Азаров Евгений Александрович

Евгений Александрович Азаров

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

20.11.1914 - 26.01.1957

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

153 иап

06.41‑07.41

Летчик

440 иап

07.41‑06.42

Летчик

5 гиап

06.42‑07.42

Летчик

19 иап/176 гиап

07.42‑05.45

Командир аэ

Боевых вылетов:

340+

Воздушных побед:

17 индивидуальных и 3 в группе

 

Родился 20.11.1914 г. в селе Волфино, ныне Глушковского района Курской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов школы. Работал учеником, затем слесарем на сахарном заводе. Окончил тракторный техникум. Служил в армии с 1935 г. Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в 1938 г.

Участвовал в Советско-Финляндской войне 1939-1940 гг. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В боях за Ленинград Евгений Азаров, обладая безупречной техникой пилотирования, открыл счет своих воздушных побед.

С 1942 г. его ведомым надолго стал А.Г.Громов. И.Н.Кожедуб отмечал пару Азаров - Громов, как своеоюразную: у Азарова после тяжелого ранения была потеряна острота зрения. Зато у Громова зрение отличное, и ведомый стал "глазами ведущего". Поступали они так. Впереди летел ведомый, а сзади ведущий — Азаров. Заметив противника, Громов сообщал ведущему: "Азарыч! Я — Громов! Вижу противника". — "Подводи", — передавал Азаров. Ведомый "подводил" его к противнику, и Азаров, заметив немецкий самолет, подавал команду: "Вижу! Атакую!" После этого Громов оттягивался назад и прикрывал хвост самолета ведущего. Азаров атаковал противника и, как правило, сбивал с короткой дистанции.

Азаров любил говорить: "Мой девиз — кинжал врагу прямо в сердце" и еще: "Не тот летчик—истребитель, который на истребителе летает, а кто врага сбивает".

В 1943 г. капитана Евгения Азарова из-за плохого зрения чуть не списали с летной работы. Его убеждали, что служить в авиации ему нельзя. На все доводы он отвечал так: "Оставьте меня на фронте до победы. Не подведу, пользу принесу. Даю слово коммуниста". Громов тоже просил оставить командира, обещал зорко смотреть за двоих. И Азарова оставили в части. Свое слово летчики-коммунисты сдержали. На личном счету каждого росло количество сбитых самолетов.

После Ленинграда они вели бои на Воронежском фронте, Курской Дуге (в составе 2-й ВА). Участвовал в освобождении Украины (до Карпат), Белоруссии, Литвы и части Польши.

В июле 1944 г., в период боев над Польшей, группа истребителей 19-го иап, возглавляемая П.Ф.Чупиковым, вылетев на "свободную охоту", встретилась в районе переправы через Западный Буг с большой группой вражеских истребителей. Несмотря на численное превосходство врага: 30 против 16-ти, советские летчики смело вступили в бой. В жаркой напряженной схватке они сбили 5 Fw-190 и вернулись без потерь. В этом бою Евгений Азаров в паре со своим ведомым сбил 2 самолета противника.

21.07.44 г. в воздушном бою в районе населенного пункта Седлище-Полоцк (Польша) капитан Азаров на Ла-5 таранил истребитель противника. Приземлился на парашюте.

19.08.44 г. отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он совершил 339 боевых вылетов, провел 101 воздушный бой и уничтожил лично 15 самолетов противника.

В этот же день 19-й иап был преобразован в 176-й гв. иап. Гвардейское знамя принимал И.Н.Кожедуб, а Е.А.Азаров и Д.С.Титаренко были ассистентами.

В феврале 1945 г. Азаров в паре с Громовым сбили по одному Fw-190 в районе Альтдамма.

19.04.45 г. на подступах к Берлину многие воздушные бои проходили при численном превосходстве противника, однако они неизменно оканчивались победой советских летчиков. Так, группа 176-го гв. иап из 6 самолетов вела бой с 30 Fw-190. В ходе боя майор Е.А.Азаров, ст. лейтенанты В.А.Громаковский, А.Г.Громов, Г.С.Мирнов, А.Е.Стеценко и лейтенант Ф.А.Геращенко сбили по одному самолету противника.

Таким образом, на счету Евгения Азарова не менее 17 сбитых самолетов противника.

После окончания войны, до апреля 1946 г., майор Е.А.Азаров продолжал служить в ВВС. Затем, по состоянию здоровья, уволился в запас. Работал в артели инвалидов войны "Московский часовщик" в г. Пушкино Московской области.

Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Суворова 3-й степени, Красной Звезды, медалями.

Умер 26.01.57 г. Похоронен в с. Братовщина Пушкинского района Московской обл.

См. также:

Бой Азарова и Громова

19.04.45

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Красные соколы

3. Васильев Е.И., Лепешкин Н.Г., Элькин В.Я. ...И пришла Победа. - Пушкино, 1995.

4. Кожедуб И.Н. Верность Отчизне. — М: Детская литература, 1969.

5. Александр Мельников. Таран - оружие смелых

6. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

7. Данные Михаила Быкова.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.