Савиных Алексей Семенович

орден Отечественной войны 2 степениорден Отечественной войны 2 степениорден Отечественной войны 2 степениорден Красной Звездыорден Красной Звездыорден Красной Звездымедаль "За боевые заслуги"

Страна:

СССР

Годы жизни:

1920 - 

Место рождения:

Горьковская обл., Токшаевский р-н, д. Мирянга

Вид авиации:

Транспортная

Категория:

летчик

Места службы:

1 отап ПВ НКВД

1941‑04.45

Командир корабля

7 оап ПВ НКВД

04.45‑1946

Летчик

 

Родился в 1920 г. в д. Мирянга Токшаевского района Нижегородской области в семье крестьянина. После окончания семилетней школы в 1938 г. окончил школу ФЗУ паровозоремонтного завода в Перми, затем работал токарем в машинно-тракторной мастерской и учился без отрыва от производства в аэроклубе. После его окончания был зачислен курсантом Пермского авиационного училища летчиков, которое успешно окончил в сентябре 1940 г. Назначение получил инструктором-летчиком в Таганрогское военное училище имени Чкалова.

Осенью 1941 г. откомандирован на должность летчика в 1-й отдельный транспортный авиационный полк погранвойск в Быково. Здесь он освоил самолет Ли-2 и стал командиром корабля. Подобрался хороший экипаж — второй летчик Швецов, штурман Долонин, борттехник Волков, бортрадист Злотников. С этим экипажем А.С.Савиных много летал на выполнение специальных и ответственных заданий. Это были полеты в тыл врага по доставке партизанам боеприпасов, продовольствия, медикаментов, по вывозке раненых и больных партизан, а также полеты по доставке противотанковых ружей, патронов, взрывателей войскам, по переброске оперативных работников при обороне Кавказа в Орджоникидзе, Грозный, Ставрополь. В дальнейшем выполнял задания по обслуживанию Тегеранской и Крымской конференций.

В начале 1945 г. экипаж Савиных был включен в состав 7-го отдельного авиационного полка пограничных войск, перебазировавшегося в Нерчинск. Предстояло выполнение ответственного задания правительства по обеспечению прокладки линии связи на участке Чита — Даурия.

После соответствующей подготовки полк был рассредоточен на нескольких аэродромах и посадочных площадках, находившихся на ближайших расстояниях от объектов строительства, куда нужно было сбрасывать груз. Летать приходилось в сложных природных и метеорологических условиях над непроходимой бездорожной лесной тайгой, через скалистые сопки. В этих условиях экипаж Савиных работал с полным напряжением сил днем и ночью. Ежесуточно приходилось совершать от 3 до 8 вылетов. Груз сбрасывали парашютным и беспарашютным способом.

После завершения строительства линии связи экипаж принимал участие в военных действиях в Маньчжурии в составе 16-й отдельной Хинганской бригады войск правительственной связи Забайкальского фронта, за что имел благодарность от Верховного Главнокомандующего.

После разгрома японских войск экипаж командира корабля Савиных в составе 7-го авиационного полка пограничных войск включился в охрану государственной границы в районе Сахалина и Курильских островов.

22.09.46 г., выполняя специальное задание по маршруту Хабаровск — Сахалин, экипаж А. С. Савиных из-за отказа двигателя произвел вынужденную посадку в тайге на лес. Во время вынужденной посадки в ущелье гор Сихотэ-Алиня Савиных получил сильное сотрясение мозга (с потерей сознания), перелом носовой кости и травму позвоночника. Экипаж, воспользовавшись бортовой аптечкой, быстро оказал командиру корабля первую медицинскую помощь. После восстановления рации удалось связаться со штабом части. Поступило распоряжение — ждать, от самолета не уходить. На следующий день вылетевший на поиски экипаж командира корабля Склярова разыскал потерпевший аварию самолет, но произвести посадку было невозможно, и он сбросил продукты, необходимые медикаменты и перевязочные средства. Штаб части по радио сообщил, что в сопровождении опытного проводника выслана комиссия полка для расследования обстоятельств аварии и медицинский работник. Ждать пришлось долго. Периодически прилетал самолет Склярова, доставлял продукты. Кроме того, собирали орехи, грибы и ягоды. Но очень опасались диких зверей, особенно по ночам, когда они могли близко подойти к самолету. Пришлось организовать дежурство и беспрерывно жечь костры. Экипаж заботливо ухаживал за больным командиром. Постепенно состояние его улучшалось. А комиссии все не было — сплошные горы в ущелье Сихотэ-Алиня, густая непроходимая тайга, большие завалы, отсутствие дорог и троп были серьезным препятствием на пути.

Только на тридцатые сутки после вынужденной посадки добралась до них комиссия в сопровождении проводника... После выхода из тайги Савиных лечился в Корсакове в морском госпитале пограничных войск. Но авиацию не бросил. Еще много лет служил сначала командиром корабля в 1-м отдельном авиационном полку, а затем командиром эскадрильи 8-го авиаполка погранвойск в Одессе.

Награжден тремя орденами Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

 

Источники информации:

1. Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2008. - 455с.

2. Чупров И.М. Авиация в охране границ

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 29788005