Афанасенко Прохор Тихонович

Прохор Тихонович Афанасенко

Страна:

СССР

Годы жизни:

1915 - 30.03.1944 (ПБЗ)

Место рождения:

Омская обл., Называевский р-н, д. Покровка

Вид авиации:

Разведывательная

Категория:

стрелок

Места службы:

47 гапдр

24.01.44‑30.03.44

Стрелок-радист

 

Родился в деревенской семье, где было 8 детей – 4 брата и 4 сестры. Жили в нищете. Прохор был заводилой среди молодежи, играл на гармошке, которую ему подарил колхоз за хорошую работу. Сначала он работал на молочной ферме и возил молоко на молочный завод. А когда подрос, выучился на тракториста и комбайнера и продолжал работать в колхозе до 1937 г., до призыва в армию. Срочную служил в Монголии, в Улан-Удэ, участвовал в боях на Халхин-Голе в 1938 г.

***

В середине июля 1943 г. старшина Афанасенко прибыл в ВАУР г. Давлетканово Башкирской АССР. К тому времени он был опытным стрелком-радистом. Его брали в экипажи постоянного летного состава для перегонки новых самолетов Пе-2 с Казанского авиационного завода на аэродром ВАУР. В период подготовки в училище Афанасенко введен в состав экипажа летчика Мухаметдинова.

24.01.44 г. экипаж был направлен в 47 гапдр ГК КА.

30.03.44 г. экипаж Пе-2 из 47 гапдр в составе - летчик лейтенант Р.Мухаметдинов, летчик-наблюдатель мл. лейтенант С.Г.Шатский и стрелок-радист старшина П.Т.Афанасенко, вылетел с аэродрома Смоленск в сектор разведки: Опочка, Гульбене, Цесис, Минск, Орша на глубину до рубежа Валк, Вильно, Минск. Экипаж имел задание фотографированием и визуальным наблюдением установить загруженность железнодорожных узлов и станций подвижным составом, направление и интенсивность движения войск противника по железным, шоссейным и грунтовым дорогам на участках: Идрица–Резекне–Крустпилс, Даугавпилс–Вильно–Крустпилс–Полоцк, а также базирование авиации противника на аэродромах Полоцк, Идрица, Даугавпилс, Вильно.

С задания экипаж не вернулся.

Место падения самолета Мухаметдинова было обнаружено после войны. Это болото у д. Житниково Пустошкинского района Псковской области. Группа поисковиков под руководством М.Н.Романова проводила работы на месте падения самолета с сентября 1994 г. по август 1995 г. Были извлечены части тел экипажа, обломки самолета и аммуниция.

Захоронение останков экипажа было произведено 07.05.1998 г. на братском кладбище в Пустошке.

 

Источники информации:

1. Данные Михаила Романова. Поисковая группа ''Авиатор'', поисковый отряд ''Рубеж'', ''Музей Боевой Славы'' Псковской области.

2. Мемориал

3. ЦАМО, ф. 33, оп. 563784, д. 7, л. 275.

4. Данные Владимира Васильевича Политыкина