Александру Шербэнеску - из пехоты в авиацию

Александру Шербэнеску (Alexandru Şerbănescu)

 

Михаил А. Жирохов (Украина)

 

Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке статьи А. Стратулат (Молдова) и В. Ниту (Румыния).

 

Трагедия румынской авиации остается одной из самых малоизученных страниц воздушной войны в небе Второй Мировой. Авиация небольшой страны, начиная с 1939 года, последовательно сражалась с советской, американской и германской авиацией. Особенно тяжелые потери румыны понесли в 1944 году после начала массированного наступления советских войск и активизации американских налетов на Плоешти. Именно тогда был выбит цвет истребительной авиации. Вообще мало кто из румынских асов пережили эту страшную войну. Еще меньше известно о них любителям авиации. А ведь среди них были действительно выдающие личности такие как, например, Александру Шербэнеску.

* * * *

"Самый смелый лётчик-истребитель", как его называл командор Леу Романеску, начал штурмовать небо в 1941 г. На одной из фотографий, на которой он в униформе лётчика, стоит число "16.11.1941". В лётной книжке лётчика адъютанта Иона Крэчун записаны 3 тренировочных полёта с курсантом Александру Шербэнеску 2 и 3 июля 1941 года. Он провел в воздухе 200 минут, выполнив 12 посадок на P.W.S. No. 43 24 и 25 июля 1941 г. С тем же инструктором, но уже на P.W.S. No. 338 12 часов и 40 минут он отрабатывал высший пилотаж и перевернутый полет (34 посадки). 5, 16, 17, 20, 22 и 29 августа 1941 г. капитан Шербэнеску на Nardi No. 5, 27, 24, 29 и 26 тренировался, "чтобы соединить егеря (коим он являлся) и воздушного охотника (которым он мечтал стать)".

"Шустрый и амбициозный, он был предельно серьёзен во всем; учёба давалась ему легко и особенно хорошо у него получался пилотаж и перевернутый полет на Nardi с мотором Аргус, - вспоминал его бывший инструктор адъютант Ион Крэчун. - Я убирал руки и давал ему летать самостоятельно... Он был хорошим пилотажником, как бы то ни было, мы все знаем кем он стал и каким хорошим лётчиком он был".

Александру Шербэнеску родился 4 мая 1912 г. в с. Влайч, жудеца Олт. По окончании военного лицея в Мэнэстиря Дялул, Шербэнеску поступил в Пехотную школу. Молодого лейтенанта определили в 3-й егерский батальон в Брашове. По зову неба он очутился "20 августа 1940 г. на аэродроме Отопень, среди пехотных офицеров, курсантов Школы летнабов. C ним был и Дину Пистол, - вспоминал лейтенант Титус Аксенте, пилот эскадрильи ночных истребителей. - Александру Шербэнеску был назначен инструктором по пехотной подготовке курсантов и находился в школе с 1940 г. до весны 1941 г., когда он отправился в Гимбав, Школу подготовки лётчиков-истребителей.

После окончания курса в Центре высшего пилотажа, в Рошиорь де Веде, осенью 1941 г. он возвратился в школу". В 1942 г. егерь отправляется на фронт, но уже в качестве лётчика-истребителя.

 

22 августа 1942 года Шербэнеску был зачислен в состав 56-й истребительной эскадрильи 7-й истребительной группы (Grupul 7 Vinatoare).

Первым его истребителем стал знаменитый Ме-109Е. А боевой дебют Александру состоялся 2 сентября 1942 года. Буквально через три недели на его счет пошел и первый сбитый самолет противника - это был "Як" (без указания типа!) и второй такой был сбит им через четыре дня.

