Александр Иванович Болоздыня

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
        (к 60-летию Победы)

"...смерть каждого человека уменьшает и меня,

ибо я - часть человечества;

а поэтому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол:

он всегда звонит по тебе"

John Donne (1537-1631)

 
 
 
 
 
 
 
 

Иван Васильевич Болоздыня

Иван Васильевич Болоздыня в 1948 г.

Есть ли русский человек, сердце которого не дрогнет при словах 22 июня 1941 года или Победа? Это пепел безвременно ушедших братьев и сестер нашего многострадального народа стучится в наши сердца, Гибель одного человека - невосполнимая потеря. А как назвать гибель ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ ни в чем не повинных людей? Оказалось, мало было пережить гражданскую войну, ужасы большевицкого раскулачивания и все круги ГУЛАГа - беспримерная в истории человеческая бойня была уготована нашему народу как следующее звено расплаты за клятвоотступничество 1917 года [1].

В России, пожалуй, не найдется ни одной семьи, которой бы не коснулась 2-я Мировая Война или Великая Отечественная Война, как ее там называют. 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий, 6 миллионов зданий сожжено и разрушено, 25 миллионов человек осталось без крова. Я помню, как 20 лет спустя после этой войны, люди еще жили в бараках с земляным полом. Ржавые каски, штыки и стрелянные гильзы были привычными спутниками уличных игр мальчишек моего поколения в 50-х и начале 60-х годов.

А еще я помню, что официальная цифра потерянных жизней наших соотечественников неуклонно росла по мере того, как рос и я. Гениальный вождь всех времен и народов не мог позволить себе потерять больше 7 миллионов человек - ибо таковы были потери Германии на полях сражений. При Н.С. Хрущеве, который впервые в 1965 году ввел празднование Дня Победы 9 мая как государственного праздника, официальная цифра выросла уже до 20 миллионов и таковою оставалась более четверти века. При первом (и последнем же) президенте СССР было признано, что Великая Отечественная Война обошлась в 27 миллионов жизней советских людей (подозреваю, что первые две цифры были просто просуммированы - М.С. Горбачев любил простые решения).

Мой отец, который вступил в войну сержантом в начале 1942 года, а закончил капитаном в 1945 году, всегда называл одну и ту же цифру: СОРОК МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК. У меня есть веские основания больше доверять моему отцу, ибо у него не было "политических соображений" (он дослужился до инженер-полковника авиации и начальника испытательной лаборатории Научно-Испытательного Института имени В.П. Чкалова, оставаясь беспартийным - знающие, как делались военные карьеры в советское время, смогут оценить этот факт), зато он точно знал, по ком звонит колокол...

Дмитрий Иванович Барашев

Этот небольшой монумент стоит в парке города Липецка. Современная надпись на памятнике гласит:
"Герой Советского Союза
командир корабля ст. лейтенант
Барашев Д.И.
штурман ст. лейтенант
Травин В.Н.
стрелок-радист старшина
Подчуфаров Н.С.
Погибли 20 VIII 1943 г"

Фото Юрия Тепсуркаева www.airforce.ru

Еще в середине 60-х годов в городском парке г. Липецка стоял памятник двум экипажам бомбардировщиков дальнего действия, столкнувшихся в воздухе над городом в 1943 году, когда один из самолетов возвращался с боевого задания, а другой летел к линии фронта. Экипаж выполнившего боевое задание ИЛ-4 [2] возглавлял Герой Советского Союза командир звена старший лейтенант Дмитрий Иванович Барашев, и в списке его экипажа на памятнике значилось имя моего отца, летевшего в тот раз хвостовым стрелком. Памятник над братской могилой летчиков до сих пор стоит в Липецке - правда, теперь это модернизированный монумент с символическими горельефами трех лиц, и фамилия моего отца уже не упоминается, также как и имена членов второго погибшего экипажа.

