Остапенко Виталий Петрович
Страна: |
СССР | ||
Годы жизни: |
- | ||
Вид авиации: |
Штурмовая | ||
Категория: |
летчик | ||
Места службы: | |||
1944‑05.45 | Командир звена | ||
Боевых вылетов: |
110~ | ||
Воздушных побед: |
1 индивидуальных и 1 в группе |
Окончил 3-е ВМАУ и прибыл во 2-ю аэ 47-го шап накануне освобождения Новороссийска. Первые боевые вылеты произвел с аэродрома Анапа на Феодосию, Керчь, Камыш-Бурун, другие мелкие порты. Первые пять вылетов выполнял на одноместном Иле на Феодосию. На одноместный Ил-2 Остапенко посадили потому, что он был направлен на фронт без подготовки, с малым налетом на Ил-2.
13.03.44 г. в третьем боевом вылете Остапенко отличился, сам того не осознавая: в ходе удара по цели Остапенко пикировал круче других и на выходе из пикирования оказался ниже остальных Илов своей шестерки и имел более высокую скорость. Чтобы занять свое место в строю, Остапенко должен был погасить скорость, и он начал маневрировать "ножницами" под основной группой. А в это же время группу штурмовиков начали атаковать с разных сторон "мессершмитты". Но каждый раз они встречали петляющий самолет Остапенко, идущий им навстречу. Так невольно была сорвана атака истребителей. Этот эпизод наблюдал зам. командующего ВВС ЧФ и на разборе этого боевого вылета объявил Остапенко благодарность за то, что тот гонял "худых".
В апреле 1944 г. на Ил-2 Остапенко были установлены фотоаппараты и он много вылетов совершал на фотографирование результатов ударов.
Воздушными стрелками у Остапенко летали многие, в том числе Г.Н.Кибизов, С.В.Цукасов, В.Х.Одинец, В.А.Полянский, В.Е.Самойленко, даже двое корреспондентов газет. Но только в его экипаже летали двое женщин - воздушных стрелков: Г.Н.Потапова и К.С.Салова. Впоследствии В.П.Остапенко и К.С.Салова поженились.
В 1945 г. Остапенко водил большие группы Ил-2. При вылете в район Пиллау Остапенко вел головную 2-ю аэ, а все остальные эскадрильи следовали за ними. После удачного захода, когда штурмовики еще не собрались в компактный строй, появились "мессершмитты". Остапенко по радио попросил ведущего истребителей прикрытия сковать противника. Но командир дивизии Д.И.Манжосов с КП перебил его, а Остапенко сгоряча не очень вежливо ответил комдиву и сказал, что "командир дивизии в воздухе сейчас я, и мне виднее, что надо делать". Позже, при вручении Остапенко очередного ордена, Манжосов сказал: "Вручаю орден Красного Знамени командиру 11-й штурмовой дивизии в воздухе товарищу Остапенко".
Ил-2 Остапенко много раз был сильно поврежден, приходилось совершать и вынужденные посадки. Так, 22.03.45 г. при выполнении боевого задания зенитным снарядом, а затем встречным потоком оторвало с плоскости 6 кв. м обшивки. Остапенко с огромным трудом произвел посадку на своем аэродроме.
08.05.45 г., в одном из последних вылетов на ВМБ Либава, В.П.Остапенко в воздушном бою сбил Fw-190.
На боевом счету Остапенко - 3 лично уничтоженных подводных лодки противника и 2 в группе. Он потопил транспорт и другие плавсредства с техникой и живой силой противника.
Награжден четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями.
Жил в Ленинграде.
См. также:
Источники информации:
1. Гиляревский В.П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. — 1992.