Лаури Олави Пекури
(Lauri Olavi Pekuri)

Лаури Олави Пекури родился 06.11.1916 г. в Хельсинки. Фамилия, которую он получил при рождении, была Охукайнен (Ohukainen), и лишь 12.07.42 г. он поменял ее на Пекури.

С детства он мечтал стать летчиком, посвящая все свое время постройке летающих моделей самолетов. В 1937 г. был призван на военную службу, однако ему не удалось добиться направления в авиацию. Пекури проходил службу в полевой артиллерии и был демобилизован в звании младшего лейтенанта (vänrikki).

В 1939 г. Пекури повторно обратился с просьбой направить его в авиашколу, на этот раз его приняли на летные курсы офицеров резерва. Весной 1940 г. Пекури поступил уже в офицерское училище, где продолжил свою летную подготовку.

В августе 1941 г. лейтенант (luutnantti) Пекури, успевший к этому времени налетать 150 летных часов, был включен в состав 2/LLv 24. Совершив четыре тренировочных полета на "Брюстере-239", он был допущен к участию в боевых вылетах.

В ходе первого же боевого вылета Пекури допустил ошибку, которая едва не стоила жизни его ведущему. Сразу после взлета он зарядил свои пулеметы и снял их с предохранителя. Через несколько минут, отвечая на вызов ведущего, Пекури вместо кнопки радиосвязи на ручке управления случайно нажал на спуск пулеметов. Раздалась короткая очередь, и выпущенные им пули только по счастливой случайности прошли рядом с "Брюстером" ведущего, летевшего впереди.

04.10.41 г. лейтенант Пекури в паре с прапорщиком (lentomestari) Юрьё Олави Турккой (Yrjö Olavi Turkka) сопровождал "Бленхейм" из LeR 4, который сбрасывал пропагандистские листовки на г. Медвежьегорск, на северной оконечности Онежского озера. Уже на обратном пути одиночный И-153 попытался атаковать бомбардировщик, но был перехвачен "Брюстерами". Туркка остался рядом с "Бленхеймом", в то время как Пекури вступил в бой с советским истребителем.

Более опытный Туркка, участвовавший еще в Зимней войне, посоветовал Пекури использовать высокую скорость "Брюстера", чтобы набрать высоту и уже сверху атаковать противника. В результате оба соперника на какое-то время скрылись в слое облаков, которые в том районе были на высоте около 1500 м. Некоторое время Пекури летел, ориентируясь только по приборам, а затем начал осторожно снижаться. Едва он "пробил" нижнюю кромку облаков, как прямо перед ним из облаков выскочил И-153. Пекури мгновенно нажал на спуск пулеметов, и советский истребитель, не выходя из пике, упал в лес. Позднее его обломки были найдены финскими солдатами и лейтенанту Пекури была засчитана первая победа.

10.01.42 г. звено истребителей из 2/LLv 24 прикрывало с воздуха финскую артиллерийскую батарею, расположенную восточное Медвежьсгорска. Советские самолеты попытались нанести штурмовой удар по батарее, но "Брюстеры" перехватили их. Лейтенант Пекури сбил один МиГ-3 и начал преследовать другой, когда неожиданно обнаружил, что на его "Брюстере" BW-351 функционирует только один 7,7-мм фюзеляжный пулемет, а три 12,7-мм - один в фюзеляже и по одному в каждом крыле - вышли из строя.

Понимая, что 7,7-мм пули не в состоянии пробить бронезащиту МиГа, Пекури решил попробовать вывести из строя его рули. Сосредоточившись на этом, он забыл смотреть вокруг, и в результате другой МиГ-3 атаковал его самого. На "Брюстере" был пробит один из крыльевых топливных баков и, что самое неприятное, был поврежден переключатель топливных баков. Теперь самолет терял горючее, а Пекури не мог переключить подачу топлива на неповрежденный бак. Пекури повернул обратно и на максимальной скорости полетел к линии фронта. Ему удалось дотянуть до Медвежьегорска и совершить вынужденную посадку рядом с батареей, которую он прикрывал.

Сбив 01.02.42 г. ЛаГГ-3, лейтенант Пекури одержал свою пятую победу.

06.04.42 г. Финская радиоразведка обнаружила приближение советских самолетов, и их курс был по радио передан лейтенанту Пекури, который в этот момент во главе восьми "Брюстеров" выполнял патрульный полет над линией фронта. В ходе 25-минутного боя пилоты 2/LLv 24 без потерь со своей стороны сбили два СБ и двенадцать "Харрикейнов", три из которых были на счету Пекури. (Подробнее об этом бое см. здесь).

