Остапенко Виталий Петрович

Страна:

СССР

Годы жизни:

 - 

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

47 шап ВМФ

1944‑05.45

Командир звена

Боевых вылетов:

110~

Воздушных побед:

1 индивидуальных и 1 в группе

 

Окончил 3-е ВМАУ и прибыл во 2-ю аэ 47-го шап накануне освобождения Новороссийска. Первые боевые вылеты произвел с аэродрома Анапа на Феодосию, Керчь, Камыш-Бурун, другие мелкие порты. Первые пять вылетов выполнял на одноместном Иле на Феодосию. На одноместный Ил-2 Остапенко посадили потому, что он был направлен на фронт без подготовки, с малым налетом на Ил-2.

13.03.44 г. в третьем боевом вылете Остапенко отличился, сам того не осознавая: в ходе удара по цели Остапенко пикировал круче других и на выходе из пикирования оказался ниже остальных Илов своей шестерки и имел более высокую скорость. Чтобы занять свое место в строю, Остапенко должен был погасить скорость, и он начал маневрировать "ножницами" под основной группой. А в это же время группу штурмовиков начали атаковать с разных сторон "мессершмитты". Но каждый раз они встречали петляющий самолет Остапенко, идущий им навстречу. Так невольно была сорвана атака истребителей. Этот эпизод наблюдал зам. командующего ВВС ЧФ и на разборе этого боевого вылета объявил Остапенко благодарность за то, что тот гонял "худых".

В апреле 1944 г. на Ил-2 Остапенко были установлены фотоаппараты и он много вылетов совершал на фотографирование результатов ударов.

Воздушными стрелками у Остапенко летали многие, в том числе Г.Н.Кибизов, С.В.Цукасов, В.Х.Одинец, В.А.Полянский, В.Е.Самойленко, даже двое корреспондентов газет. Но только в его экипаже летали двое женщин - воздушных стрелков: Г.Н.Потапова и К.С.Салова. Впоследствии В.П.Остапенко и К.С.Салова поженились.

В 1945 г. Остапенко водил большие группы Ил-2. При вылете в район Пиллау Остапенко вел головную 2-ю аэ, а все остальные эскадрильи следовали за ними. После удачного захода, когда штурмовики еще не собрались в компактный строй, появились "мессершмитты". Остапенко по радио попросил ведущего истребителей прикрытия сковать противника. Но командир дивизии Д.И.Манжосов с КП перебил его, а Остапенко сгоряча не очень вежливо ответил комдиву и сказал, что "командир дивизии в воздухе сейчас я, и мне виднее, что надо делать". Позже, при вручении Остапенко очередного ордена, Манжосов сказал: "Вручаю орден Красного Знамени командиру 11-й штурмовой дивизии в воздухе товарищу Остапенко".

Ил-2 Остапенко много раз был сильно поврежден, приходилось совершать и вынужденные посадки. Так, 22.03.45 г. при выполнении боевого задания зенитным снарядом, а затем встречным потоком оторвало с плоскости 6 кв. м обшивки. Остапенко с огромным трудом произвел посадку на своем аэродроме.

08.05.45 г., в одном из последних вылетов на ВМБ Либава, В.П.Остапенко в воздушном бою сбил Fw-190.

На боевом счету Остапенко - 3 лично уничтоженных подводных лодки противника и 2 в группе. Он потопил транспорт и другие плавсредства с техникой и живой силой противника.

Награжден четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями.

Жил в Ленинграде.

См. также:

28.04.44

04.07.44

26.11.44

27.01.45

18.03.45

24.03.45

26.03.45

09.04.45

11.04.45

22.04.45

08.05.45

 

Источники информации:

1. Гиляревский В.П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. — 1992.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.