20.04.43 г. Боевые действия Геленджикской авиагруппы

С раннего утра 20.04.1943 г. и до сумерек небо над Малой землей было буквально заполнено самолетами, разгорались ожесточенные воздушные бои.

Первой на задание с аэродрома Геленджик стартовала четверка ст. лейтенанта П.А.Гнидо из 13 иап (Геленджикская авигруппа). Идя на высоте 4 тыс. м. советские истребители встретили 18 He-111 под прикрытием 22 "Мессершмиттов" на высоте 2,5 тыс. м, которые со стороны моря приближались к Мысхако. Выбрав слабое место в боевых порядках немецких истребителей, четверка П.А.Гнидо ринулась вниз, проскочила в "окно" и дружно атаковала головную девятку бомбардировщиков. "Хейнкели" открыли огонь и начали освобождаться от бомб. Строй немецких самолетов нарушился.

"Мессершмитты" набросились на группу Гнидо, стараясь отрезать ее от бомбардировщиков. Положение было тяжелым, и Гнидо вызвал по радио помощь с аэродрома. Со второй атаки старшина Н.И.Гринько и П.А.Гнидо сбили по одному самолету. На помощь пришла группа в составе 12 Ла-5 под командованием штурмана 13-го иап майора С.Я.Жуковского. Она вступила в бой, отвлекла на себя часть вражеских самолетов и внесла полное замешательство в боевые порядки противника. Еще 2 "Хейнкеля" подбили И.В.Новожилов и С.Д.Горелов. Остальные бомбардировщики обратились в бегство.

 

Советское командование знало не только дату, но и время штурма плацдарма на Мысхако - 12 часов 20.04.43 г. - и нанесло два упреждающих авиационных массированных удара по войскам противника. Первый удар силами бомбардировщиков и штурмовиков был нанесен за полчаса до немецкого наступления, второй - в 16 часов 20 минут. Эти удары явились для противника полной неожиданностью и в значительной степени подавили его огневые точки, нарушили управление.

 

Первый удар наносили четыре восьмерки штурмовиков 214 шад (2 сак, 4 ВА) под прикрытием (~) 26 истребителей Геленджикской авигруппы. Четыре восьмерки "Илов" летели на высоте 1,2 тыс. м, имея интервалы между группами 1,5-2 тыс. м. Штурмовики должны были нанести удар в районе высоты 397,2. Там было обнаружено скопление войск и техники противника.

Третью восьмерку штурмовиков из 190 шап капитана И.П.Бахтина прикрывала восьмерка Ла-5 437 иап (Геленджикская авигруппа) во главе с лейтенантом Н.Н.Смирновым. Замыкающую группу "Илов" сопровождала восьмерка Ла-5 под командованием капитана В.Н.Орлова (437 иап).

Боевой порядок истребителей восьмерки Смирнова состоял из четырех пар. Две пары шли по бокам строя "Илов", а И.Медведев с М.Глазыриным были на 200 м выше их, и третья пара - Н.Н.Смирнов и Д.Деков следовали сзади и в стороне на высоте 2-2,5 тыс. м.

Плацдарм на Малой земле был скрыт в сплошном дыму и пыли. На земле шел бой. Воздушная обстановка тоже сложная. Выше колонны шла ожесточенная схватка с "Мессершмиттами", которые пытались расчистить воздушное пространство от советских самолетов. Колонна удачно проскочили район воздушного сражения и за линией фронта вошла в зону многослойного зенитного огня и заслона истребителей противника.

Первая группа штурмовиков обнаружила колонны немецких танков и мотопехоты и приступила к работе. Следом за ней колонны атаковали и другие группы. Сделав три захода над целью, штурмовики создали внизу сущий ад: взрывались боеприпасы, бензозаправщики, горели танки, артиллерийские тягачи и автомашины.

Предстояла опасная обратная дорога. Летчики лейтенант Рябов и Данилин с трудом пилотировали самолеты Ил-2, подбитые зенитным огнем, и поэтому группа штурмовиков имела небольшую скорость. Вскоре со стороны моря появились немецкие истребители, маскируясь в лучах солнца. Оказавшись сзади штурмовиков, 14 Bf-109 одновременно с трех сторон напали на группу штурмовиков. В этот момент четверка лейтенанта Смирнова энергично развернулась и перешла в лобовую атаку, котору противник не принял. Но Николай Смирнов поймал в прицел подвернувшийся самолет и открыл огонь. "Мессершмитт" загорелся и врезался в землю. Успешно вели бой Медведев и Глазырин.

Подбитый Ил-2 с бортовым номером "33" стал отставать от строя и тотчас четыре Bf-109 устремились к нему. Экипажу "Ила" грозила опасность. С.Ю.Ясанис быстро вывел свой истребитель на пересекающий курс первой пары и сбил ведущего. Второй паре удаелось прорваться к тридцать третьему. Ясанис из невыгодной позиции с ходу вклинил свой самолет между штурмовиками и истребителями противника, чтобы сбить им прицельную стрельбу, при этом сам был ранен в левую ногу, а истребитель загорелся. Почти в то же время воздушный стрелок "Ила" сержант Ягин сбил Bf-109. Второй "Мессершмитт", атакованный ведомым Ясаниса младшим лейтенантом В.М.Храповым, свечой ушел вверх.

Ясанис приказал Храпову прикрывать "тридцать третьего", а сам покинул горящий самолет на парашюте. Пара "Мессершмиттов" пыталась атаковать парашютиста, но вовремя подоспел Вадим Храпов, который сбил один Bf-109. Второй "Мессер" резко свернул в сторону моря и скрылся. Ясанис приземлился в расположении своих войск рядом с севшим на фюзеляж Ил-2 с бортовым номером "33".

 

В это же время в районе Федотовки успешно громили врага летчики 618 шап.

 

Подводя боевые итоги дня 20.04.43 г., Маршал Советского Союза Г.К.Жуков из 18-й армии докладывал в Ставку: "По данным пленного, при налете нашей авиации был разгромлен штаб группы войск противника, руководивший четырьмя дивизиями, в задачу которых входило уничтожение нашей десантной группы. В результате этого удачного налета было убито свыше 12 офицеров штаба, нарушена связь с частями, а наступление, которое противник готовил на этот день, было сорвано..."

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.