. Либава. В воздушном бою экипажами штурмовиков 47 шап сбито 9 ФВ-190.

В результате воздушного боя истребителями противника сбито 9 Ил-2, погибло 8 экипажей, помимо этого, летчик лейтенант Дорожников Н.П., подбитый истребителями противника, произвел посадку на фюзеляж в 2 км восточнее аэродрома Паланга. Самолет требует среднего ремонта, экипаж невредим. Легко ранены воздушные стрелки мл. сержанты Ларионов А.И. и Бушуев А.М., сержант Петер Л.Н., летчик ст. лейтенант Громов Н.П.

ВЫВОДЫ: 47 шап поставленную задачу выполнил, но при этом полк потерял 10 Ил-2, причем 8 - с экипажами. Ведущим всех штурмовиков и сопровождающих истребителей был командир 47 шап. В составе данного боевого вылета находилось: 22 Ил-2 47 шап, которых сопровождали 14 ЛаГГ-3 9-го иап; 24 Ил-2 8 гшап, которых сопровождали 18 Як-9 9 иап. Всего было 78 самолетов. От 8 гшап погибло 3 экипажа. Девятый истребительный полк потерь не имел.

Тяжелые потери, которые понесли штурмовики от ИА противника, произошли по следующим причинам:

1) истребители прикрытия первой группы (ведущий капитан Сидоров) поздно обнаружили атаку истребителей противника и не смогли отразить, в дальнейшем были связаны боем с 4 ФВ-190 и прикрываемую группу штурмовиков потеряли;

2) приказание командира 11 шад о выделении 2 истребителей специально для прикрытия подполковника Степаняна до конца выполнено не было (летчики были выделены, но задачу эту им никто не поставил);

3) четвертая группа штурмовиков должна была прикрываться 8 Як-9, а прикрывались только двумя истребителями (ведущий капитан Шитов). Остальные 6 истребителей во главе с Шитовым почему-то прикрывали одну из групп 8 гшап;

4) неудовлетворительная организация истребительного прикрытия и боевого управления в полете 9 иап;

5) неудовлетворительная организация подготовки к боевому вылету со стороны капитана Шитова и непосредственный контроль со стороны штаба 9 иап за усвоением боевой задачи, вследствие чего группа штурмовиков (четвертая), которую должен прикрывать Шитов, прикрывалась фактически двумя Ил-2 вместо восьми, в результате чего были потеряны 3 Ил-2 от истребителей противника;

6) при встрече с истребителями противника истребители прикрытия разбились по парам и вели неогранизованный воздушный бой, оставив штурмовиков без прикрытия;

7) преждевременный удар самолетов Пе-2 (на 4-6 мин) и слабая радиодисциплина позволили противнику заранее обнаружить ударные группы и поднять свои истребители.

В результате воздушного боя летный состав 47 шап сбил 9 ФВ-190. Из них летчик Марков В.Д., воздушный стрелок Черкасов Н.И., воздушный стрелок Комаров В.И., воздушный стрелок Петер Л.К., воздушный стрелок Макаров М.С. сбили по одному ФВ-190, и 4 ВФ-190 были сбиты в групповом бою.

 

Потери 47 шап от истребителей противника:

1. Командир полка Герой Советского Союза гв. подполковник Степанян Н.Г. Самолет упал в воду в 8-10 км севернее Либавы и затонул, экипаж погиб. Вместе со Степаняном погиб штурман 2-й аэ капитан Румянцев А.Г.

2. Летчик мл. лейтенант Сидоров В.В., воздушный стрелок мл. сержант Сурков В.И. Самолет упал в воду в 3-5 км севернее Либавы. Самолет затонул, экипаж погиб.

3. Летчик лейтенант Иванов К.А., воздушный стрелок мл. сержант Козлов Н.А. Самолет сбит при подходе к цели, упал в воду в 3-5 км севернее Либавы и затонул, экипаж погиб.

4. Летчик мл. лейтенант Горновский Н.В., воздушный стрелок мл. сержант Комаров П.И. Самолет сбит и упал в воду в северной части аванпорта Либавы и затонул, экипаж погиб.

5. Летчик лейтенант Кудрявцев М.В., воздушный стрелок мл. сержант Сухарев И.И. Самолет предположительно сбит ИА, упал в воду в центральной части аванпорта Либавы и затонул, экипаж погиб.

6. Летчик мл. лейтенант Ивакин П.А., воздушный стрелок мл. сержант Ларкин Т.А. Самолет упал в воду в 2 - 3 км южнее Либавы и затонул, экипаж погиб.

7. Летчик лейтенант Пукас И.А., воздушный стрелок мл. сержант Будкевич М.М. Самолет упал на южной окраине Либавы. Экипаж погиб.

8. Летчик мл. лейтенант Муничев В.А., воздушный стрелок ст. сержант Иванов В.В. Самолет упал в 10 км южнее Либавы. Самолет сгорел, экипаж погиб.

9. Летчик ст. лейтенант Громов Н.П., воздушный стрелок мл. сержант Ларионов А.И. Самолет подбит ИА противника, летчик произвел посадку на воду в 12 км севернее Швентоя. Самолет из воды извлечен, но к эксплуатации и ремонту не пригоден. Летчик легко ранен в руку, воздушный стрелок получил сквозное пулевое ранение правой ноги.

10. Летчик лейтенант Дорожников Н.П. Самолет подбит ИА противника, произвел посадку на фюзеляж в 1,5 км западнее Паланги. Самолет разбит. Экипаж жив.

 

Источники информации:

1. Гиляревский В.П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. — 1992.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.