Окрестин Борис Семенович

Борис Семенович Окрестин

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

18.02.1923 - 06.07.1944 (СЗА)

Место рождения:

Москва

Вид авиации:

Бомбардировочная, штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

969 нбап

09.42‑03.43

Летчик

74 гшап

03.43‑06.07.44

Командир аэ

Боевых вылетов:

406

Воздушных побед:

2 индивидуальных

 

Родился 18.02.1923 в Москве в семье железнодорожника. Окончил 7 классов, учился на авиатехника в аэроклубе Метростроя. Работал сначала мотористом, затем техником–инструктором в аэроклубе у подмосковной деревушки Малые Вяземы, где освоил и летное ремесло, впервые самостоятельно поднявшись в небо на учебном У–2.

С началом войны аэроклуб перебазировали в Рязанскую область и разместили у железнодорожной станции Кораблино, где Окрестин работал летчиком–инструктором, готовил летные кадры для военных училищ. На фронт мл. сержант Окрестин попал в сентябре 1942 г. С этого времени он воевал в составе 969 нбап на Сталинградском фронте.

Об отличном экипаже ночного бомбардировщика У–2 — летчике Окрестине и штурмане–бомбардире Орлове написала 7 ноября 1942 г. в своем праздничном выпуске фронтовая газета: «В боях под Сталинградом геройский экипаж уничтожил 6 автомашин с войсками и грузами, 3 зенитные установки, 5 прожекторов, создал 18 очагов пожаров, 16 раз вылетал на разведку в тыл врага».

Сержант Окрестин в числе лучших летчиков за отличия в боях был удостоин чести летать на именном самолете У-2ВС, подаренном рабочими казанского завода No.387.

В небе Сталинграда Окрестин выполнил 300 боевых вылетов на самолете У-2. Подвиги в этой битве были отмечены орденом Отечественной войны 2 степени (02.02.43) и медалью "За оборону Сталинграда".

В марте 1943 г. Окрестин переведен в состав 4–й аэ 74 гшап.

Боевое крещение на Ил-2 получил 17.07.43 г. во время наступательной операции Южного фронта на реке Миус, где полк наносил мощные удары по танковой дивизии СС "Мертвая голова". Затем были тяжелые бои за освобождение Донбасса, Мелитополя, низовьев Днепра. В этих боях Окрестин проявил себя безгранично храбрым, мужественным и отважным воздушным бойцом. Борис Окрестин выходил победителем из самых тяжелых боевых ситуаций. Блестящая техника пилотирования и отменные физические данные, позволявшие Окрестину выдерживать большие перегрузки при самом крутом пилотировании, позволили выйти победителем в двух воздушных боях, в которых он сбил Ме-109 и Ме-110.

В ноябре 1943 г. за совершенные подвиги командир звена гв. лейтенант Окрестин был удостоен ордена Красного Знамени. Вскоре он был назначен заместителем командира 4-й аэ с присвоением звания гв. ст. лейтенант.

К декабрю 1943 г. Борис Окрестин совершил 81 успешный боевой вылет на штурмовике Ил–2 и был представлен к званию Героя Советского Союза. Это высокое звание Б.С.Окрестину было присвоено 13.04.44 г.

Но еще в январе 1944 г. за меткие удары по немецким танкам Окрестин был награжден еще одним орденом Красного Знамени и стал командиром эскадрильи.

С 23.06.44 г. началась операция "Багратион". В первый день операции летчики 74 гшап громили противника на участке Остров — Юрьев — Лобаны. Мощными штурмовыми ударами сопротивление врага было парализовано, и советские наземные войска начали успешно продвигаться вперед.

26.06.44 г. Окрестин возглавлял группу штурмовиков 74 гшап в ходе "железнодорожной операции", когда предстояло уничтожить железнодорожные эшелоны врага в Белоруссии и при этом предотвратить разрушение путей. Окрестин со своей группой обнаружил, что по обоим железнодорожным путям от Орши в сторону Борисова сплошным потоком идут около 20 поездов. Головные он перехватил около Толочина и с первой атаки прямым попаданием бомбы уничтожил движущийся паровоз. Развернувшись, метким огнем из пушек расстрелял и второй, который тащил платформы с техникой по параллельному пути. Движение полностью прекратилось. Все остальные эшелоны оказались в гигантской ловушке, и по ним нанесли сокрушающие удары однополчане Окрестина Каприн, Коломоец, Гамзин, Викторов, Фонарев. В этот день летчики 74 гшап совершили 72 боевых вылета на штурмовку железнодорожных составов и подожгли 7 из них. Еще 8 уничтожили штурмовики из других полков дивизии. В результате этого беспрецедентного железнодорожного побоища 25 эшелонов не смогли добраться до Борисова и достались советским войскам в качестве трофеев. Боевое мастерство Бориса Окрестина было оценено по достоинству: 3 июля он был удостоен ордена Александра Невского. Кроме этого, Окрестин и его боевые товарищи были награждены нагрудными знаками "Почетный железнодорожник" и форменными железнодорожными фуражками!

