Анисифоров Сергей Александрович

орден Отечественной войны 2 степениорден Красной Звездыорден Красной Звездымедаль "За боевые заслуги"

Страна:

СССР

Годы жизни:

1913 - 

Место рождения:

Воронежская обл., г. Борисоглебск

Вид авиации:

Транспортная

Категория:

летчик

Места службы:

маон ГВФ

1942

Командир корабля

8 тап

1942‑1943

Командир корабля

1 отап ПВ НКВД

03.43‑04.45

Летчик

7 оап ПВ НКВД

04.45‑08.45‑?

Летчик

 

Родился в 1913 г. в Борисоглебске в семье железнодорожного телеграфиста. В 1930 г. окончил ФЗУ и работал токарем на заводе. В 1934 г. окончил школу пилотов ГВФ. Работал инструктором, а затем командиром отряда учебной эскадрильи в Тамбове.

Война застала С.А.Анисифорова в Ташкенте, где он учился на курсах ГВФ. После окончания курсов аттестован командиром корабля Ли-2, и ему было присвоено звание летчика 2-го класса.

Летом 1942 г. летал к линии фронта и в блокированный Ленинград. Летал много, в любую погоду, днем и ночью. Выполнял специальные задания по переброске продовольствия в осажденный Ленинград, откуда вывозил больных и детей. На своем Ли-2 вывез несколько сот раненых, больных, детей и доставил в осажденный город десятки тонн продовольствия, медикаментов, боеприпасов.

Осень и зиму 1942 г. летал на С-47 по трассе Якутск — город Фербенкс на Аляске, доставляя туда летчиков-перегонщиков самолетов.

Весной 1943 г. переведен в транспортный авиаполк погранвойск на должность командира корабля Ли-2. К этому времени летчик накопил огромный опыт полетов в сложных климатических и метеорологических условиях днем и ночью. Ему поручались ответственные специальные задания по доставке оперативного состава в штабы войск по охране тыла действующих фронтов, десятки тонн различных грузов переправил он в прифронтовую зону.

В 1944 г., отступив с Кавказа, немцы оставили в горах главного хребта группы диверсантов. Для их ликвидации в марте - апреле специальные отряды войск НКВД поднялись в горы. Экипаж Анисифорова в составе борттехника Кислова, бортмеханика Кузерина и бортрадиста Гонта получил задание обеспечить отряды продовольствием, боеприпасами, медикаментами и теплым обмундированием. Посадочных площадок в районе действий отрядов не было. Пришлось выброску грузов производить парашютным способом. Руководил этой операцией начальник парашютно-десантной службы авиабригады подполковник И.Г.Старчак. Грузы предварительно сосредоточивались на аэродроме близ железнодорожной станции Слепцовская, а оттуда самолетом доставлялись к месту назначения. Погода в это время года здесь исключительно неблагоприятная: горы большей частью были закрыты сплошной облачностью, снежные бураны и туманы мешали работать. Экипажу приходилось «ловить» погоду и вылетать в заданный район буквально по тревоге. Однажды, выполняя полет на высоте более двух тысяч метров, под самыми облаками самолет бросило нисходящим потоком воздуха вниз на 500 м в ущелье, один мотор захлебнулся и стал останавливаться. Надо было немедленно развернуться и выйти из ущелья. Только исключительное самообладание и отличная техника пилотирования командира корабля Анисифорова спасли экипаж и самолет. Летчику удалось выйти из ущелья, запустить остановившийся двигатель и благополучно вернуться на свой аэродром.

В течение двух месяцев экипаж сделал более двух десятков вылетов и полностью обеспечил отряды всем необходимым для работы в горах.

В мае 1944 г. экипаж Анисифорова срочно вылетел из Быково в Симферополь, где принял на борт 12 вооруженных проводников с собаками и доставил их к вечеру в Минеральные Воды. Позднее узнали: четырехмоторный немецкий самолет с диверсантами, перелетев линию фронта ночью, сделал посадку в степи Калмыкии. Диверсанты подожгли самолет и этим себя обнаружили. Нужны были проводники с собаками для поиска диверсантов. И экипаж помог им в этом деле.