Выпускавшийся в военное время ИЛ-4 не был рассчитан более, чем на 10 боевых вылетов (такова была средняя продолжительность жизни бомбардировщика в боевых условиях). Но изнашивался самолет еще быстрее. Люди выдерживали гораздо больше. Например, старший лейтенант Барашев имел более 180 боевых вылетов. К концу войны у моего отца, было 85 боевых вылетов, причем большая часть - в составе экипажа фотоконтроля. А знаете ли вы, что такое фотоконтроль? Это когда после бомбометания нескольких десятков бомбовозов, над целью появляется один-единственный самолет, вместо бомб вооруженный фотокамерой. Фото-техника того времени требовала, чтобы самолет летел по прямой на заданной высоте с постоянной скоростью, не меняя курса, пока не закончена съемка результатов бомбометания. При этом вся оставшаяся в целости зенитная артиллерия противника ожесточенно молотит по одинокой цели, двигающейся, как учебная мишень на стрельбище. Поэтому один боевой вылет на фотоконтроль приравнивался к 5 боевым вылетам в составе обычного экипажа бомбардировщика. Впрочем, из "обычных" экипажей полка авиации дальнего действия (АДД), в котором воевал мой отец, от начала до конца войны удалось дослужить только двум счастливчикам. Для сравнения, любопытно отметить, что, по словам моего отца, персонал американских боевых экипажей получал право на демобилизацию, совершив 20 боевых вылетов.

В 1995 году в Чикаго я встретил бывшего американского пилота, совершившего несколько челночных миссий на "Летающей Крепости" (Boeing В-27G [3]). Они взлетали со своей военно-воздушной базы в Англии и садились на полевых аэродромах Красной Армии, после отдыха загружались бомбами и совершали боевой вылет в обратном направлении. Это был милый и добрый человек Stephen K. Smarsh, староста Свято-Троицкого Собора Американской Православной Церкви в Чикаго. Выходец из семьи украинских эмигрантов Steve с радостью вспоминал как они встречались с русскими летчиками на их аэродроме под Полтавой и со смехом рассказывал, как только он один из всех американских экипажей мог есть пищу, которой делились русские летчики: черный хлеб, квашеную капусту, селедку и картошку "в мундирах". О таких встречах рассказывал и мой отец! И я уверен, что мой отец и Steve вместе поднимали чарки за общую Победу!

Дмитрий Иванович Барашев

Дмитрий Иванович Барашев

Так вот о том полете, об одном невероятном звене в цепи обстоятельств, приведших к появлению на свет этого рассказа.

До войны Дмитрий Барашев кончил ФЗУ (фабрично-заводское училище), работал токарем на заводе в городе Моршанске, а в свободное время занимался в местном авиаклубе. Когда в воздухе запахло войной, как человек технически грамотный Барашев был направлен в летную школу с ускоренным циклом обучения. Мечтал стать истребителем, но боевых машин в то время не хватало [4]. Попал в бомбардировщики, где неожиданно раскрылся его талант пилота тяжелых самолетов. Это был абсолютно бесстрашный человек со стальными нервами. В кругу друзей он часто говорил: "Я ничего не боюсь, вот только бы не столкнуться лоб в лоб со своими".

Тот вылет для Ивана был незапланированным. К хроническому некомлекту экипажей все привыкли как к неизбежности. Летали все, кто мог. Вот и в тот раз ст. лейтенант Барашев, которого в полку считали стариком, так как он воевал с июня 1941 года, попросил своего молодого приятеля фототехника слетать с ним на боевое задание в качестве хвостового стрелка. Без такого стрелка бомбардировщик становился беззащитной мишенью для немецких истребителей. А стрелок Барашева был убит в предыдущем вылете и замену пока не прислали.

Бомбежка была удачной. Правда, немецкие истребители потрепали нервы, но на этот раз все обошлось несколькими дырками в обшивке фюзеляжа. Наши истребители прикрытия отогнали немцев. Летели уже над своей территорией. До аэродрома под Кирсановым оставалось 20 минут лету. И тут самолет вздрогнул от того, что тяжелый хвостовой пулемет выпал в люк и встал в боевое положение. А надо сказать, что в крейсерском режиме, хвостовой пулемет убирался вовнутрь фюзеляжа через люк в полу, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление самолета. В случае боевой тревоги стрелок освобождал защелку, удерживавшую пулемет, и тот под свой тяжестью выпадал в люк в полу, принимая боевое положение. На этот раз защелка оказалась настолько износившейся, что пулемет несколько раз самопроизвольно выпадал в люк, стоило только самолету посильнее встряхнуться. Командир, наконец, не выдержал и по внутренней связи приказал Ивану прекратить эти упражнения и, если пулемет сам не держится, держать его руками. Что мой отец и попытался сделать. После очередного броска самолета в воздушную яму защелка опять сорвалась, махина пулемета пошла на моего отца, люк под его ногами автоматически раскрылся и он вместе с пулеметом выпал из самолета, крепко ударившись напоследок затылком о край люка в полу...

