1-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
1-й ночной бомбардировочный авиационный полк
22-й гвардейский ночной бомбардировочный Красноярский ордена Суворова авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Хотминский 05.38 - 01.39  
полковник Руденко 01.39 - 05.39  
полковник Александр Константинович Богородецкий 05.39 - 01.40  
майор Семен Алексеевич Донченко 01.40 - 03.41  
подполковник Карнафель Франц Николаевич 03.41 - 08.10.41  
майор, подполковник Семен Алексеевич Донченко 10.41 - 11.42  
гв. майор Д.А.Волков 11.42 - 03.43  
майор, гв. подполковник Николай Иванович Барулин 03.43 - 05.45  

 

Номер в/ч: 21893

 

В действующей армии:

  • 18.10.41 - 24.05.42 (1 сбап)
  • 24.05.42 - 22.11.42 (1 нбап)
  • 22.11.42 - 27.06.43 (22 гнбап)
  • 25.04.44 - 11.05.45 (22 гнбап)

Сформирован в мае 1938 г. из личного состава 44 авиабригады Сибирского военного округа как 1 сбап в составе пяти эскадрилий.

На вооружении полк имел самолеты Р-5. В октябре 1938 г. стали поступать бомбардировщики СБ. До января 1939 г. летный и технический состав переучивался на новые самолеты.

Штат полка был укомплектован 62-мя самолетами. Среди летчиков и штурманов большинство составляли старые кадровики, а стрелки-радисты набирались из выпускников Красноярской окружной школы мл. авиаспециалистов 1939 года.

В июне 1939 г. полк переместился в Забайкальский военный округ на 74-й разъезд, где базировался до октября 1939 г. В боевых действиях против японцев в районе р. Халхин-Гол участвовали пять лучших экипажей, а остальные занимались подготовкой. После поражения японцев полк вернулся в Красноярск.

В январе 1940 г. авиаполк разделился: большая его часть вместе с полковником Богородецким отправилась на советско-финляндскую войну, а меньшая, сохранив название, осталась в Красноярске. Штат полка пополнился выпускниками авиашкол Новосибирска и Кемерово.

Лето 1940 г. полк провел в Черногорске, а в январе 1941 г. перебазировался в Ашхабад.

Летом 1941 г. переместился в Кизил-Арват (юг Туркмении) и с конца августа по октябрь 1941 г. принимал участие в Иранской кампании, базируясь на иранском аэродроме Гарган. За месяц произвел 65 самолетовылетов на разведку и бомбометание. Полк не понес боевых потерь, но несколько самолетов было повреждено, имелись случаи потери ориентировки и даже бомбежки собственной территории.

07.10.41 г. поступил приказ о переброске полка в составе двух эскадрилий (20 самолетов) и 181 человека личного состава на оборону Москвы. 08.10.41 г. с аэродрома Гарган наземный и большинство технического состава выехали поездом, а воздушный эшелон начал перелет по воздуху. В пути маршрут был изменен, и в результате отсутствия связи часть полка прибыла поездом в Дмитров, а самолеты завершили перелет 18.10.41 г. в Егорьевске.

Полк вошел в состав 38 сад Западного фронта. Вылеты производились днем, преимущественно одиночными экипажами под прикрытием облаков. В боевую работу, кроме бомбардировок, входила разведка, фотографирование. До конца октября полк сделал 284 дневных боевых вылета, уничтожил до 400 автомашин, 21 танк, 126 орудий и минометов, 2080 солдат противника, вызвал 16 взрывов и 52 пожара. Экипажи действовали по дорогам в окрестностях городов: Калуга, Таруса, Алексин.

С середины ноября 1941 г. участвовал в отражении второго генерального наступления немцев на Москву. В конце ноября полк оставил аэродром Егорьевск ввиду приближения противника и действовал с луговой площадки на берегу Оки в районе Луховиц. Поддерживал контрнаступление Красной Армии, нанося бомбовые удары в районе городов Клин, Истра, Солнечногорск. В ходе боевых действий произведено около 2 тыс. боевых вылетов, уничтожены сотни автомашин, десятки танков, орудий, самолетов, свыше 4,5 тыс. солдат противника.

28.11.41 г. передан в состав 146 ад. В этот день полк имел 18 самолетов СБ, из них 3 неисправных. Через месяц - 29.11.41 г. - осталось только 7 самолетов, из них 2 неисправных. А еще через неделю полк обладал всего одним исправным и тремя неисправными самолетами. Ускоренный ремонт материальной части и пополнение не могли возместить возрастающих потерь. 07.01.42 г. боевую работу пришлось прекратить.

09.01.42 г. вся исправная техника была передана в 130 сбап. Вероятно, в это время полк был передан в непосредственное подчинение ВВС Западного фронта. До 20.02.42 г. полк занимался восстановлением материальной части, принимал пополнение. При этом он не отводился в тыл. Восстановив технику и летный состав, перебазировался на аэродром Дракино близ Серпухова. На вооружении в этот период в полку были самолеты СБ и АР-2.

