Геленджикская авиационная группа

Командующий

Звание Имя Примечание
генерал-майор авиации Владимир Иванович Изотов  

 

Создана 19.04.43 г. для противодействия авиации противника, производящей с аэродромов Керченского полуострова систематические массированные бомбардировочные налеты на боевые порядки советских войск. Истребители группы располагались на полевых аэродромах в районе Геленджика. Основные задачи группы: прикрытие наземных войск на Малой земле, штаба 18-й армии (находился в Марьиной Роще) и порта Геленджик, из которого шло почти все снабжение десантных войск на плацдарме Мысхако; сопровождение штурмовиков, наносивших бомбовые удары по противнику в районе Новороссийска; охрана транспортных судов на переходе морем от Геленджика до Мысхако и обратно. Кроме того, она совместно с авиацией Черноморского флота перехватывала бомбардировщики противника, вылетавшие с аэродромов Крыма.

За 20 и 21.04.43 г. летчики группы произвели с аэродрома Геленджик сотни боевых вылетов, провели 32 воздушных боя. В результате проведенных воздушных боев было уничтожено 28 и подбито 11 самолетов противника.

Высокая эффективность действий истребителей с аэродрома Геленджик подтвердила правильность решения Командования о создании специальной группы. Это позволило резко повысить многократное (до трех боев в одном вылете) использование истребителей, так как подлетное время было сокращено до 5 минут, а время нахождения над полем боя увеличилось до 50 минут. Так, за два дня истребители специальной группы провели над объектами прикрытия примерно 170 самолето-часов. Для достижения таких результатов с аэродромов Краснодарского аэроузла потребовалось бы задействовать две дивизии истребителей при четырехкратном увеличении расхода горючего.

С полным напряжением в сложных условиях базирования работал весь личный состав группы. Аэродром под Геленджиком имел неудобные подходы, был мал и тесен для истребителей. Взлетно-посадочная полоса из морской гальки была зажата горами и упиралась одним краем в море, а другим - в отроги тор. Аэродром был почти на виду у противника и ночью постоянно подвергался налетам бомбардировщиков. При этом 2 самолета были выведены из строя. Были и попытки блокировать аэродром истребителями. Воздушные бои в этих случаях часто начинались у самых границ аэродрома.

Истребители группы за 7 дней боевых действий сбили 41 самолет противника и, выполнив поставленные боевые задачи, 28.04.43 г. с аэродрома Геленджик вернулись на кубанские аэродромы.

 

Состав авиагруппы

Подразделение Примечание
236-я иад 26 экипажей [1]
287-я иад 38 экипажей [1]
13-й иап [2]
437-й иап [2]

 

 

Источники информации:

1. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1990.

2. Бойков П.М. На главных направлениях. — М.: Воениздат, 1984.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.