Константин Кантакузино (Constantin Cantacuzino)

Родился 11.11.1905 г. в Бухаресте. Его родители - Михай Кантакузино и Мария Розетти (Maria Rosetti) - происходили из древних дворянских и очень богатых фамилий.

Финансовое состояние семьи позволяло Константину реализовать свои интересы к вело- и автоспорту. В ходе авторалли Париж-Бухарест он установил мировой рекорд. Одновременно Кантакузино занимался теннисом и хоккеем с шайбой и в 1933 г. на чемпионате мира по хоккею был капитаном румынской команды.

В 1933 г. Кантакузино увлекся авиацией. Причем начал новое дело с размахом: он создал собственную частную авиашколу и в ней начал осваивать полеты. Кантакузино стал отличным пилотом и в 1939 г. на немецком биплане Bü-133 Jungmeister выиграл чемпионат Румынии по высшему пилотажу. К началу Второй мировой войны он налетал уже свыше двух тысяч часов.

В 1941 г. Кантакузино стал шеф-пилотом румынской национальной транспортной авиакомпании LARES. Но вскоре оставил эту должность, добровольно перейдя на службу в военную авиацию.

В составе Esc.53 Vân., оснащенной английскими истребителями Хаукер "Харрикейн" Мк.1, Кантакузино принял участие в боях на Восточном фронте. С 5 июля по 31 октября 1941 г. он одержал четыре победы, сбив три бомбардировщика ДБ-3 и один истребитель И-16. Еще две победы - один ДБ-3 и один И-16 - не имели достаточных подтверждений и были отнесены к разряду вероятных.

После того как в декабре 1941 г. большинство румынских эскадрилий были отозваны с Восточного фронта обратно в Румынию, Кантакузино вернулся на свою прежнюю должность в авиакомпании LARES.

26.04.43 г. он снова был мобилизован и направлен в Gr.7 Vân., которая была оснащена истребителями Bf-109G и действовала на Восточном фронте совместно с JG3. Уже 5 мая капитан Кантакузино был назначен командиром Esc.58 Vân.

29.06.43 г. он вместе со своим ведомым сопровождал три Ju-88A-4 из Gr.5 Bomb., когда их атаковали десять советских истребителей - четыре Як-1, четыре "Спитфайра" и два Ла-5. Входе боя "Мессершмитт" ведомого получил тяжелые повреждения и повернул обратно. Кантакузино продолжил бой в одиночку и смог сбить два "Спитфайра". К этому времени и его Bf-109G получил несколько попаданий, но все же смог затем дотянуть до аэродрома. Из трех же "Юнкерсов" советским истребителям удалось сбить два.

В июле Кантакузино совершал не только дневные вылеты, но пытался действовать и ночью, чтобы помешать советским ночным бомбардировщикам. Поскольку Bf-109G совершенно не был приспособлен для ночных полетов, немцы посчитали эту затею безумной, и после протестов с их стороны Кантакузино был вынужден прекратить свои ночные полеты.

27.07.43 г. "Мессершмитты" Esc.58 Vân. должны были сопровождать немецкий самолет-разведчик, однако из-за технических проблем к нужному времени удалось заправить только один истребитель Кантакузино. Прибыв в точку встречи с самолетом-разведчиком, он увидел, что того атакуют три "Яка". Открыв огонь с большой дистанции, Кантакузино заставил их отвернуть. Спустя две минуты он смог оказаться позади ведущего "Яка" и сбить его, после чего остальные два истребителя вышли из боя. На обратном пути Кантакузино смог сбить еще один Пе-2.

В течение 2 - 5 августа 1943 г. он сбил пять Ил-2 и четыре "Яка", увеличив общее число своих побед до 27.

28.08.43 г. капитан Кантакузино был награжден немецким Железным Крестом 1-го класса. А спустя два дня пять лучших на тот момент румынских летчиков-истребителей - капитан Александру Шербэнеску (Alexandru Şerbănescu), капитан Константин Кантакузино, локотенент Теодор Гречеану (Teodor Greceanu), сублокотенент Ион Милу (Ion Milu) и сублокотенент Иоан Дицезаре (Ioan Dicezare) - были награждены орденом Михая Храброго (Mihai Viteazul) 3-го класса.

Осенью 1943 г. Кантакузино тяжело заболел и был сначала отправлен в госпиталь, а затем ему был предоставлен отпуск. Обратно в Gr.7 Vân. он возвратился только 10.02.44 г. К этому времени группа была отозвана с Восточного фронта и действовала в составе противовоздушной обороны Румынии.

В апреле 1944 г. американские тяжелые бомбардировщики начали налеты на цели на румынской территории, и прежде всего на нефтепромыслы Плоешти. 15 апреля румынские истребители сбили шесть B-24D, один из которых был на счету Кантакузино. К 31 мая, когда Gr.7 Vân. была переименована в Gr.9 Vân., на его счету было уже 36 побед.

06.06.44 г. Кантакузино первому из румынских пилотов удалось сбить американский истребитель P-51. 15 июля на его счету был еще один "Мустанг", а в начале августа он сбил два P-38.

18.08.44 г. в бою с P-51 погиб командир Gr.9 Vân. капитан Шербанеску, и Кантакузино был назначен командиром группы вместо него.