В апреле - июле 1945 г. экипаж Анисифорова принимал участие в строительстве линии связи в составе 7-го авиационного полка погранвойск. Трасса строительства протянулась по непроходимой тайге. Экипаж Анисифорова, вылетая с грузом из Нерчинска и Куйбышевки-Восточной, сбрасывал на парашютах медную проволоку к рабочим местам строителей. Работать приходилось в сложных климатических и метеорологических условиях. Нередко аэродромы и посадочные площадки внезапно закрывались низкой облачностью и туманами.

Однажды Анисифоров с экипажем в составе борттехника Стрижака, механика Агеева и бортрадиста Андрианова на самолете Ли-2 вылетели с грузом проволоки из Куйбышевки-Восточной на аэродром ГВФ Экитчан, расположенный в горах. За 15 минут до посадки аэродром закрыли облака. Экипаж решил вернуться обратно. Но, пройдя половину пути в Куйбышевку-Восточную, экипаж получил по радио сообщение диспетчерской службы, что аэродром посадки закрыт низкой облачностью и что посадка запрещена. О состоянии погоды на других аэродромах экипаж сведений не имел.

До наступления темноты времени оставалось мало, и экипаж решил садиться в тайге на запасной площадке, сведений о которой не было, да и людей для обслуживания тоже. Площадка оказалась очень ограниченных размеров, к тому же со значительным уклоном. В результате при посадке самолет выкатился за границу площадки, наскочил на пень, повредив обшивку крыла и фюзеляжа. На следующее утро борттехник Стрижак, имея на борту листы фанеры, залатал места повреждений, и экипаж благополучно вернулся на свою базу, оставив две тонны медной проволоки прибывшим с линии строительства рабочим.

Сотни вылетов сделал экипаж Анисифорова за лето 1945 г., не одну сотню тонн проволоки сбросил он в тайгу к рабочим местам строительных бригад, внеся тем самым свой вклад в дело строительства линии связи и досрочно выполнив задание правительства.

В августе 1945 г. после окончания строительства линии связи Анисифоров со своим экипажем вылетел из Нерчинска в Читу, чтобы доставить генерала Шишкарева в Монголию к границе с Маньчжурией. Пролетая над Монголией, экипаж видел непрерывное движение войск к границе с Маньчжурией. Подлетели к пункту посадки на высоте 100 м, обнаружили площадку, но самолетов и людей не было видно. Посоветовавшись с генералом Шишкаревым, решили лететь в Чойбалсан. На командном пункте ВВС экипажу сообщили, что аэродром замаскирован и там экипаж не ждали. Получив разрешение на посадку, к вечеру экипаж прибыл к месту назначения. Ночевали в самолете. Утром экипаж был разбужен дежурным по аэродрому, который сообщил, что началась война с Японией. Вскоре на этом аэродроме произвели посадку самолеты, возвратившиеся после бомбардировки японских аэродромов.

Экипаж Анисифорова поступил в распоряжение генерала Григоряна и за месяц, выполняя задания по переброске личного состава частей и различных грузов, облетел всю Маньчжурию, вплоть до Порт-Артура.

После окончания войны с Японией экипаж Анисифорова выполнял обычные задания по перевозке людей и грузов в различные города страны.

В 1948 г. в горах Гиссарского хребта Таджикистана случилось крупное землетрясение, в результате которого были разрушены все дороги и тропы, связывающие Гиссарскую долину с внешним миром. По заданию командования погранвойск из Быково в Душанбе были направлены два самолета Ли-2 (командиры экипажей Анисифоров и Карпенко), которые в труднейших метеорологических условиях сумели вывезти из горного плена около 600 местных жителей и несколько тонн особо ценного имущества. Работать приходилось с единственной, пригодной для Ли-2 посадочной площадки, расположенной на высоте 2500 м. Причем площадка была пригодна для посадки и взлета самолетов только в одну сторону и только с рассвета и до 10 ч утра. И пассажиров можно было брать не более 12—15 человек при условии заправки самолета минимальным запасом горючего. Соблюдая эти ограничения и особую осторожность, этим двум опытным и геройским экипажам, с риском для собственной жизни удалось выполнить 60 рейсов в практически разрушенную стихией местность.

С.А.Анисифоров награжден орденом Отечественной войны 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

 

Источники информации:

1. Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2008. - 455с.

2. Чупров И.М. Авиация в охране границ

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 29787985