06.07.44 г. летчики 74 гшап активно действовали против противника, попавшего в "котел" восточнее Минска. Первые вылеты в этот день совершались с аэродрома Толочин. Чтобы сократить подлетное время до целей, к обеду штурмовики перебазировались из Толочина на аэродром Селище. В 14 часов 30 минут с этого аэродрома под прикрытием 2 истребителей Як–9 из 86 гиап на боевое задание ушла пятерка штурмовиков Бориса Окрестина. Следом поднялась шестерка ст. лейтенанта Ивана Лысенко. В группу Окрестина входили экипажи: летчик Викторов — воздушный стрелок Иванов; летчик Потанкин — воздушный стрелок Турбин; летчик Покликушкин — воздушный стрелок Нефедов; летчик Шпильков — воздушный стрелок Шалимов.

Из донесения штаба 74 гшап: "...в 15 часов 05 минут атаковал живую силу и автомашины в районе севернее 2 километра высоты 247, у перекрестка дорог... Замаскированные танки противника при выводе самолетов из пикирования открывали прицельный огонь... на первом заходе выстрелом из танка был сбит самолет No. 9299 Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Окрестина с воздушным стрелком гвардии старшиной Солодухиным... горящий самолет упал в лес в районе высоты 247".

По свидетельству Героя Советского Союза В.В.Гамзина, во время подлета их группы к цели он услышал в эфире: "Окрестин не вышел из пике!" Штурмовик Окрестина с левым креном врезался в самую гущу противника. Вскоре они увидели и осиротевшую четверку штурмовиков, которую вел домой ведомый Окрестина ст. лейтенант Викторов. Место гибели Окрестина представляло собой настоящее побоище: в небо поднималось 8 огромных столбов дыма, горел лес, горело около 20 автомашин, везде валялись трупы немецких солдат и офицеров. Викторов с товарищами, сделав шесть заходов, достойно отомстили за гибель своего командира. Еще пять ударов нанесла по немцам подошедшая шестерка Лысенко. От высоты 247 до самого Обчака полыхали десятки немецких танков и машин. Беспощадно мстил за друга, расстреливая гитлеровцев с бреющего полета, Владимир Гамзин.

Посмертно Б.С.Окрестин был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Поиски останков экипажа Окрестина были предприняты командованием части сразу после освобождения района гибели. Но они оказались безуспешными.

Считается, что останки летчика Окрестина и воздушного стрелка Солодухина были обнаружены несколько позже, о чем доложил представителю Ставки ВГК маршалу Василевскому секретарь ЦК ВКП(б) Пономаренко. Останки были похоронены с воинскими почестями в Минске на площади Советов у Дома Правительства. В 1945 году захоронения были перенесены на Военное кладбище по улице Долгобродской. На этом кладбище установлен памятник Б.С.Окрестину и надгробие В.Л.Солодухину (с ошибками в звании и отчестве).

Тем не менее, история с местом гибели и захоронением останков получила продолжение. В 1972 году старшеклассники Луговослободской средней школы Минского района обнаружили в лесу в одной из воронок металлические предметы, среди которых был центральный фрагмент ордена Отечественной войны. К сожалению, основания ордена, на котором располагается номер, не нашли. Весной 1973 года поиски на том месте продолжил руководитель музея Николай Кушнер со школьниками–поисковиками. Были найдены большие обломки самолета: обшивка, бронелисты, детали двигателя, аккумуляторные батареи. Но после того, как группа наткнулась на снаряды и появилась опасность подрыва, раскопки прекратили. Поисковые работы на месте падения самолета были возобновлены в 1990 году, когда об обломках самолета узнал белорусский поисковик, командир поискового отряда военно–патриотического клуба "Каскад" при Минском автозаводе Виталий Лунев. Поисковики подняли из земли обломки самолета, среди которых была часть мотора с биркой и номером. Здесь же были найдены останки летчика и колодка от медали "За оборону Сталинграда". Экспертиза найденной бирки позволила установить номер двигателя самолета без последней цифры. В 1996 г. о находках узнал полковник, редактор журнала "Армия" Николай Николаевич Качук. Именно он на основе анализа множества документов смог установить, что найдены обломки именно самолета Окрестина. Но на это ушло 19 лет! За это время было утеряно место, где находятся найденные в 1990 году останки летчика...

В сентябре 2009 г. на месте гибели Окрестина работала экспедиция Николая Качука и 52–го отдельного специализированного поискового батальона. За четыре дня раскопок были собраны множество фрагментов самолета, но главное - на одном из скатов "ямы" обнаружен целлофановый мешок с останками летчика, найденными поисковой группой Виталия Лунева еще в 1990 году.

28.09.2009 г. останки летчика были переданы старшему следователю Минской районной прокуратуры Андрею Волосяну. После проведения положенной в данном случае судебно–медицинской экспертизы останки Бориса Окрестина будут переданы местным властям для принятия решения об их захоронении.

См. также:

26.06.44

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Николай Качук. Возвращение из неизвестности. На сайте Беларусь сегодня

3. Николай Качук. Хроника пикирующего истребителя. На сайте Беларусь сегодня

4. Музей школы No. 65 имени Бориса Окрестина г. Минска.

5. Данные Сергея Юлиановича Пширкова.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.