Особенно тяжело пришлось румынским вооруженным силам после того как в ноябре 1942 года советские войска под Сталинградом перешли в наступление. В тот момент 7-я группа базировалась на полевом аэродроме возле села Карповка. Перед лицом грозной опасности - советских танков - Шербэнеску грамотно организовал оборону аэродрома (сказался пехотный опыт!). Причем в его распоряжении были более чем скромные возможности: несколько зенитных орудий, рота охраны и собственно сами истребители. Последние Александру использовал весьма эффективно, сдерживая в течение двух дней атаки советских войск. Bf-109 с их 20-мм пушками, предварительно поставленные на пустые бочки и развернутые в направлении противника превратились в противотанковые точки. Это единственный известный автору случай дуэли самолет-танк на земле!

23 ноября румыны все-таки смогли эвакуировать 13 Bf 109E, еще три самолета были сбиты при попытке взлететь под огнем противника. В каждый одноместный самолет поместилось по два, а то и три человека! Например, в самолете Шербэнеску нашлось место для двух механиков. Затем в боевом пути группы были аэродромы в станицах Морозовская и Тациновская. Однако Красная Армия наступала и румынские части откатывались все дальше и дальше на запад.

О победах в этот период известно очень немного. Так, 20 января 1943 года Шербэнеску сбил советский "Харрикейн" около г. Кудриев. На тот момент Шербэнеску летал в составе звена, в которое также входили Мученика, Гречану, Винка Тибериу, младший лейтенант запаса Симонеску и адъютанты Костикэ Лунгулеску и Лауренциу Катана. В конце февраля Смешанная группа (собранная из остатков 5-й бомбардировочной и 7-й истребительной) представляла собой жалкое зрелище: люди устали, большинство самолетов нуждалось в капитальном ремонте. Поэтому командование приняло решение возвратить ее в Румынию.

А 6 марта Шербэнеску получил очередное звание капитана. Подразделение получило и новую матчасть - это были новенькие "Густавы". Переобучение было по-фронтовому быстрым и 29 марта группу прикомандировали к немецкой эскадре JG 3 "Udet". Одновременно Шербэнеску стал командовать 57-й эскадрильей. До 1 июня, когда группу передали в состав Королевских Румынских ВВС, Шербэнеску записал на свой счет четыре сбитых самолета (2 Як-7 и 2 Ла-5).

26 июня Шербэнеску в составе патруля из четырех самолетов патрулировал в районе Кирпичево - Румянки. Внезапно они были атакованы 20-22 "Спитфайрами" (по докладам румынских летчиков, скорей всего это были истребители других типов). В разгоревшемся бою капитан Шербэнеску, адьютанты Мученика (Mucenica) и Кирвэсэуца (Chirvasauta) сбили по одной вражеской машине. Лауренциу Катана (Laurentiu Catana), сбив два советских истребителя, таранил третий. Все указывало на то, что он погиб. Но, к радости товарищей, после войны он... вернулся. Оказалось, что в последний момент ему удалось воспользоваться парашютом и, благополучно приземлившись, он попал в плен.

13 июля звено лучших на тот момент румынских истребителей (Шербэнеску, Милу и Муценика) выполняли рутинный вылет на прикрытие бомбардировщиков Ju-88. Уже над линией фронта они были атакованы 10 советскими истребителями. Шербэнеску атаковал (правда, неудачно) истребитель, "севший на хвост" Милу. Однако этому советскому летчику удалось уйти, хотя не повезло другому, которого сбил Александру. После удачной атаки румын расстрелял и второй самолет.

Только за два дня (17 и 18 июля) Шербэнеску заявил о шести сбитых самолетах. Его победный марш продолжился и в августе. 17 августа удачливого пилота наградили германским Железным Крестом, а 30 числа того же месяца его грудь украсил орден "Mihai Viteazu" (высшая румынская военная награда).

10 октября во время очередного вылета на прикрытие своих бомбардировщиков, четверка истребителей (кроме Шербэнеску еще Мурешан, Никоара и Някшу (Muresan, Nicoara, Neacsu) была внезапно атакована большой группой советских истребителей. Мурешан был сбит сразу, Никоара "приземлился" в холодное Азовское море и вскоре был спасен командой германского буксира. Самолет же Шербэнеску получил многочисленные пробоины и летчик с трудом смог дотянуть до позиций 4-й горной дивизии, где и совершил вынужденную посадку. Уже к вечеру он объявился на своем родном аэродроме. Советские политруки поспешили объявить 7-ю истребительную группу полностью уничтоженной. Однако уже на следующий день румынский летчик появился над ближайшим советским аэродромом и сбросил вымпел с посланием, где кроме всего прочего было написано, что группа все еще в строю.

