Забненков Михаил Тимофеевич

Михаил Тимофеевич Забненков

Страна:

СССР

Годы жизни:

07.01.1916 - 17.12.1980

Место рождения:

Рязанская обл., Сторожиловский р-н, д. Кудрино

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

66 шап

1939‑10.41

Зам. командира аэ

820 шап

1942‑06.07.43

Штурман полка

155 гшап

1944‑05.45

Штурман полка

Боевых вылетов:

178

Воздушных побед:

6 индивидуальных

 

Родился 07.01.1916 года в деревне Кудрино Сторожиловского района Рязанской области в семье рабочего. С 1922 года по 1926 год учился в школе, затем переехал к отцу в Москву, где учился в школе имени Гоголя. В 1928 году поступил в школу ФЗУ имени Союз - Транс, в которой проучился до 1930 года, получил общее образование 8 классов и специальности: слесарь - лекальщик, слесарь - инструментальщик и слесарь по сборке и ремонту автомашин. В этом же году поступил работать на завод No.1 имени "Авиахима". Работал слесарем, бригадиром, мастером цеха. Без отрыва от производства окончил парашютную школу, а затем летную. Работу на заводе совмещал с инструкторской работой по подготовке парашютистов. При НИИ ВВС осваивал прыжки с тяжелых машин с оружием будущим десантным войскам за что имел благодарности от маршалов Советского Союза Тухачевского, Орджоникидзе, Ворошилова, от командующего ВВС. В 1936 году по специальному набору ушел служить в ряды РККА, и был направлен для прохождения службы в 15-ю Киевскую авиационную бригаду, где прослужил в качестве пилота до 1938 года.

В 1938 году был направлен на переучивание с самолета Р-5 в истребительную школу имени Полины Осипенко в город Одессу. Освоил полеты на самолетах И-5, И-15, И-153. Окончив школу прибыл в 66-й авиационный полк 15-й авиационной дивизии Киевского особого военного округа базировавшийся в то время в городе Комарно (Западная Украина). В 1940 году назначен командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи. Член КПСС с июля 1941 г.

Войну встретил на юго-западной границе страны 22 июня 1941 года. В первый день войны был ранен и направлен на лечение в город Львов. На следующий день 23 июня с пулей в груди сбежал из госпиталя и прибыл обратно в свой полк. С не извлеченной пулей продолжал участвовать в боях, делать боевые вылеты на штурмовку живой силы и техники противника. Лишь в сентябре 1941 года в городе Полтава медики удалили ему пулю из грудной клетки. Участвовал в обороне Киева, несколько раз попадал в окружение. Осенью 1941 года 66-й авиационный полк был разделен на два полка, один из которых так и остался 66–м штурмовым, а другой впоследствии стал 820–м штурмовым авиационным полком. Переучившись на самолет Ил-2 весной 1942 года снова попал на Юго-Западный фронт. После переформирования, полк вошел в состав 1–го штурмового авиационного корпуса, и с октября 1942 года по март 1943 года принимал участие в боях на Калининском фронте. Весной 1943 года был назначен заместителем командира 820-го штурмового авиационного полка и одновременно штурманом полка.

7 июля 1943 года, выполняя 176 боевой вылет на штурмовку живой силы и техники противника, вел группу из 12 Ил-2. Над целью его самолет был подбит зенитной артиллерией, а сам Михаил Тимофеевич ранен в левое бедро. Передав управление группой своему заместителю, направил свой горящий штурмовик на скопление техники противника, раздался взрыв. Все это произошло на глазах его товарищей, и в полку оформили документы в которых было указано что Забненков Михаил Тимофеевич погиб. Но летчик чудом остался жив. За секунду до столкновения с колонной, в самолете взорвался бензобак который находится под ногами летчика, и взрывной волной его отбросило в сторону. Очнувшись обнаружил что обгорели лицо, руки, ноги. Идти он не мог. Бинтами перевязал раны и пополз в сторону предполагаемой линии фронта. Несколько дней летчик ползком пробирался через территорию занятую противником. Несколько раз терял сознание. Боясь в таком состоянии попасть в плен возле одной из яблонь закопал свои документы, партийный билет, ордена. 14 июля в бессознательном состоянии попал в плен. В лагере для военнопленных получив медицинскую помощь начал выздоравливать, ходить. 13 августа 1944 года с группой состоявшей из 12 человек бежал из плена. В октябре 1944 года пересек линию фронта и был направлен для специальной проверки, пройдя ее прибыл из резерва ВВС в свой полк. Назначен штурманом полка, совершил еще несколько боевых вылетов. Войну закончил в звании гвардии капитана. Всего за время войны совершил 178 боевых вылетов, сбил 6 самолетов противника, 5 раз горел в воздухе, 6 раз ранен, 4 раза контужен.

После окончания войны продолжал службу в оккупационных войсках, откуда в сентябре 1945 года был отпущен на поиски документов и орденов. Поиски продолжались 50 суток и увенчались успехом. После расформирования полка для дальнейшего прохождения службы был направлен в 100-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии оккупационных войск в должность штурмана полка, где прослужил до марта 1947 года. После сокращения оккупационных войск был направлен в ПВО страны, откуда переведен в 16-ю воздушную армию и направлен в город Калининград в 43-й истребительный авиационный полк. Затем переведен в 53-й истребительный авиационный полк на должность штурмана полка. Приказом Главкома ВВС СССР No. 02215 от 09.06.1948 года по состоянию здоровья был уволен из рядов ВВС РККА. С 1948 года жил в Москве.

В 1943 году представлялся командованием к получению звания Героя Советского Союза, однако так его и не получил. Спустя годы в середине 70–х годов группа ветеранов 155-го шап, служивших вместе с Михаилом Тимофеевичем, обратилась с ходатайством о присвоении ему звания Героя, но ответ также был отрицательным.

Умер 17.12.1980 года.

 

Источники информации:

1. Биографию предоставил Назин Андрей.

 

Фотогалерея

Слева направо: М.Т. Забненков, С. Черепанов, В.Н.Ященко. Май 1943 года.М.Т.Забненков у своего одноместного штурмовика Ил-2 перед вылетом на штурмовку Харьковского аэродрома. Июнь 1943 года.

Слева направо: М.Т. Забненков, С. Черепанов, В.Н.Ященко. Май 1943 года.

Источник: Из собрания Андрея Назина.

М.Т.Забненков у своего одноместного штурмовика Ил-2 перед вылетом на штурмовку Харьковского аэродрома. Июнь 1943 года.

Источник: Из собрания Андрея Назина.

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Забненков

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Помощь проекту


 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.