6-й истребительный авиационный полк
149-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк

Примечание: в советских ВВС было два полка с таким номером. Один 6 иап воевал на Северо-Западном фронте и впоследствии был преобразован в 18 гиап. О другом идет речь ниже.

 

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Симоненко с 19.06.38  
майор Виктор Ильич Моисеев 1941 - 17.05.42  
майор Федор Афанасьевич Лукелий 1942 - 12.43  
майор Матвей Иванович Зотов 25.12.43 - 09.05.45  

 

В действующей армии:

  • 09.08.41 - 20.09.42 (6 иап ЮЗФ)
  • 11.02.43 - 02.07.44 (6 иап ЮЗФ)
  • 02.07.44 - 11.05.45 (149 гиап)

19.06.38 г. издан приказ ВВС ОК ДВА о создании 6 иап в городе Хабаровске.

По июнь 1941 г. полк в составе 4-х авиаэскадрилий базировался в деревне Гаровка близ Хабаровска, имея на вооружении самолеты И-16, И-15бис.

08.07.41 г. полк убыл на Северо-Западный фронт.

19-20.07.41 г. полк прибыл в Борисоглебск Воронежской области, имея 64 самолета в четырех эскадрильях.

В Борисоглебске в течении 10 дней полк был переформирован, при этом его разделили на два полка по 32 самолета в каждом, причем оба остались с прежним номером.

Один 6 иап убыл под Новгород и впоследствии был преобразован в 18 гиап.

 

Другой 6 иап в составе 3-х эскадрилий в количестве 184 чел., 32-х самолетов И-16, И-153 с 01.08.41 г. начал вести боевые действия в системе ПВО по прикрытию города Харькова с аэродромов Харьков, Каменная Яруга. Входил в состав 49 сад.

18.09.41 г. на четыре дня 1-я и 3-я эскадрильи перебазировались на аэродром Полтава для ведения разведки, штурмовки аэродромов и войск противника, а также для сопровождения бомбардировщиков.

02.10.41 г. полк перебазировался на аэродром Валуйки, где находился до 03.01.42 г. Действовал в составе 36 иад. В период боевой работы в районах Харьков-Валуйки силами технического состава было отремонтировано в полевых условиях 40 самолетов И-16, И-153, подбитых в воздушных боях.

3-7.01.42 г. полк был перебазирован на аэродром Воронеж для овладения новой материальной частью самолетов ЛАГГ-3 и Як-1. Эта задача была выполнена к 23.02.42 г.

В начале марта 1942 г. из Саратова перегнали самолеты Як-1 и в полку стало 20 Як-1 и 15 ЛаГГ-3. После этого полк перебазировался на аэродром Викторополь, где выполнял задачи по прикрытию переправ через реку Северный Донец и железнодорожных узлов Валуйки и Уразово.

С 15.04.42 г. 6 иап выделен в состав МАГ Юго-Западного фронта.

10.05.42 г. полк перебазировался на аэродром Великий Бурлук.

С 09.06 по 19.06.42 г. полк базировался на аэродроме Хреновое, Красноярская, доукомплектовывался материальной частью и проводил подготовку летного состава.

19.06.42 г. полк перебазировался на аэродром Илларионовский (65 км от Сталинграда) и вошел в состав 269 иад 8 ВА. Боевую работу вел с аэродромов : Илларионовский, Верхняя Ахтуба, Средняя Ахтуба.

За период действий на Сталинградском фронте полк произвел 350 боевых самолето-вылетов. Проведено 29 воздушных боев, в которых сбито 19 самолетов и повреждено 2 самолета, сопровождено 34 группы Ил-2.

С 22.09 по 23.12.42 г. полк переучился на самолеты Як-7б.

В январе 1943 г. полк перебазировался на аэродромы Химки, Клин и с 03.02.43 г. вошел в состав 294 иад -> 13 иад для ведения боевой работы на Воронежском направлении. Боевые действия полк выполнял с аэродромов Белая, Уразово, Бутурлиновка. Всего в воздушных боях на этом направлении был сбит 41 самолет противника.

30.10.43 г. подписана Грамота Верховного Совета СССР о вручении полку Красного знамени.

В ноябре 1943 г. полк базировался на аэродроме Новый Водолак и начал применять метод "Свободной охоты". Кроме того, регулярно проводились сопровождения.

В течении января-февраля 1944 г. полк участвовал Корсунь-Шевченковской операции.

С марта 1944 г. полк вел боевую работу с Молдавских аэродромов: Путиешти, Андриети, Бельцы.

Преобразован Приказом НКО СССР No. 0178 от 02.07.44 г. в 149 гиап. В это время полк базировался на аэродроме Руши.

В августе 1944 г. полк базировался на аэродромах Румынии: Солешти, Рысиницы и другие.

В середине декабря 1944 г. полк начал участие в разгроме немцев под Будапештом. За доблесть и мужество, проявленные в этой операции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.04.45 г. полк награжден орденом Красного Знамени.

В феврале – марте 1945 г. полк вел боевую работу с аэродромов Венгрии: Кечкемет, Хатван.

Во время Берлинской операции полк базировался на аэродромах Чехословакии: Дворники, Розино, Фарнасад и участвовал в разгроме немцев под городом Брно.

До 09.07.45 г. полк нес дежурство на аэродроме Рейнталь.

 

В послевоенные годы полк претерпел несколько преобразований:

С 14.05.71 г. - 149-й гвардейский авиационный Краснознаменный полк истребителей-бобардировщиков;

С 05.04.75 г. - 149-й гвардейский бомбардировочный авиационный Краснознаменный полк;

С 07.06.96 г. - 600-я гвардейская Краснознаменная авиационная база.

 

Источники информации:

1. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

2. Сухой Су-24.

3. Форум сайта ВВС России: люди и самолеты.

4. Данные Михаила Быкова.

6. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru

6. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.