23 октября изрядно потрепанную 7-ю группу заменили 9-й, однако Шербэнеску и еще несколько наиболее результативных летчиков решили остаться. Вскоре (13 февраля 1944 года) Шербэнеску стал командиром группы.

Однако общее положение на фронте было неутешительным: Советская Армия вела бои уже на территории Румынии... Немалую роль в боях продолжала играть авиация. Так, 22 мая во время эскортирования 12 бомбардировщиков Шербэнеску пришел на помощь атакованной большим количеством Яков и "Аэрокобр" паре (ведущий - Попеску). В этом тяжелом бою Александру заявил о двух сбитых "Аэрокобрах".

Стабилизация линии фронта на Днестре и операции на участке Кишинэу - Яссы потребовала переброски 9-й истребительной группы из Татарки в Текуч, всего через день после начала, 4 апреля 1944 г., англо-американского воздушного наступления. В Румынии, в роли "гостеприимной хозяйки" принимающей "гостей" из Фоджиа (авиабаза в Италии, откуда в основном совершали вылеты американские "летающие крепости") выступала 7-я группа (вооруженная "мессершмиттами"), три группы IAR-80 и немецкие подразделения, расквартированные на аэродромах Мизил, Тыргушор, Зилиштя, Отопень и Рошиорь де Веде.

Занятая на молдавском участке фронта, 9-я группа была вдалеке от кровавых столкновений с американцами. Летчики сопровождали "Юнкерсы", "Хеншели" и "Штуки" на бомбёжки молдавских сёл. Среди особо отличившихся в документах отмечаются Милу, Бызу, Мученика, Шербэнеску, Добра, Симионеску, Тони Душеску и Дыржан.

На юге, сбивая "Либерэйторы" и "Лайтнинги", американцам противостояли Кирвэсуцэ, Мага, Тома Лучиан, Розариу, Маринчиу, Агарич и Чутак... Победители, и часто побеждённые, потеряли капитана Трандафиреску; Дан Скурту и Касьян Теодороску ранены.

6 июня 1944 г., 14 Bf 109G были подняты по тревоге в 9.30, во главе с Шербэнеску, для перехвата американских бомбардировщиков, взлетевших с аэродрома Полтава и направляющихся на Галаць. "Бомбардировщики сверкали не солнце за Братешом, - записал позднее лейтенант Добран, - и мы набросились на них". Бызу сбил один "Мустанг"; еще один - Добран (правда, победа была записана как предположительная, так как американец будучи подбитым, произвёл вынужденную посадку на юге Бессарабии). "Сегодня горячо обсуждаются характеристики американских самолётов, так как это была первая встреча группы с ними", - записано в боевом журнале 9-й группы. Опасаясь ночного налёта, самолёты перелетели на аэродром Матка...

Утром 9 июня 1944 года, в торжественой обстановке, генерал Деслох (Desloch) сделал группе (получившей после этого название "Деслох-Шербэнеску") подарок - шесть новеньких Bf 109G.

Через два дня, в воскресенье, 11 июня, Шербэнеску повел группу из 13 Bf 109G на перехват американских бомбардировщиков, атаковавших Фокшаны. Милу, Чёкэнел, Штэнгел (Stengel), Шербэнеску и Коля Негирняк сбивают по одному бомбардировщику. "Они позволили мне приблизится... Я втиснулся между ними... И вдруг небо вспыхнуло, - рассказывал Милу об этом воздушном бое. - Тысячи бенгальских огней вспыхивали вокруг моего самолёта. Я наткнулся на группу B-17G, этих летающих крейсеров, набитых пушками и пулемётами. Не знаю как мне удалось уцелеть!"

