Адамянец Дмитрий Матвеевич
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Великой Отечественной войне участвовал с октября 1942 года в составе 321 бап/82 гбап. На самолете Пе-2 воевал в экипаже Б.В.Панина на Северо-Западном, Волховском, Калининском и Воронежском фронтах.
10.02.43 г. после выполнения боевого задания в составе группы, придя на свой аэродром (д. Порог) экипаж Панина обнаружил, что аэродром закрыт сплошным снегопадом. Штурман сержант Д.М.Адамянец взял ответственность на себя и помог летчику вывести самолет на аэродром Тихвин, где он благополучно посадил самолет. За спасение дорогостоящей машины оба были награждены орденами Красной Звезды.
07.03.43 г. выполняя боевое задание по бомбометанию живой силы и техники противника в составе девятки самолетов Пе-2, попали под сильный обстрел ЗА. Панин принял решение выйти из строя и бомбить по батареям ЗА с пикирования. Адамянец точно рассчитал угол прицеливания и в результате этой разумной инициативы они подавили огонь двух батарей ЗА противника, чем обеспечили группе выполнение задания без потерь.
При выполнении боевой разведки на воронежском и других фронтах, при сильном насыщении ЗА и ИА противника, экипаж сфотографировал все аэродромы противника от Белгорода до Харькова, весь Харьковский аэроузел и от Харькова до Краснодара и Полтавы.
08.05.43 г. по всему маршруту, на высоте 5 700 метров, экипаж был атакован 7-ю истребителями противника Ме-109ф, которые произвели 11 атак на самолет Панина. Экипаж, героически защищаясь, сбил один истребитель и уходом на свою территорию оторвался от атаковавших истребителей, снова вернулся на территорию противника, сфотографировал последний аэродром Харьковского аэроузела и только после этого вернулся с задания.
10.05.43 г. при вторичном выполнении фотографирования Харьковского аэроузела на высоте 5 000 метров были атакованы 8-ю истребителями противника, которые отрезали отход на свою территорию. Задание было не довыполнено. Производя воздушный бой, экипаж умышленно стал отклонятся на запад к облачности, зашел в облачность, снова зайдя на цель с другой стороны, успешно выполнил задание и пришел на свой аэродром.
13.05.43 г. при выполнении задания по разведке с фотографированием важных военных объектов противника, экипаж Панина снова отличился. Несмотря на большую насыщенность объектов ЗА и ИА противника, встретивших самолет сильным заградительным огнем и беспрерывными атаками превосходящих сил истребителей, задание экипажем было полностью выполнено. Во время отражения очередной атаки Панин умелым манёвром вывел самолёт из-под удара, после чего стрелок-радист гв. ст. сержант В.П.Ермолаев точной очередью сбил истребитель Me-109. Свой же самолет экипаж довел до аэродрома с незначительными пробоинами. За этот боевой вылет весь экипаж, по личному указанию командира 1-го бак гв. полковника И.С.Полбина и без оформления наградных листов в полку, был награжден орденами.
17.07.43 г. экипаж был перехвачен 4-мя истребителями противника ФВ-190, которых наводила зенитная артиллерия. В результате воздушного боя на самолет Панина было произведено 12 атак. Умело маневрируя и отбиваясь пулеметным огнем и гранатами АГ-2, экипаж, выполнив задание, сбил один ФВ-190 и вернулся на свой аэродром.
Экипаж Панина по оценке командования являлся лучшим разведчиком 1-го бак, сам Адамянец лучшим штурманом, который способен к самолетовождению в любых метеоусловиях и точечным прицеливанием поражать цель противника.
23.07.43 г. экипаж Панина командованием полка, дивизии и авиакорпуса был представлен к званию Герой Советского Союза. К этому времени Адамянец совершил 55 успешных боевых вылетов, из них 25 одиночно на производство разведки в интересах армейского командования. В воздушных боях с превосходящими силами истребителей противника лично сбил 1 Ме-109ф и в составе экипажа подбил 2 истребителя типа Хе-113.
04.08.43 г. 17 Пе-2 82 гбап вылетели для нанесения бомбового удара по скоплению живой силы и боевой техники противника в районе Таврово (10 км южнее Белгорода). В условиях противодействия 6 батарей ЗА противника выполнили задание двумя заходами, бомбардировали и обстреляли войска и технику в пунктах Таврово, Топлинка и по дорогам. После отхода от цели, в районе Маслова Пристань, 4 ФВ-190 зашли сзади слева на левое звено Панина, идущее со снижением. Ответным групповым огнем экипажи сбили один истребитель, но самолет Панина был подожжен. Его машина врезалась в лес между пунктами Неклюдово-Стариково, самолет сгорел, экипаж погиб.
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени.
Захоронен с членами своего экипажа в братской могиле села Иловка Алексеевского района Белгородской области.
Биографию подготовил Андрей Зуев
Летал в экипажах:
Командиры экипажа | Функция | Период | Самолет | Примечание |
---|---|---|---|---|
Панин Борис Владимирович | Летчик | 10.42 - 04.08.43 | Пе-2 | Погиб |
Источники информации:
1. ОБД Мемориал, запись No. 9489369
2. ОБД Мемориал, запись No. 74685940
3. ОБД Мемориал, запись No. 87846121
4. ЦАМО, ф. 22204, оп. 0207740, д. 0006. Журнал боевых действий штаба 82 гв. бап (с.50)
5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 21851359
6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 17113460
7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 16255239
Фотогалерея
|
Комментариев пока нет | Добавить комментарий |
- Адамянец
- Контакты
Введите Ваши имя, фамилию, сообщение и e-mail
Например:
Ольга Иванова
olga@mail.ru
Внучка летчика. Ищу дополнительную информацию.
Поделиться страницей:
Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.