Первая прогулка Пекури по советскому тылу

25.06.42 г. в 13.25 с аэродрома Тииксярви по тревоге поднялись четыре "Брюстера" из 2/LeLv 24 во главе с лейтенантом Лаури Олави Пекури (Lauri Olavi Pekuri). Они должны были перехватить появившиеся недалеко от аэродрома советские самолеты, но, так и не догнав их, направились в район г. Сегежа, где четверка из 3/LeLv 24 встретилась с группой "Харрикейнов" из 609-го иап. Когда истребители 2/LeLv 24 на высоте 5000 м прибыли в указанный район, бой уже был в самом разгаре. Лейтенант Пекури приказал второй паре "Брюстеров" атаковать "Харрикейны", находившиеся внизу, а сам вместе со своим ведомым сержантом (kersantti) Калерво Илмари Анттилой (Kalervo Ilmari Anttila) остался на высоте. Бой постепенно смещался в юго-восточном направлении, в сторону оз. Выгозеро. Через несколько мгновений после того, как истребители 3/LeLv24 из-за малого остатка топлива повернули на свой аэродром, пара Пекури-Анттила, находившаяся на высоте 3000 м, была атакована пятью "Харрикейнами".

Пекури затем вспоминал:

"Не было никакого смысла в продолжении боя только двумя самолетами, так что я приказал Анттиле уходить. Сделав переворот, я перевел свой самолет в пикирование, но, когда оглянулся назад, увидел, что позади Анттилы "Харрикейн". Прежде чем Пекури успел помочь своему ведомому, советский летчик открыл огонь, и из двигателя "Брюстера" сержанта Анттилы показался черный дым. Через несколько мгновений позади появился еще один "Харрикейн".

Я зашел к нему в хвост и дал короткую очередь. Приблизившись, я выпустил еще одну короткую очередь. Пилот даже не пробовал вывести самолет из пикирования или выпрыгнуть на парашюте. Должно быть, он был уже мертв, когда его самолет, перевернувшись, свалился в пике. Я видел, как Анттила планировал вниз для вынужденной посадки".

Пекури удалось уйти от преследовавших его "Харрикейнов", но, когда он на максимальной скорости на высоте 100 м летел над Сегозером, сзади сверху появилась еще одна пара истребителей. По словам Пекури, в тот момент он расслабился и потому не заметил "Харрикейны". Его "Брюстер" BW-372 получил серию попаданий, и из двигателя показалось пламя, был также пробит и загорелся топливный бак в левом крыле. Тем не менее Пекури повезло, и он смог сбить атаковавший его "Харрикейн":

"Нападавший летел тем же самым курсом и не успел сбросить скорость после огня с такого близкого расстояния. Внезапно его самолет оказался прямо передо мной, и фюзеляж полностью заполнил мой прицел. Я немедленно нажал на спуск".

Пекури открыл фонарь кабины, но высота была слишком маленькой, чтобы воспользоваться парашютом. Он решил дотянуть до показавшегося впереди оз. Большое Калеярви, поскольку в тот момент внизу под ним был уже сплошной лес и вынужденная посадка на деревья означала мгновенную смерть. Когда Пекури уже на высоте десять метров летел над поверхностью воды, его атаковал второй "Харрикейн". На этот раз "Брюстер" получил попадания в правый топливный бак, двигатель окончательно заглох, и через несколько мгновений языки пламени уже доставали до кабины. Пекури немедленно направил самолет вниз, и, коснувшись воды на скорости 250 км/ч, "Брюстер" перевернулся через капот.

Когда Пекури, освободившись от привязных ремней, вынырнул на поверхность, то сразу же опалил ресницы и веки. Вокруг него на воде горело топливо, вытекавшее из пробитых баков еще державшегося на воде самолета.

"Я снова нырнул и увидел границу, непрерывно расширявшейся горящей области. В моих легких была вода. Я не хотел захлебнуться под горящей водой". Когда Пекури снова вынырнул, то увидел, что горящее топливо снова приближается к нему. "Двадцать метров, которые я должен был проплыть с парашютом, были самым трудным моментом в моей жизни".

Все это происходило приблизительно в двухстах метрах от берега. Сумев, наконец, освободиться от парашюта и сбросив летные ботинки, Пекури перевернулся на спину. "Я встал только, когда моя голова стукнулась о камни".

Придя в себя, Пекури выбрал направление, в котором ему надо было идти, чтобы достичь ближайших финских позиций. Хотя карта и осталась в утонувшем самолете, после десятка боевых вылетов он имел ясное представление об окружавшей местности: "В одних носках я шел и бежал трусцой. При встрече с вражескими патрулями я должен был иметь возможность быстро скрыться". Через некоторое время он натолкнулся на три свежих шалаша, сделанных из сосновых веток, и внутри одного из них обнаружил провод. Это была ловушка, но мины были уже сняты: "Мне еще раз повезло".

После этого Пекури решил двигаться с максимальной осторожностью и скоро действительно вышел к настоящему минному полю:

"В решении пересечь минное поле было некоторое отчаяние, но мои нервы были настолько напряжены, что я должен был сделать это". Осторожно ощупывая землю перед собой руками, Пекури за полчаса пересек заминированный участок.

Преодолев за шесть часов пешего перехода около двадцати километров, Пекури вышел в расположение финских частей около южной оконечности оз. Юольмаярви. После возвращения в 2/LeLv24 ему было предложено взять двухнедельный отпуск, но Пекури предпочел остаться. Он заявил, что воспользуется им согласно заранее составленному графику: "Я видел людей, которые, потеряв уверенность в себе, испытывали большие трудности в дальнейших боях после возвращения из отпуска. Я хотел летать, чтобы перед отпуском полностью восстановить свою форму как летчика-истребителя".

 

Источники информации:

Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония. Латвия. Финляндия. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.