228-я штурмовая авиационная дивизия
2-я гвардейская штурмовая Черниговско-Речицкая ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия

Командиры дивизии

Звание Имя Период Примечание
полковник Василий Васильевич Степичев 25.05.42 - 11.10.42  
подполковник, c 22.02.43 г. полковник, с 13.04.44 г. генерал-майор авиации Георгий Иосифович Комаров 12.10.42 - 09.05.45  

 

В действующей армии:

  • 29.05.42 - 20.03.43 (228 шад)
  • 20.03.43 - 09.05.45 (2 гшад)

Сформирована в мае 1942 г. в соответствии с приказом НКО No. 0090 от 18.05.42 г. в городе Валуйки.

С 29.05.42 г. Недоукомплектованная самолетами Ил-2 и личным составом дивизия приступила к выполнению боевых задач на Юго-Западном фронте.

09.06.42 г. вошла в состав 8 ВА.

В период 05-14.07.42 г. дивизия выводилась для переформирования на тыловой армейский аэродром Бобров.

15.07.42 г. дивизия передана в распоряжение отдельной авиагруппы генерала С.И.Руденко, располагавшейся севернее большой излучины Дона.

В ходе Сталинградской битвы авиадивизия наносила удары по подходившим колоннам противника, уничтожала его авиацию на земле и в воздухе, вела разведку выдвигающихся танковых группировок. В тяжелые дни оборонительной операции под Сталинградом дивизия несла огромные потери. Многие экипажи не возвращались с заданий. В середине августа 1942 г. два полка дивизии: 431 шап и 808 шап остались без самолетов.

В ходе контрнаступления под Сталинградом, несмотря на сложные метереологические условия, дивизия, взаимодействуя с войсками 24, 65, 66 Армий, способствовала в прорыве обороны противника в районе Клетская, обеспечивала оперативное окружение войск противника под Сталинградом. После окружения войск противника летчики днем и ночью наносили бомбардировочно-штурмовые удары по немецким войскам и по аэродромам, посадочным площадкам в кольце окружения, уничтожая транспортную и боевую авиацию.

К 04.09.42 г. вошла в состав 16 ВА. К этому времени в составе авиадивизии были 688, 694 и 783 шап, позднее вошел 285 шап.

Для усиления обороноспособности от атак вражеских истребителей по инициативе летчиков 228 шад на самолетах Ил-2 силами инженерно-технического состава авиаполков были оборудованы кабины для воздушных стрелков и установлены пулеметы. На боевые задания первое время летали механики и другие авиаспециалисты. В начале ноября 1942 г. промышленность стала поставлять фронту уже двухместные самолеты Ил-2.

На Сталинградском и Донском фронтах дивизия в составе 8 и 16 ВА произвела 2927 боевых вылетов, уничтожила при этом 332 самолета на земле и в воздухе, 674 танка, 3062 автомашины, убито до 7000 солдат и офицеров.

За проявленную отвагу в боях с немецко-фашисткими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованость, за героизм всего личного состава в разгроме фашистких войск под Сталинградом приказом НКО No 128 от 18.03.43 г. дивизия преобразована во 2 гшад.

В период подготовки к предстоящим сражениям на курско-орловском направлении авиация не прекращала боевых действий. Она наносила удары по резервам противника, вела борьбу за господство в воздухе, прикрывала свои войска и вела воздушную разведку. В целях завоевания господства в воздухе по плану Ставки ВГК были проведены две воздушнве операции по уничтожению авиации противника на аэродромах.

Наступление противника началось утром 05.07.43 г. Летчики дивизии в течение дня уничтожали танки и живую силу на поле боя. Здесь впервые были применены ПТАБ-ы. Усилиями войск и авиации наступление противника было остановлено.

Контрнаступление на орловском направлении началось на рассвете 12.07.43 г. под прикрытием дымовой завесы, поставленной штурмовиками. Самолеты дивизии под прикрытием истребителей непрерывно находились над полем боя, уничтожая танки, живую силу и подавляя огневые точки противника. На рассвете 05.08.43 г. советские войска освободили Орел.

К 18.08.43 г. операция на орловском направлении была закончена, за этот период дивизия произвела 2441 боевой вылет, в результате чего противник потерял 379 танков, 1080 автомашин, 57 полевых орудий, 21 самолет, убито и ранено до 3660 солдат и офицеров Вермахта.

