Горбунов Иван Николаевич
| |||||||||||||||||||||
Родился 19.08.1919 г. в сибирском селе Бея. После окончания семилетки поступил в Красноярский аэроклуб и работал на заводе фрезеровщиком. После выпускных полетов ему предложили место инструктора.
05.10.38 г. молодого инструктора аэроклуба призвали в армию. Служить он начал в военной авиационной школе Новосибирска. Успешно закончив ее, мл. лейтенант Горбунов получил назначение в 1-й сбап и возвратился в Красноярск.
В августе-сентябре 1941 г. участвовал в Иранской кампании.
С октября 1941 г. полк действовал под Москвой. 25.10.41 г., во время третьего боевого вылета СБ Горбунова был сбит немецким истребителем. Штурман А.С.Плохов и стрелок-радист А.М.Ренке погибли, а летчик спасся с парашютом. Обгоревший и раненый, попал в госпиталь. Домой уже послали похоронку.
26.11.41 г. возобновил боевые вылеты с новым экипажем. В этот же день был атакован истребителем противника. Самолет был поврежден, но благодаря настойчивости и решительности бомбы были сброшены по колонне автомашин до двухсот единиц, движущейся из Горловки на Михайлов. Доставил ценные сведения разведки.
И.Н.Горбунов был представлен к награждению орденом Ленина. Но командир полка допустил оплошность: описывая подвиги Горбунова, он сообщил, что тот был сбит над территорией противника и ночами пробирался к своим. Учитывая пребывание на территории врага, командир дивизии, первоначально согласившийся с представлением, спохватившись, переправил "Ленина" на "Красного Знамени".
В одном из боев самолет Горбунова получил 47 пробоин. На единственном моторе, без тормозной системы, он все-таки умудрился посадить свой бомбардировщик.
В результате тяжелых боев полк нес огромные потери и наступил момент, когда в полку осталось три самолета. Тогда именно звено Горбунова было направлено в Дракино, ближе к линии фронта для выполнения разведывательных полетов, а всему остальному составу полка был предоставлен отдых.
Но уже спустя месяц, со второй половины февраля полк снова возобновил боевую работу и звено Горбунова влилось в свою часть.
С апреля 1944 г. Горбунов командовал эскадрильей.
15.04.45 г. И.Н.Горбунов был представлен к ордену Александра Невского. Наградной лист гласит: "...мужественный, умелый воздушный воин. Примерами своей боевой работы воодушевляет личный состав на боевые подвиги. За период его командования эскадрилья произвела 297 боевых вылетов, не имея при этом потерь материальной части и людей".
9 мая 1945 года гв. капитан Горбунов встретил на немецком аэродроме Обер-Глогау.
В августе гв. майором он вернулся в СССР. До конца года пробыл в Винницкой области, а в январе 1946 г. полк перебазировался в Фергану. Здесь он отрабатывал с молодыми летчиками технику пилотирования и прицельного бомбометания. В 1951 г. закончил курсы подготовки командиров авиаполка и принял должность зам. командира полка. С 1954 г. командовал полком атомных бомбардировщиков в Африканде, затем его назначили заместителем командира дивизии. В 1959 г. заболел и в 1960 г. вышел в отставку.
Вернулся в Красноярск и стал работать начальником штаба аэроклуба, который когда-то сам заканчивал. После закрытия аэроклуба преподавал в политехническом институте, затем перешел в Управление гражданской авиации. В 1977 году вышел на пенсию.
См. также:
Источники информации:
1. Небо без границ: очерки, воспоминания / ред. Н.И.Дроздов, сост. Л.И.Горбунова, сост. Е.В.Кутаков, сост. Н.Ф.Шкарев. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1995.
Фотогалерея