Мухаметдинов Ризатдин
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||
Из десяти детей в семье Мухаметдиновых, проживавшей в Усолье (пригород Березников), Ризатдин был старшим. В 1940 г. окончил химико-механический техникум в Березниках.
В мае 1942 г. из Новосибирской Военной авиационной школы пилотов переведен в формирующееся ВАУР в г. Давлеканово Башкирской АССР. В конце 1943 г. экипаж Мухаметдинова (П.Грицай, П.Афанасенко) закончил летную программу на самолете Пе-2. Приказом ВВС КА от 16.01.44 сержанту Мухаметдинову и мл. лейтенанту Грицай было присвоено воинское звание лейтенант. 24.01.44 г. экипаж был направлен в 47 гапдр ГК КА.
30.03.44 г. экипаж Пе-2 из 47 гапдр в составе - летчик лейтенант Р.Мухаметдинов, летчик-наблюдатель мл. лейтенант С.Г.Шатский и стрелок-радист старшина П.Т.Афанасенко, вылетел с аэродрома Смоленск в сектор разведки: Опочка, Гульбене, Цесис, Минск, Орша на глубину до рубежа Валк, Вильно, Минск. Экипаж имел задание фотографированием и визуальным наблюдением установить загруженность железнодорожных узлов и станций подвижным составом, направление и интенсивность движения войск противника по железным, шоссейным и грунтовым дорогам на участках: Идрица–Резекне–Крустпилс, Даугавпилс–Вильно–Крустпилс–Полоцк, а также базирование авиации противника на аэродромах Полоцк, Идрица, Даугавпилс, Вильно.
С задания экипаж не вернулся.
Место падения самолета Мухаметдинова было обнаружено после войны. Это болото у д. Житниково Пустошкинского района Псковской области. Группа поисковиков под руководством М.Н.Романова проводила работы на месте падения самолета с сентября 1994 г. по август 1995 г. Были извлечены части тел экипажа, обломки самолета и аммуниция.
Захоронение останков экипажа было произведено 07.05.1998 г. на братском кладбище в Пустошке.
Источники информации:
1. Данные Михаила Романова. Поисковая группа ''Авиатор'', поисковый отряд ''Рубеж'', ''Музей Боевой Славы'' Псковской области.
2.
3. ЦАМО, ф. 33, оп. 563784, д. 7, л. 275.
4. Данные Владимира Васильевича Политыкина