Каляпин Алексей Иванович

Каляпин Алексей Иванович

Страна:

СССР

Годы жизни:

1921 - 14.07.1944 (НБЗ)

Место рождения:

Горьковская обл., Лысковский р-н, д. Берендеевка

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

108 гшап

28.04.44‑14.07.44

Летчик

Боевых вылетов:

3

 

Лейтенант, летчик 108 гшап. В полк прибыл 28.04.44 г. Первый боевой вылет совершил 20.05.44, второй - 22.06.44 г.

14.07.44 г. полетел в третий боевой вылет вместе с воздушным стрелком гв. ефрейтором Г.И.Свичкаренко в район В.Волынская. С боевого задания экипаж не вернулся.

***

Из воспоминаний авиамеханика гв. старшины П.П.Супрунова:

В канун 1-го мая в полк по приказу No. 012 от 28 апреля 1944 из дивизии прибыло молодое пополнение летчиков: лейтенант Каляпин А. И., лейтенант Михайлов А. М., мл. лейтенант Древаль В. Г., мл. лейтенант Морозов С. И., мл. лейтенант Зубов Н. С., мл. лейтенант Кабанов И. С. 1 мая, во время митинга, я впервые познакомился с командиром нашего экипажа - лейтенантом Каляпиным А. И., которого представил командир 3-ей АЭ - гвардии капитан Зиновьев И. И.

Командир экипажа крепко пожал нам руки, мне и мотористу - Васину. А с воздушными стрелками гвардии ефрейтором Геной Свичкаренко мы были уже знакомы. Мне, наш командир Алексей Иванович показался очень скромным. Похвалил нас за хорошее содержание самолета, чистоту и порядок на стоянке, сказал, что скоро начнется боевая работа. В целом командир произвел хорошее впечатление на экипаж.

Первый боевой вылет с аэродрома Сиротское, лейтенант Каляпин А. И. совершил 20 мая 1944 года. Для меня, как механика, выпускающего самолет, этот вылет так же был первым. От качества подготовки самолета к вылету зависело успешное выполнение боевого задания летчиком.

Второй боевой вылет состоялся через месяц - 22 июня 1944 года. Совершался этот вылет с аэродрома Ростовцево, откуда по вечерам было видно зарево от пожара на железнодорожной станции Раздельная-узловая, в 70 км от Одессы. Ведущим в группе штурмовиков был командир АЭ гвардии капитан Зиновьев И. И. Под прикрытием истребителей 5-го ГИАП необходимо было выполнить штурмовку в населенном пункте Коржово в Криулянском районе Молдавии. Организованно, парами атаковали цели в Душке-Оницкани и Кошницах (удивительное совпадение - именно эти пункты были подвержены штурмовке полком в 1941 году, правда разница была в том, что тогда полк летал на самолетах И-153). Но сейчас это была десятка самолетов Ил-2. Приказ был штурмовать Деречин, Милятин, Подберезье. 14 июля 1944 года - третий боевой вылет экипажа Каляпин - Свичкаренко. Это были уже пограничные пункты Волынской и Гродненской областей. Атаковали танки и артиллерию противника, сильно препятствующих продвижению нашей пехоты. Штурмовики работали с малых высот до бреющего… Девять штурмовиков Ил-2 получили повреждение. Уничтожено 2 танка, несколько орудий полевой артиллерии и до 20 солдат и офицеров противника.

Командир корпуса, наблюдавший за действиями девятки Ил-2, со станции наведения, объявил благодарность всей группе. Но в бою как в бою, одним из зенитных снарядов был подбит самолет Алексея Каляпина и Гены Свичкаренко. Но ни один из членов экипажа парашютом не воспользовался…

Об этом рассказали мне летчики и стрелки, участвовавшие в этой штурмовке. Мне было страшно в это поверить.

Позже я стал вспоминать и анализировать поведение Каляпина перед вылетом. Да, он был расстроен чем-то, и невнимателен. Я бы сказал, даже суетлив в какой-то степени. На мой вопрос: «Куда летите, командир?», - он что-то невнятно буркнул, хотя в другие дни весьма подробно объяснял, как бы проверяя себя. Когда с КП блеснула ракета - на запуск двигателей, летчик включил приборы, дал сжатый воздух и винт начал вращаться, но никаких признаков работы двигателя не было. Я тогда вскочил на плоскость, глянул в кабину и обомлел: «Командир, вы же не включили «вибратор»!?» Он моментально включил тумблер и мотор с полоборота завелся… У меня отлегло, лег на плоскость и мы порулили на старт, куда уже подтягивались другие экипажи. Лежа на плоскости, я еще раз взглянул на командира. Сомнений не было, он чем-то был взволнован. На старте я проверил, заперто ли костыльное колесо, и стоя у самолета, приложил руку к пилотке - сигнал: самолет в порядке! Стартер взмахнул флажком и моя 32-ая рванулась с места, быстро задрав хвост, стала стремительно удаляться. Не было спокойствия, как в прошлые разы… 32-ая не вернулась на свой аэродром. Я расспрашивал всех, кто тогда летал. Никто не видел как это случилось… Был плотный заградительный огонь, били зенитки, били из пушек танки, особенно когда Ил-2 выходил на «бреющий»… танку не надо в этом случае задирать ствол пушки и легче прицеливаться…

См. также:

П.П.Супрунов

 

Источники информации:

1. Боевой путь 11 ЛБАП, 299 ШАП, 108 Гвардейского штурмового авиационного ''Рава-Русского'' Ордена Суворова полка, (май 1938 – июль 1946) — М., Фонд ''Народная Память'', 2008, 236 с.

2. ОБД Мемориал, запись No. 6628297

3. ОБД Мемориал, запись No. 74192888

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.