Пришел в себя Иван уже в госпитале. Он не помнил ни как открыл парашют, ни как его нашли в поле крестьяне, ни как привезли в госпиталь. Врачи показали ему клочок летного комбинезона, вырванный вместе с кольцом, открывающим парашют. Ногти на правой руке были синими от нечеловеческого усилия, затраченного, чтобы порвать комбинезон. Полученная контузия до конца жизни отца напоминала о себе головными болями и хронической бессонницей.

После выписки из госпиталя, как и полагалось по Уставу, отец прибыл в штаб АДД в Москве для получения направления в новое расположение своего авиаполка. В проходной штаба, как только он представился, он был арестован как немецкий шпион, т.к. при проверке личности было установлено, мл. лейтенант Болоздыня погиб смертью героя 20 августа 1943 года, возвращаясь с боевого задания в составе экипажа ст. лейтенанта Барашева. Потом следствие установило, что самолет Барашева столкнулся с бомбардировщиком встречной волны через 10 минут после того, как мой отец невольно покинул его...

Я знаю, исторические бури 20-го века разметали русских по всему миру. Некоторые из них оказались по ту сторону фронта. Многие воспользовались возможностью попытаться сквитаться со Сталиным и его режимом. Это можно понять. Но для меня, моей семьи, моих друзей и современников, родившихся и живущих в России, эта Война была и останется Великой Отечественной, и победа в ней навсегда останется Победой моего народа над силами, ставившими целью окончательно уничтожить русский народ.

Для любителей статистики отмечу, что 2-я мировая война стоила СССР 500 миллиардов долларов. С 1941 по 1945 год США оказали СССР помощь по ленд-лизу в размере 10 млрд. долларов (Англия, для сравнения заметим, получила от США помощь на 30 млрд. долларов). По западным источникам доля помощи США, представленная по ленд-лизу СССР, составляла примерно 6% валового производства страны за годы войны. Это была значительная помощь особенно в области высоких технологий, авиационной техники, автомобильного транспорта и оборудования заводов. Однако, не преуменьшая значения материальной помощи, совершенно очевидно, что в первую очередь Победа была оплачена миллионами жизней наших соотечественников, союзников по антигитлеровской коалиции и мирных жителей Европы. Это по ним звучит колокол нашей памяти.

 

Примечания:

 

[1] В 1613 году русский народ на Великом Московском Земском Соборе единодушно принял клятву на вечную верность царю Михаилу Федоровичу Романову и всем его наследникам: "Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Федорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царем, а кто же пойдет против сего соборного постановления: сам ли царь, патриарх ли, вельможа ли и всяк человек - да проклянется таковой в сем веке и будущем, отлучен бо он будет от Святой Троицы."

[2] Бомбардировщик Ил-4 конструкции С. Ильюшина 1938 года (первоначальное название ДБ-3) был основой дальнедействующей и морской авиации Красной Армии в годы Войны. В конструкции широко использовались деревянные детали из-за острого недостатка алюминиевых сплавов. Более 5,000 Ил-4С было построено до 1944. Затем АДД перешла на Ту-2. Технические данные: 2 двигателя по 1100 л.с.; размах крыльев 21,44 м; длина 14,8 м; вес с полной бомбовой загрузкой 10,3 тонн; крейсерская скорость 445 км/ч; потолок 9.7 км; дальность 4,260 км; экипаж 4 человека, включая хвостового стрелка; грузоподъемность 2.5 тонны бомб; вооружение один (хвостовой) 12.7-мм и два 7.62-мм пулемета.

[3] Стратегический бомбардировщик "Летающая Крепость " впервые испытан в 1935 г.; всего до мая 1945 года произведено 12,726 самолетов этого типа разных модификаций, из них 8,500 B-17G. Технические данные B-17G: 4 двигателя по 1,200 л.с.; размах крыльев 31.62 м; длина 22.78 м; вес с загрузкой 29.7 тонн; скорость 462 км/ч; потолок 10.85 км; дальность 3,219 км с грузом бомб 2.7 тонны; экипаж 10 человек; вооружение 13 пулеметов 50 калибра (в последних моделях вместо хвостового пулемета устанавливалась 20-мм пушка).

[4] 22 июня 1941 года немецкой авиацией было уничтожено 1200 советских боевых самолетов, большинство из них - на земле.

 

© А.И. Болоздыня, 2005 г.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.