В ходе Московской битвы авиаполк начал использовать практику ночных полетов. Наиболее активно ночная работа проводилась после 20.02.42 г. Вероятно, с этого времени полк стали называть как 1 нбап (официально с 24.05.42 г.).

В мае 1942 г. вошел в состав 213 бад.

Основными объектами бомбардировок в 1942 г. были вражеские аэродромы, а также шоссейные дороги, железнодорожные мосты и переправам, узлы обороны, станции и др. Всего в 1942 г. по аэродромам противника было произведено 280 боевых вылетов. В июне 1942 г. полк освоил ночное фотографирование. Испытывалось и новое оружие - кислородные или аксиливитные бомбы, которые в дальнейшем не применялись.

С 04.09.42 г. полк принимал участие в боях за Ржев. До марта 1943 г. произвел 330 боевых вылетов по Ржеву и 249 вылетов по всей территории Ржевского плацдарма. Уничтожал зенитные батареи, станции, дороги, живую силу противника, производил разведку. Понес немалые потери.

За проявленную в боях отвагу, стойкость и дисциплинированность, за героизм личного состава полк преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 от 22.11.42 г. в 22 гнбап.

По состоянию на 22.11.42 г. полк потерял 58 человек - практически всю свою летную часть, а также 25 самолетов. В течение 1941-1942 гг. полк в сущности дважды уничтожался почти полностью.

С января 1943 г. в дополнение к другим обязанностям полк обеспечивал боеприпасами, продовольствием и обмундированием партизанские отряды, действовавшие в районах городов Клетня, Брянск, Витебск. Производил буксировку планеров с людьми в тыл врага.

20.04.43 г. вошел в состав 204 бад.

В честь организации и сформирования авиационного полка, прохождения учебно-боевой подготовки в Красноярске приказом НКО СССР от 04.05.43 г. полку присвоено почетное наименование "Красноярский". (К исходу 1942 г. в полку остался всего один красноярец - летчик Иван Николаевич Горбунов).

С момента прибытия на фронт и до 01.07.43 г. полк совершил 2455 боевых вылетов, сбросил св. 32 тыс. авиабомб различной мощности. К исходу 1943 г. за боевые подвиги орденами и медалями было награждено 106 воинов полка.

30.06.43 г. остатки полка переведены на аэродром Ляды (близ Тамбова) и полк был выведен из боевых действий. Почти 9 месяцев полк находился в тылу. За это время был пополнен и переучен личный состав и заменена материальная часть на бомбардировщики A-20 "Бостон".

09.04.44 г. полк отбыл на фронт: 30 самолетов, из которых 27 A-20 "Бостон"; 123 человека летного и 199 технического и начальственного состава. До конца войны входил в состав 321 бад.

Сначала действовал на 1-м Украинском фронте, наносил удары на Львов, Зборов, Каменку, Тарновицу, Сасов, Золочев и др. Летали и днем и ночью. Полк сопровождал пехоту, наступавшую на Карпаты, помогал ей выйти на оперативный простор Венгрии и Чехословакии. За время действия в составе 1-го Украинского фронта полк потерял 11 самолетов и 17 человек личного состава.

С 01.08.44 г. действовал на 4-м Украинском фронте. Занимался ночной разведкой, производил налеты на коммуникации противника сразу в трех государствах - Чехословакии, Венгрии и Польше.

В 1944 г. часть пять раз удостаивалась благодарности ВГК: дважды за Львов, за Карпаты, за Ужгород, за словацкий город Михаловце.

За время работы на 4-м Украинском фронте погибло 8 летчиков, 7 штурманов, 13 стрелков-радистов и воздушных стрелков, 4 механика. За это же время полк произвел 1040 боевых вылетов и сбросил 1350 тонн авиабомб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.07.45 г. полк удостоен ордена Суворова III степени. Кроме ордена, за 1945 год в адрес полка последовало еще четыре благодарности ВГК - за действия в Польше и Чехословакии.

День Победы полк встретил в Германии на аэродроме Обер-Глогау. Затем он обосновался на базе Росвайде (Германия) и находился здесь до 18.08.45 г., когда его перебросили в СССР. С середины августа до середины декабря полк нес службу на аэродроме Сутиски Винницкой области. В конце 1945 г. начал перебазировался в Среднюю Азию, в Фергану, куда прибыл 07.01.46 г. В части было четыре эскадрильи, а в марте 1947 г. года добавилось еще 13 экипажей из расформированного 46 бап.

В 1960 г. расформирован.

 

Источники информации:

1. Небо без границ: очерки, воспоминания / ред. Н.И.Дроздов, сост. Л.И.Горбунова, сост. Е.В.Кутаков, сост. Н.Ф.Шкарев. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1995.

2. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.

3. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.

4. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Контрнаступление. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 2001.

5. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

6. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru

7. Дубровин Л.А. Пикировщики. — М.: Воениздат, 1986.

8. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.