Недбайло Калистрат Маркович
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
В годы юности мечтал стать писателем. Собирался путешествовать, чтобы лучше изучить души людей и написать интересную книгу. В авиацию попал случайно, из любопытства. Хотелось убедиться, крепкое ли у него здоровье и правду ли говорят о строгостях медицинской комиссии, которая в летчики отбирает только богатырей. На удивление самому себе, родственникам и знакомым он прошел комиссию без сучка и задоринки, стал курсантом Балашовской школы пилотов. Школу летчиков окончил в мае 1941 г.
В 750 ап дд прибыл летом 1942 г. в звании рядового. Экипаж Недбайло в составе штурмана А.Макарова, бортрадиста Н.Яковлева и стрелка Поливанова вошел в звено С.Кондрина.
Первый боевой полет экипаж Недбайло совершил на бомбометание по железнодорожному узлу Вязьма.
В августе 1942 г. - сержант. Комсомольский экипаж Недбайло принимал участие в дальних рейдах, в том числе на Берлин.
К концу 1942 г. экипаж Нетбайло выполнил 64 боевых вылета, из которых 20 — на бомбометание дальних целей. Летчик, штурман, радист и стрелок были удостоены правительственных наград.
В январе 1943 г. стал офицером, к весне на его боевом счету было 128 боевых вылетов.
10.05.43 г. Ил-4 Нетбайло был атакован истребителем, Яковлев убит. Из горящего самолета сумели выпрыгнуть летчик и штурман, но у Макарова парашют не раскрылся, а парашют Недбайло был прострелен и при падении летчик повредил ногу. После госпиталя К.М.Недбайло вернулся в родной полк. Он совершил еще 17 боевых вылетов, в одном из них получил тяжелую контузию. Вновь лечение и возвращение в строй.
Во время налета на Тильзит Недбайло в момент сброса бомб потерял сознание. В тот раз с ним в качестве штурмана летал замполит 18 гапдд подполковник Петр Резонов. Штурман успел отбомбиться и своевременно вывел самолет из пикирования. Недбайло пришел в сознание только на малой высоте. Вернулись на свой аэродром благополучно. Снова Недбайло положили в госпиталь. Врачам удалось поднять его на ноги, но на этот раз медицинская комиссия разрешила ему летать только на легких транспортных самолетах.
В июле 1944 г. переведен на должность летчика звена Управления 2 гаддд. Летал на самолете По-2 по связи с частями дивизии, с декабря 1944 г. летал правым летчиком на самолете СИ-47.
Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями.
См. также:
Источники информации:
1. Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978.
2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 12076266
3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 16390590
4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 41102185
Фотогалерея
|