Интенсификация рейдов одновременно с постепенным уменьшением боеготовности истребительных частей вынудило румынское командование применить новую тактику "массированного противодействия". Был разработан новый план под кодовым названием "Шрернфлюг" (Sternflug), предусматривающий массированное применение истребителей против соединений американских бомбардировщиков.

Однако это привело в свою очередь к увеличению потерь среди румынских лётчиков. 24 июня "группа потеряла одного из самых опытных лётчиков-истребителей в лице адъютанта авиатора запаса Лунгулеску Константина"...

Летом 1944 года 9-я группа работала на два фронта: с утра, в рамках плана "Штернфлюг", с аэродрома Зилиштя, она дерётся с янки между Карпатами и Дунаем; после обеда - на молдавском участке фронта, против советских ВВС.

"Душный летний вечер, плафон облаков установился на высоте 2500 м... Из "уважения" или опасаясь молний Святого Ильи, покровителя авиации, друзья из Фоджия оставили нас в покое в двадцатый день июня... Во всём Текуче праздник... Весь Текуч на аэродроме... Гвоздь программы - 9-я группа. В этот вечер я в последний раз видел Чёкэнела, Шербэнеску, Бызу...

26 июня 1944 г. в неравной схватке был сбит Чёкэнел. 13 августа 1944 г. в больнице Антон Чинку города Текуч, он скончался, поглаживая в предсмертном бреду голубой крестик только что присуждённого Ордена Михай Витязу. Они исчезали в грудах искорёженного и обгорелого металла - адъютанты Павел Цуркану, Санду Економу и Емил Бэлан - молодой и талантливый художник.

Мученика и Андрей Рэдулеску тяжело ранены. 26 июня, из 18 самолётов вылетевших на задание во главе с капитаном Георге Попеску-Чёкэнел, не вернулось 7... По возвращению в Фоджия американцы не досчитались одиннадцати машин..." - так вспоминал о тех днях все тот же Милу.

Шэрбэнэску тем не менее стойко переносит удары янки, непоколебимый в своём желании отомстить за поражение нанесённое группе 26 июня... Но данное желание так и остаётся желанием: с чем, а главное с кем отомстить? 31 июля он сбивает "Мустанг", Милу - "Лайтнинг", но теряет Дину Пистол, своего школьного товарища. 4 августа на его счет идет ещё один "Мустанг"; Бызу сбивает в этом же бою 2 "Лайтнинга". Ещё два "Мустанга", сбитые Душеску и Панаите, и "Лайтнинг", сбитый Милу, записаны 9-й группе, но... раненые Милу и Енчёю едва успевают спастись на парашютах. После приземления, на планере их отправили в Бузэу.

Запись от 8 августа 1944 г.: "Наши ряды заметно поредели; располагаем всего 16 пилотами". Два дня спустя, 10 августа 1944 г.: "погиб в бою старший адъютант Панаите Иоан, один из необычайных летчиков истребителей"...

На совещании 2-го Сектора Истребительной авиации, обсуждается неудачные действия 10 августа и система действий в сложившейся обстановке. На этом совещании, проходившем в Мерь, Шербэнеску впервые встретился с капитаном Византи... Выводы данного совещания состояли в том, что не сбивается положенного количества бомбардировщиков.

Последняя надежда на спасение Чёкэнела угасает 13 августа: он умирает в муках от полученных ожогов. Шербэнеску получил разрешение на то, чтобы 7 Bf 109G отдали ему последний салют.

Из журнала 9-й истребительной группы: 18 августа 1944 г. 9 часов 10 минут. "Командир группы, капитан Шербэнеску Александру, пытаясь выполнить полученное задание, был сбит, отдав свою жизнь во славу группы, в которой он служил и командовал".

Шербэнеску ушел на пике своей славы. Он имел 39 подтвержденных побед и "много" предположительных в 700 боевых вылетах. Александру был вторым в табеле о рангах румынских летчиков-истребителей после принца Константина Кантакузино (60 побед).

