29.11.41 г. Разрушение яхромского моста

28.11.1941 г. немецким войскам удалось захватить мост через канал "Москва - Волга" в районе Яхромы. Неподалеку был шоссейный мост, который советским саперам удалось взорвать, а железнодорожный мост был захвачен нетронутым. На восточном берегу канала окопались пехотинцы, которые не могли противостоять отряду противника, поддержанному танками. Разрушить мост было поручено силами авиации.

Выполняя приказ Ставки, летчики разрушили мост. Но вот кто был истинным автором этого подвига?

Ниже привоятся два абсолютно разных описания этих событий. Общим является только упоминание об абсолютно нелетной погоде.

 

1. По данным Д.Хазанова /1/ мост разрушили летчики 150 бап (46 ад, раг И.Ф.Петрова). Они смогли поразить бомбой основание моста. Наземные войска подтвердили, что мост вышел из строя и переброска неприятельских частей на восточный берег прекратилась.

По представлению Г.К.Жукова, ведущий шестерки СБ, которая сумела при неблагоприятной погоде добиться точного бомбометания, младший лейтенант Ф.Т.Демченков был удостоен звания Героя Советского Союза.

 

2. По данным Г.Удинцева /2/ мост был разрушен экипажем ДБ-3 бап Бицкого: командир экипажа П.П.Глазков, штурман С.П.Чугуев.

29.11.41 г. полку была поставлена боевая задача: "Уничтожить ж/д мост через канал Москва-Волга у населенного пункта Яхрома". Причем, выполнить задачу следовало любой ценой. Командир полка Б.В.Бицкий вызвал добровольцев. Откликнулись все. Тогда он был вынужден назвать фамилии командиров экипажей. Было выделено 6 экипажей наиболее опытных, летающих в любых метеоусловиях. В числе шести экипажей был назван и экипаж Глазкова.

Полк базировался на полевом аэродроме Огарево Почково (25 км севернее Сасово). Время вылета: 17.30-18.00. Погода в районе аэродрома: облачность 10 баллов, высота нижней кромки облаков 100-150 м, поземка, высота верхней кромки облаков 300 м.

Все шесть экипажей шли к цели над облаками и не смогли пробиться к цели сквозь сплошную облачность. Все отбомбились по запасной цели - артиллерийским позициям противника западнее Москвы.

После подготовки самолетов те же шесть экипажей пошли на повторный вылет. Пять из них снова шли над облаками и во второй раз к цели не пробились.

Экипаж Глазкова решил идти под облаками. Вспоминает штурман С.П.Чугуев: Погода не улучшается. По-прежнему идет крупными хлопьями снег. Старт дан. Взлет нормальный. Ложимся на курс. Идем под облаками. Быстро мелькают темные и серые пятна. Под нами лес. Прошу экипаж информировать меня о пролете рек, дорог, населенных пунктов. Предупреждаю о подходе к первому контрольному ориентиру - река Ока. Вот вижу характерный изгиб реки, и весь экипаж в это время дружно кричит: "Смотри, река!" Благодарю их. Немного уклонились влево.

Исправляю курс следования, уточняю ветер по результатам пролета контрольного этапа, рассчитываю время прибытия на следующий контрольный ориентир - город Шатура. Погода стала резко ухудшаться. Пошел сильный снег, облачность понижается. Идем со снижением, облака прижимают нас к верхушкам деревьев лесного массива. Предупреждаю экипаж об истечении расчетного времени выхода на КО Шатура, и в это время справа по борту, метрах в 50, видим фабричную трубу, вершина которой выше нас. Под нами город Шатура. Погода не улучшается. Впереди Орехово-Зуево. Если так дальше следовать, то можем врезаться в искусственные сооружения. Предлагаю командиру набрать высоту с расчетом, чтобы видеть хотя бы только фон леса. Предложение принято. Набираем высоту. Высота 200 м. Слабо вижу фон леса. Набор высоты прекращаем. Проходим Орехово-Зуево точно по времени и месту. Здесь облачность выше. Хорошо виден город. Продолжаем полет по курсу.

Снег прекратился, видимость улучшается. Вот впереди показалось багрово-красное зарево. По расчетам, это город Дмитров. Подходим ближе. Да, это Дмитров. Обходим город. Беру курс вдоль канала и железной дороги на Яхрому. Высота 100 м. Мелькают верхушки деревьев. В глазах рябит. От напряжения идут слезы. Несколько минут полета этим курсом. Ура!!! Мы все видим мост. Мост слева. Замечаю, что с востока к нему идет белая полоска - это ложе реки, впадающей в канал. Решаем заход на мост производить вдоль этой реки, так как в условиях плохой видимости она облегчает нам выход на цель.