Успешно завершившееся контрнаступление Красной Армии под Курском и Орлом создало благоприятные условия для развертывания общего наступления с целью освобождения Левобережной Украины, форсирования Днепра и захвата на его правом берегу плацдармов.

В конце августа 1943 г. один из полков был придан 3-му танковому корпусу. Представители полка с радиостанциями были направлены в штаб корпуса, где детально отрабатывались все остальные вопросы взаимодействия в операции по освобождению Левобережной Украины. Тесно взаимодействуя с войсками 2 Танковой Армии, штурмовики дивизии наносили эшелонированные удары по узлам сопротивления противника, его отходящим колоннам на дорогах и по войскам у переправ.

Используя достигнутый успех и перегруппировав основные силы на левое крыло, войска Центрального фронта повели стремительное наступление на Конотоп, Нежин, Чернигов, успешно форсировав реку Десну и 21.09.43 г. освободили г. Чернигов. Летчики авиадивизии уничтожали железнодорожные эшелоны на станции Новозыбков, Щорс; живую силу противника, автотранспорт на дорогах в районе Дроздовицы, Добрянка, Репки, Чернигов, Н.Ярыловичи, Городня, Туничев, Дубровное, Горошковка, Чернобыль, Любеч, Лоев, Довжик.

Приказом Верховного Главнокомандующего No 20 от 21.09.43 г. за особые отличия в сражениях при форсировании реки Десна и освобождению г. Чернигова авиадивизии присвоено почетное наименование Черниговская.

18.11.43 г. советские войска овладели городом Речица. Приказом Верховного Главнокомандующего за особые отличия авиадивизии присвоено почетное наименование Речицкой.

При проведении Бобруйской наступательной операции с 24.06.44 г. содействовала 65-й и 28-й армиям в наступлении у Паричей.

29.06.44 г. летному составу приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность за отличия в боях за Бобруйск - мощный опорный пункт обороны немцев.

В течение 01 - 04.06.44 г. дивизия продолжала действовать в интересах 65-й армии и конно-механизированной группы.

В течение 05 - 10.07.44 г. содействуя войскам в разгроме барановичской группировки противника, небольшими группами под прикрытием истребителей уничтожала артиллерию, автотранспорт, живую силу и технику в районе Полонечка, Ляховиче, Бытень, Слоним, железнодорожные эшелоны на станциях Мацеюв, Лесьна, разрушала переправы через реку Мышанка западнее Барановичей.

08.07.44 г. советские войска овладели укрепленным районом и городом Барановичи, а 10.07.44 г. освободили Слоним. В приказе Верховного Главнокомандующего летчикам дивизии была объявлена благодарность.

В период с 04 по 15.07.44 г. только в интересах 28-й армии дивизия произвела 320 самолето-вылетов на штурмовку и 40 вылетов на разведку. "Своими бомбоштурмовыми действиями, - писал начальник штаба этой армии генерал-майор С.М.Рогачевский, - авиационная дивизия уничтожала танки, бронемашины, артиллерию на огневых позициях, автотранспорт и пехоту противника, чем в значительной степени содействовала войскам армии в разгроме врага и овладении городом Барановичи. Боевые действия штурмовиков и взаимодействие между армией и штурмовой дивизией были организованы хорошо".

За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии дивизия была награждена орденом Суворова II степени.

В начале августа 1944 г. начались боевые действия авиадивизии по освобождению Польши.

В период с 11 по 29.08.44 г., действуя в интересах 70-й армии, авиадивизия произвела 1016 самолето-вылетов. В результате бомбо-штурмовых ударов противнику был нанесен значительный урон в танках, артиллерии, транспорте и живой силе. Зафиксирован ряд случаев, когда вследствие воздействия штурмовиков пехота противника была деморализована, разбегалась, бросая оружие и технику. Успешные боевые действия штурмовиков в значительной мере помогли 70-й армии выполнить поставленные задачи.

В период с 03 по 08.09.44 г., действуя в интересах 65-й армии, штурмовики дивизии произвели 564 самолето-вылета, нанесли противнику значительный урон в технике и живой силе, чем содействовали войскам армии в прорыве обороны противника, в выходе к реке Нарев, в захвате и удержании плацдарма.