23 августа в Бухаресте произошел антифашистский переворот и Румыния объявила о выходе из войны. Однако власти Третьего рейха не хотели так просто смириться и собирались силой привести к власти послушное пронемецкое правительство. Поэтому для обороны Бухареста от возможных налетов Люфтваффе Gr.9 Vân. была переброшена на аэродром Леордени, в 70 км юго-западнее Плоешти.

Утром 25 августа шесть Bf-109G-6 во главе с Кантакузино перехватили одиннадцать Не-111 из I./KG4, которые собирались нанести бомбовый удар по румынской столице. В результате капитан Кантакузино сбил три "Хейнкеля", а другие пилоты смогли повредить еще три бомбардировщика. Затем румынские "Мессершмитты" атаковали группу Ju-87D-5 из I./SG2, также приближавшихся к Бухаресту, и сбили один из них.

В начале сентября 1944 г. капитан Кантакузино, свободно говоривший на английском языке, получил специальное задание. Ему было поручено доставить на аэродром Фоджа в Италии подполковника Джеймса Ганна (James A. Gunn), который был самым высокопоставленным среди американских военнопленных в Румынии, а на обратном пути сыграть роль лидера для американских самолетов, которые должны были вывезти в Италию остальных пленных.

На Bf-109G-6 W.Nr. 166133 (бортовой номер 31) капитана Кантакузино был установлен подвесной топливный бак, а американский пилот разместился в фюзеляже. Через два часа и пять минут Кантакузино с Ганном приземлились на аэродроме Фоджа. Там Кантакузино освоил истребитель P-51, для чего ему потребовался всего один полет. После этого он продемонстрировал на "Мустанге" американским пилотам такую серию фигур высшего пилотажа, которую не все из них могли выполнить. В то же время его собственный "Мессершмитт" был выведен из строя, когда американцы попытались летать на нем. В результате Кантакузино пришлось возвращаться в Румынию уже на "Мустанге".

25.09.44 г. капитан Кантакузино снова был назначен командиром Gr.9 Vân., которая в то время действовала в Южной Трансильвании, а затем вместе с наступающими советскими и румынскими войсками продвигалась на запад.

В течение 25.02.45 г. "Мессершмитты" Gr.9 Vân. активно поддерживали румынские и советские части, которые вели наступление в районе г. Зволен. В ходе своего пятого в тот день боевого вылета капитан Кантакузино обнаружил восьмерку немецких FW-190F-8, которая штурмовала позиции советских войск. Атаковав, он сбил один "Фокке-Вульф", после чего остальные спешно покинули этот район. Чтобы получить затем официальное подтверждение своей новой победы, Кантакузино решил установить точное место падения немецкого самолета.

Кантакузино и его ведомый адъютант Траян Дырджан (Traian Dârjan) настолько были заняты поисками сбитого "Фокке-Вульфа", что совершенно потеряли бдительность. Воспользовавшись беспечностью румынских пилотов, их атаковала пара Bf-109G-6 во главе с командиром I./JG53 хауптманом Хельмутом Липфертом (Helmut Lipfert). Первым был сбит Дырджан, при этом он стал жертвой Липферта, который когда-то был его инструктором и учил летать на "Мессершмитте". Дырджан был буквально изрешечен 13-мм пулями, и его самолет упал около румынских позиций. Тем временем ведомый Липферта сбил Кантакузино, который даже не успел заметить, что произошло с его собственным ведомым. В отличие от Дырджана ему повезло - он остался жив и вскоре на автомашине, принадлежавшей румынской пехотной дивизии, вернулся в свою группу.

09.05.45 г. капитан Кантакузино вместе со своим ведомым локотенентом Ионом Добраном (Ion Dobran) прикрывал самолет-разведчик IAR-39, который разбрасывал пропагандистские листовки над местами расположения остатков немецких частей.

Свой последний боевой вылет в ходе Второй мировой войны пилоты Gr.9 Vân. совершили 11 мая. Звено Bf-109G-6 прикрывало румынские бомбардировщики, которые атаковали в районе Пльзеня отказывавшиеся сдаваться части 1-й дивизии РОА.

Всего в ходе Второй мировой войны капитан Кантакузино совершил 608 боевых вылетов. Сбив 45 самолетов и набрав 56 очков, он стал лучшим румынским асом. Еще 11 его побед не имеют официального подтверждения.

По окончании войны Кантакузино демобилизовался и вернулся на свою прежнюю работу в авиакомпанию LARES. После того как 30.12.47 г. к власти в Румынии пришли коммунисты, вся частная собственность была конфискована, большинство представителей старого режима и все несогласные с новым были отправлены в тюрьмы. Кантакузино потерял все свое состояние и имущество, и даже из-за страха за свою дальнейшую судьбу от него ушла жена.

В 1948 г. Кантакузино удалось покинуть Румынию и перебраться сначала в Италию, а затем в Испанию. Там при помощи румынской диаспоры он смог собрать деньги на покупку легкого спортивного самолета, чтобы затем зарабатывать себе на жизнь, выступая в различных авиашоу.

Константин Кантакузино умер 26.05.1958 г. в возрасте 52-х лет. По одним данным, он скончался после неудачной хирургической операции, а по другим сведениям - разбился во время полета на своем самолете.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Венгрия. Румыния. Болгария. Хорватия. Словакия. Испания. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

2. Victor Nitu & Claudiu Stumer. The Romanian Royal Aeronautics in WWII

3. Dariusz Tyminski. WW II ACE STORIES

4. Михаил Жирохов. Из переписки.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.