Одно дело решить, другое - сделать. Производим левый разворот с малым креном (блинчиком), во время разворота потеряли реку. Идем несколько минут курсом 90°. Пройдя километров 10-12, производим разворот на 180° для выхода на цель вдоль реки (расчетный курс на цель 280°). После разворота увидел реку. Доворачиваю самолет для выхода на реку, после чего ложимся на параллельный курс, удерживая реку слева по борту. Река слегка извивается, и мы не успеваем доворотами самолета удержать ее слева по борту. Впереди вижу высокую насыпь, моста нет. Во время пролета железной дороги видим мост слева метров в 100-150. Заход неудачный.

Повторяем все сначала. Результат тот же, только цель оказалась справа.

В конце концов после нескольких заходов выход на цель "пристреляли", но я не успеваю прицелиться по дальности. Очень поздно вижу мост, поэтому опаздываю с прицеливанием. Так повторяются десять холостых заходов.

Между заходами стараемся себя подбодрить. После десятого командир предупреждает меня о том, что горючего остается мало. Я ему говорю, что если на одиннадцатом заходе промажем, то давай таранить мост кораблем. Командир говорит: "Да, мост оставлять целым нельзя!" Все согласны. На одиннадцатом заходе с помощью экипажа я все же увидел мост раньше. Быстро приближается цель. В глазах рябит от мелькающих темных пятен, которые отчетливо видны на снежном покрове. Прицеливание по боковой наводке и дальности закончено. Нажатие боевой кнопки. "Бомбы пошли!" - кричу командиру. Командир дает полный газ и идет резко с набором высоты. Надо скорее уйти вверх, чтобы не подорваться на собственных бомбах. Мы в облаках. Взрыв бомб. Облака становятся красными. Самолет сильно бросило вверх. Докладываю командиру, что необходимо заход повторить для сброса оставшихся бомб (на земле было решено бомбометание производить серийно-залповое с двух заходов). Снижаемся, выходим под облака.

Снова повторяем маневр захода на цель. Теперь нам легче. Мы изучили все кустики. Легли на курс вдоль реки. Вдруг впереди по курсу вижу зеленые огни. Откуда? Что за огни? Подходим ближе - оказывается, под мостом горит электропроводка. Это облегчает мне прицеливание. Прицеливание закончено, нажимаю на боевую кнопку. Докладываю: "Бомбы пошли!" Командир снова резко идет с набором высоты. Яркая вспышка. Краснеют облака, резкий звук взрыва, самолет сильно бросает вверх. Делаем контрольный заход для просмотра результатов бомбометания. "Ура! Ура! Моста нет!" - кричим все. Берем курс домой, на свой аэродром. Командир говорит: "Ура-то ура, а горючки-то мало, так что веди точнее по маршруту!" По пути нет запасных аэродромов. Надо надеяться только на себя. Прошу командира набрать высоту, чтобы создать благоприятные условия для радиопеленгации. Радист запрашивает радиопеленг, а я произвожу прокладку пути, после чего настраиваюсь на свою приводную радиостанцию. Приводную слышу хорошо, индикатор показывает, что идем точно. Говорю командиру: "Веди по индикатору, это наша приводная!" Все мы рады, поем песни.

По расчету, до аэродрома осталось лететь 30 минут. Прошу командира начать снижение. Выходим на аэродром в облаках. Отметив проход приводной радиостанции, производим маневр для снижения и захода на посадку. Посадка выполнена отлично. Заруливаем на стоянку и выключаем моторы. Теперь можно вздохнуть свободно. Задание товарища Сталина выполнено."

Командир полка за успешное выполнение задания представил летчика и штурмана к званию Героев Советского Союза (Чугуев это звание так и не получил).

В апреле 1942 г., после отступления немцев под Москвой, саперы, восстанавливавшие мост, сообщили о характере повреждений моста: "Одиннадцать метров насыпи вместе с быком были вырваны взрывом бомб. Ферма моста обрушилась".

 

Источники информации:

1. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. — М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.

2. Г.Б.Удинцев. Вылет на яхромский мост. Правда об одном эпизоде битвы за Москву. — Московский журнал No. 12, декабрь 2003.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.