В период с 10 по 19.09.44 г. дивизия достойно действовала в интересах 47-й армии.

В результате победоносного завершения летне-осенних наступательных операций 1944 г. советские войска на центральном направлении вышли к Висле и овладели плацдармами на ее западном берегу.

Огромную роль штурмовики дивизии сыграли в боях за расширение сероцкого плацдарма во второй половине октября 1944 г.

С ноября 1944 г. по указанию Ставки войска 1-го Белорусского фронта начали подготовку к новой наступательной операции, в которой совместно с войсками соседних фронтов предстояло освободить Польшу и выйти на Одер, чем обеспечить условия для нанесения завершающего удара по Берлину.

Наступление началось 14.01.45 г., но в этот день из-за плотного тумана авиация боевых действий не вела, и только на второй день мелкими группами уничтожала вражескую артиллерию, танки и живую силу.

Войска 1-го Белорусского фронта, при поддержке авиации, преследуя противника, с боями продолжали продвигаться к Одеру и 28-29.01.45 г. перешли границу Германии. Частью сил войска фронта вели бой по уничтожению окруженного Познаньского гарнизона. В этих боях участвовала 2 гшад. С выходом советских войск на Одер и захватом плацдармов на его западном берегу в районе Кюстрина завершилась Висло-Одерская операция.

В битве за Берлин дивизия, поддерживая войска фронта, наносила удары по огневым средствам и пехоте главной полосы обороны противника, по железнодорожным станциям и перегонам, вела борьбу с резервами, выполняла задачи разведки противника.

22.04.45 г. войска фронта на направлении главного удара, вступив в пределы Берлина, прорвали внутренний оборонительный обвод и начали бои за кварталы города. В это время дивизия, действуя малыми группами, уничтожала войска противника и железнодорожные эшелоны в районе Берлина, Шпандау и в самом Берлине.

24-25.04.45 г. войска фронта продолжали громить немцев на подступах к центру Берлина. 2 гшад действовала по вызову в интересах 7-го Кавалерийского Корпуса в районе Науэн и Ратенов.

03.05.45 г. в 13:15 - 13:25 последние удары по немецким войскам западнее Берлина нанесли летчики 59 и 79 гшап в составе 60 самолетов.

Взятием столицы фашисткой Германии закончился боевой путь 2 гшад в Великой Отечественной Войне.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Ленина.

 

Около 1000 воинов авиадивизии были отмечены правительственными наградами. Только за 1944 г. авиадивизия произвела 6497 боевых самолето-вылетов. В ее рядах воспитано 30 Героев Советского Союза, в числе которых прославленные летчики-гвардейцы подполковники А.Г.Наконечников и М.Г.Скляров, майоры В.М.Голубев, Г.И.Копаев и В.Ф.Хохлачев, капитаны А.А.Бондарь и А.И.Кадомцев, старший лейтенант Ю.Н.Зыков, лейтенанты И.Ф.Бибишев, А.С.Черезов и командир дивизии гвардии генерал-майор авиации Г.О.Комаров.

Состав дивизии

Подразделение Период Примечание
94 бап 29.05.42 - 06.42  
211 шап до 08.42  
243 шап -> 78 гшап до 04.09.42 г. и с 10.12.42 С сентября по декабрь 1942 г. входил в 291 шад
285 шап -> 58 гшап с 18.06.42  
313 шап -> 79 гшап до 04.09.42 г. и с 10.12.42 С сентября по декабрь 1942 г. входил в 291 шад
429 иап с 29.05.42  
431 шап 18.06.42 - 04.09.42  
505 шап 29.05.42 - 17.06.42 Переведен в состав 226 шад
618 шап 15.08.42 - 04.09.42  
622 шап до 04.09.42  
688 шап -> 59 гшап    
694 шап 26.08.42 - 27.11.42  
783 шап 20.08.42 - 22.11.42  
808 шап до 04.09.42  
820 шап 29.05.42 - 11.42  

 

 

Источники информации:

1. 228 ShAD.

2. Перечень No.6 кавалерийских, танковых, воздушно-десантных дивизий и управлений артиллерийских, зенитно-артиллерийских, минометных, авиационных и истребительных дивизий, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

4. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru

5. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.

6. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: в 2 кн. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - Кн. 1.

7. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.