Константин Кантакузино (Constantin Cantacuzino)
Самый результативный пилот румынской истребительной авиации, на счету которого были как советские и американские, так и немецкие самолеты.
Родился 11.11.1905 г. в Бухаресте.
В 1941 г. Кантакузино стал шеф-пилотом румынской национальной транспортной авиакомпании LARES. Но вскоре оставил эту должность, добровольно перейдя на службу в военную авиацию.
Первые четыре победы одержал на Восточном фронте с 5 июля по 31 октября 1941 г. в составе Esc.53 Vân. на истребителе Хаукер "Харрикейн" Мк.1.
В декабре 1941 г. Кантакузино вернулся на свою прежнюю должность в авиакомпании LARES.
26.04.43 г. снова был мобилизован и направлен в Gr.7 Vân., действовавшей на Восточном фронте.
05.05.43 г. капитан Кантакузино назначен командиром Esc.58 Vân.
29.06.43 г. продолжил наращивать личный счет, сбив на Bf-109G два советских "Спитфайра".
К 05.08.43 г. общее число побед достигло 27. и 28.08.43 г. капитан Кантакузино был награжден немецким Железным Крестом 1-го класса. А спустя два дня в числе пяти лучших румынских летчиков-истребителей был награжден орденом Михая Храброго (Mihai Viteazul) 3-го класса.
Осень и зиму 1943/44 г. Кантакузино провел в госпитале и отдыхал после болезни. В свою группу, действовшую теперь в составе противовоздушной обороны Румынии, вернулся только 10.02.44 г.
06.06.44 г. Кантакузино первому из румынских пилотов удалось сбить американский истребитель P-51.
18.08.44 г. капитан Кантакузино был назначен командиром Gr.9 Vân.
После антифашистского переворота в Румынии 23.08.44 г. Gr.9 Vân. обороняла Бухарест от возможных налетов Люфтваффе.
25.08.44 г. Кантакузино открыл счет самолетов бывшего союзника, сбив три He-111.
В сентябре 1944 г. Кантакузино выполнял специальное задание по переброске в Италию бывших американских военнопленных.
25.09.44 г. капитан Кантакузино снова вернулся на прежнюю должность командира Gr.9 Vân.
25.02.45 г. Кантакузино сбил FW-190F-8, и чтобы получить официальное подтверждение своей новой победы, решил установить точное место падения немецкого самолета. Вместе со своим ведомым адъютантом Траяном Дырджаном (Traian Dârjan) в поисках сбитого "Фокке-Вульфа" они потеряли бдительность и были сбиты парой Bf-109G-6. Дырджан при этом погиб, а Кантакузино остался жив и вскоре вернулся в свою группу.
Всего в ходе Второй мировой войны капитан Кантакузино совершил 608 боевых вылетов. Сбив 45 самолетов и набрав 56 очков, он стал лучшим румынским асом. Еще 11 его побед не имеют официального подтверждения.
По окончании войны Кантакузино демобилизовался и вернулся на свою прежнюю работу в авиакомпанию LARES. После 30.12.47 г., когда к власти в Румынии пришли коммунисты, Кантакузино потерял все свое состояние и имущество, и в 1948 г. покинул Румынию и перебраться сначала в Италию, а затем в Испанию. Там зарабатывал себе на жизнь, выступая в различных авиашоу на легком спортивном самолете.
Константин Кантакузино умер 26.05.1958 г. в возрасте 52-х лет.
Источники информации:
1. Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.
2. Victor Nitu & Claudiu Stumer. The Romanian Royal Aeronautics in WWII
3. Dariusz Tyminski. WW II ACE STORIES
4. Михаил Жирохов. Из переписки.
Поделиться страницей:
Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.