Шахов Виктор Николаевич

орден Красного Знамениорден Отечественной войны 1 степениорден Красной Звезды
Виктор Шахов

Страна:

СССР

Годы жизни:

1918 - 

Место рождения:

Горьковская обл., Павловский р-н, с. М.-Мартово

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

4 ббап/4 шап/7 гшап

06.41‑12.42‑?

Командир звена

Боевых вылетов:

46

Воздушных побед:

1 индивидуальных

 

Молодой летчик Виктор Шахов прибыл в 4-й шап в июне 1941 г. в звании старшины, хотя и окончил авиаучилище.

В сентябре 1941 г. на Каховском плацдарме полк несколько дней атаковал группировку противника. Атаки были дерзкими, летчики расстреливали цели в упор, снижаясь до самой земли. Старшина Виктор Шахов вернулся с боевого задания с погнутыми концами лопастей винта: увлекся атакой, низко вывел самолет из пикирования и чиркнул о землю.

18.01.42 г., когда войска двух фронтов вели бои южнее Харькова, погода в местах базирования советской авиации стояла крайне неблагоприятная, а в местах боев - летная. Полк предпринял несколько неудачных попыток поднять самолеты по-одному. Пришла очередь Виктора Шахова. Сразу же после взлета Ил-2 попал в один снежный заряд, затем в другой, но Шахову удалось прорваться. На пути к станции Лозовая, где он должен был произвести разведку, он "развлекся", уничтожив несколько автомобилей, затем выполнил основную задачу. На обратном пути был атакован "Мессершмиттом", но сумел уйти от него, скрывшись в облаках. Свой аэродном - Ново-Александровку - Шахов отыскал на последних каплях горючего.

19.01.42 г. Шахов не вернулся 46-го вылета, второго в этот день.

В тот день было очень холодно. Около села Долгенького летчик заметил обоз из полутора десятков подвод с немецкими солдатами. На санях уложены ящики с боеприпасами. В результате нескольких заходов ни одни сани к передовой не дошли...

Шахов летел низко над лесом в сторону Камышевахи. На окраине леса сначала попал под залп артиллерийской батареи, а через мгновение на встречном курсе показался Hs-126. Шахов дал по "Хеншелю" очередь и повредил его, но и стрелок "Хеншеля" успел послать вдогонку меткую очередь. Загорелся масляный бак "Ила". Через разбитый фонарь в кабину проникал дым. Вскоре пламя показалось на полу кабины, оно лизало унты. Шахов вел израненный самолет за линию фронта. На берегу Северного Донца траншеи передовой линии противника. Штурмовик пролетел над ними так низко, что немецкие солдаты, нырнули в свои укрытия и потом стреляли вслед.

За рекой мотор заглох, пришлось садиться в лес. Крылом повалило сосну, она рухнула на мотор. Самолет пропахал по глубокому снегу, дым прекратился. Летчик вывалился из кабины, зашипели на снегу подшитые войлоком унты. И тут с кручи, от Красного Шахтаря, начали бить минометы. Всю ночь он брел по глубокому снегу на восток, к Изюму. Начали отваливаться подошвы обгоревших унтов. На одну ногу намотал шарф, на другую — ремень от планшета.

К утру Шахов выбрался на опушку леса и увидел на пригорке немецкую батарею. Чтобы его не заметили, пришлось до вечера пролежать в снегу. Когда стемнело, побрел обратно, с трудом отыскивая свои следы. Повалил снег. Летчик кружил, попал в осинник. Из-под снега проступала вода, промокли ноги. Голодный Шахов вспомнил про аварийный бортпаек, оставшийся в самолете. К своему "Илу" он вышел лишь к утру. К этому времени он уже был простужен. Достал бортпаек, забрал парашют и снова побрел к Изюму. Чтобы утолить жажду, ел снег. Сквозь стволы сосен увидел домик. Крикнул слабым голосом — в ответ залаяла собака. Шахов потерял сознание.

Очнулся Виктор Шахов в Изюмском госпитале. Это лесник доставил его туда. Ступни обмороженных ног пришлось ампутировать. Потом госпиталь в Россоши. Там ампутировали ноги до коленей.

Длительное лечение в астраханском госпитале, постоянный уход двух девушек - сестер Мальцевых, и упорство самого Шахова принесли свои плоды. Шахов начал ходить на протезах.

Своим друзьям в полк, который к тому времени стал 7-м гв. шап, Шахов писал: "Уже научился ходить, скоро вернусь. А летать я сумею — честное слово гвардейца!"

04.10.42 г. Виктор Шахов вернулся в полк и добился разрешения летать. Тренировал Шахова летать на спарке УИл-2 В.Б.Емельяненко: "Много сил у него отнимали эти полеты. Протезы растирали до крови ампутированные чуть ниже коленей ноги. Перед сном я приносил таз с холодной водой. Виктор погружал туда культи и блаженствовал. — Понимаешь, до сих пор пятки чешутся... Может, поэтому у меня и с координацией движений не ладится? — шутил он. Действительно, на первых порах Шахов при взлете резко двигал педалями ножного управления, поэтому без моей помощи выдерживать направление ему удавалось не сразу. Потом все-таки приноровился — дело пошло на лад."

Шахов уже готовился к боевому вылету. Сорок седьмому по счету. Но поступил запрет из штаба 4-й воздушной армии. Командующий посчитал так: "Кто гарантирует, что его не собьют? А потом немцы листовками забросают, начнут трубить на весь свет: мол, довоевались русские до последнего, с протезами заставляют летать..."

Так окончилась летная карьера Виктора Шахова. В-дальнейшем он служил на штабных должностях.

После войны жил с семьей в Тбилиси. Ветераны полка сумели добиться через Л.И.Брежнева предоставления Шахову персональной пенсии.

Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды.

 

Список известных побед


 

Источники информации:

1. Емельяненко В.Б. В военном воздухе суровом... — М.: "Молодая гвардия", 1976.

2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 10938240

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 10662497

 

Фотогалерея

Виктор Шахов (справа) и Николай Смурыгов (в центре) вернулись из госпиталя. Исти-Су, сентябрь 1942 г.Виктор Шахов (слева) и Константин Холобаев. Исти-Су, сентябрь 1942 г.

Виктор Шахов (справа) и Николай Смурыгов (в центре) вернулись из госпиталя. Исти-Су, сентябрь 1942 г.

Источник: Емельяненко В.Б. В военном воздухе суровом... — М.: "Молодая гвардия", 1976.

Виктор Шахов (слева) и Константин Холобаев. Исти-Су, сентябрь 1942 г.

Источник: Емельяненко В.Б. В военном воздухе суровом... — М.: "Молодая гвардия", 1976.

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.