"Ратные дела твои облагородили тебя и через высшую жертву возвысился ты в ранг принца румынских истребителей", - сказал над его могилой командор авиации, Леу Романеску.

"19 августа 1944 г. 13 часов 10 минут. Через улицу проносятся с юга 4 Bf 109G... Мы различаем "желтую 7" Бызу, остальные 3 машины - немецкие. "Смотрите, это новый командир, - сказал нам Василе Симеску, бывший полковник при ставке главного командования. - Он командует теперь 9-й группой... Шербэнеску пал вчера."

Это известие потрясло нас. Несколько дней мы ничего не знали о дальнейшей судьбе группы. В рамках плана "Шрернфлюг" она находилась в Бузэу. По приказу руководства 2-го Сектора Истребительной авиации, запрещающему взлетать на перехват, в 10 часов группа была рассредоточена на аэродроме Мамая. Сейчас она возвращалась на аэродром Текуч."

В первой линии обороны против американских бомбардировщиков, румынские пилоты поднимались в истерзанное небо своей родины, вступали с ними в бой в самых невыгодных условиях, сбивали их и... иногда возвращались назад. Из тех кто начинал эту битву, выжило примерно треть.

Выжившие вскоре сменили кокарды на самолётах и радиочастоты и двинулись через Карпаты в Трансильванию вместе с Советской Армией. Все дальше и дальше, через Венгрию и Чехословакию к стенам Вены. При попытке охарактеризовать румынских лётчиков, непременно приходишь к выводу, что количество их побед напрямую зависело от качества используемой техники. Подчёркивая превосходство Bf 109G над IAR-80 в небе над Трансильванией, командир 2-й истребительной группы с горечью констатировал в одном из своих рапортов, направленный в штаб Воздушного Корпуса, что "не располагает современным вооружением (данная флотилия всю войну летала на PZL и IAR-80) и только благодаря смелости и самопожертвованию были совершены героические поступки, достойные восхищения". За исключением польских PZL, румынская истребительная авиация во время Второй Мировой Войны располагала Bf 109Е/G и IAR-80/81.

Не вдаваясь в сравнения, надо признать, что победа в воздушном бою зависят не только от "смелости и самопожертвования"... Роль которую играет наличие (или отсутствие) современного самолёта создало ситуацию, в которой только такие как Дан Византи и ещё несколько опытных пилотов, летающих на IAR-80 смогли достичь каких-либо значительных результатов. "С другими самолётами, - продолжал капитан Еня свой рапорт, - эти пилоты, доказавшие в многочисленных схватках свою доблесть, достигли бы ещё более значительных успехов". Получив "другие самолёты", и соответствующую подготовку, пилоты 9-й группы стали настоящей элитой румынской истребительной авиации. Шербэнеску был лучшим из них...

 

Список известных побед Александру Шербэнеску:

 

No.ДатаПобедаПримечания
1942
0117.09Як
0225.09И-15По всей видимости, И-153
1943
0320.01HurricaneВ р-не г. Кудриев
0405.04Як-7
0508.04Ла-5
0606.05Ла-5
0713-24.06Як
0826.06Spitfire
0928.06Як
1013.07Як
1113.07Як
1218.07Як-1
1318.07Як-1
1418.07Ил-2
1528.07Як
1605.08Як
1707.08Ил-2
1807.08Ил-2
1909.08Ил-2
2010.08Ла-5
2115.08Як
2216.08Ил-2
2316.08Ил-2
16.08Ил-2предположительно
29.09Як-1предположительно
2401.10DB-7"Бостон"
2503.10Як
2605.10Як
2723.10Як(?)
1944
2814.01Як
2926.02Як
3010.03P-39
3116.04Як-7
3228.04Як-9
3322.05Р-39
3422.05P-39
3531.05P-39
3631.05Ил-2
3710/11.06B-17
3831.07P-51
3904.08P-51

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.