08.06.42 г. советская авиация снова совершила налет на аэродром Тииксярви и шесть "Брюстеров" из 2/LeLv 24 атаковали тринадцать "Харрикейнов" из 152-го иап. Финские пилоты сбили пять самолетов, один из которых был на счету лейтенанта Пекури, одержавшего свою десятую победу. В ходе боя был поврежден только один "Брюстер", который совершил вынужденную посадку.

25.06.42 г. в бою с группой "Харрикейнов" из 609-го иап Пекури был сбит. Пекури с большим трудом удалось выбраться из оз. Большое Калеярви, куда упал его "Брюстер" BW-372, а затем добраться до своей части. (Подробнее об этом см. здесь).

После возвращения лейтенант Пекури совершил еще шесть боевых вылетов, и в начале июля 1942 г. уехал в отпуск, поскольку на 12.07.42 г. было назначено его бракосочетание. Именно тогда он поменял свою старую фамилию Охукайнен на Пекури.

В феврале 1943 г. лейтенант Пекури был переведен в состав вновь сформированной LeLv 34 и начал летать на Bf-109G-2.

07.06.43 г. он был назначен командиром 1/LeLv 34 вместо лейтенанта Эрви (P. Ervi).

В течение 1943 г. Пекури одержал только две победы.

В один из мартовских дней 1944 г. лейтенант Пекури в паре с прапорщиком Эйно Илмари Юутилайненом (Eino Ilmari Juutilainen) поднялся с аэродрома Суулаярви. Они должны были уничтожить советский аэростат, с которого корректировался огонь советской артиллерии, обстреливавшей финские позиции на Карельском перешейке. "Мессершмитты" летели на предельно малой высоте, надеясь застать противника врасплох. Однако, когда они прибыли в указанный район, то аэростата там не было, но зато была зенитная артиллерия.

40-мм зенитный снаряд, пробив борт "Мессершмитта" лейтенанта Пекури, взорвался внутри фюзеляжа позади кабины пилота. Была полностью уничтожена рация, и частично повреждены тяги руля поворота. Юутилаинен видел, как в нижней части фюзеляжа истребителя Пекури повисли куски обшивки, как будто на "Мессершмитте" открылись створки бомболюка. Несмотря на большие повреждения, Пекури не только смог дотянуть до Суулаярви, но и без особых проблем приземлиться. Правда, когда он уже рулил к стоянке, поврежденный фюзеляж "Мессершмитта" просто согнулся под собственным весом.

16.06.44 г. LeLv 34, базировавшаяся на аэродроме Иммола, получила приказ перелететь в Лаппенранту, чтобы освободить место для самолетов немецкого боевого соединения "Кулмеи". Все шестнадцать "Мессершмиттов" эскадрильи уже поднялись в воздух и собирались в группу, чтобы перелететь в Лаппенранту, когда по радио пришел приказ перехватить советские штурмовики, атакующие финские позиции в районе Кивенаппы.

Прибыв в указанный район, финские пилоты обнаружили около дюжины не имевших истребительного прикрытия Ил-2. Увидев "Мессершмитты", пилоты штурмовиков мгновенно сбросили бомбы и на предельно малой высоте полетели на юг, в глубь своей территории. Первыми противника атаковали истребители 3/HLeLv 34, и Пекури видел, как капитан (kapteeni) Олли Пухакка (Olli Puhakka) сбил один Ил-2. Затем настала очередь пилотов 1/НLeLv 34. Вероятно, пилот штурмовика, который обстрелял Пекури, был сразу же убит. Ил-2, продолжая лететь по прямой, начал медленно крениться влево и в конце концов врезался в землю и взорвался.

Во время своей четвертой атаки Пекури неожиданно почувствовал сильный удар в переднюю часть "Мессершмитта". Через несколько мгновений двигатель встал и из-под его капота сначала показался дым, а затем и языки пламени. Пекури инстинктивно потянул ручку управления на себя, чтобы, используя остаток скорости, набрать еще немного высоты и выпрыгнуть на парашюте. Черный едкий дым начал заполнять кабину. Пекури сбросил фонарь и, расстегнув замки привязных ремней, бросил взгляд на приборную доску: скорость - менее 200 км/ч, высота - 100 м.

Подтянув ноги, он ударил ими по ручке управления. "Мессершмитт" резко "клюнул" носом, и центробежная сила выбросила Пекури из кабины. Замок привязных ремней ударил его в лицо, сломав один зуб, а спустя долю секунды уже горизонтальный стабилизатор самолета ударил его в затылок. Пекури не потерял сознания и успел потянуть вытяжное кольцо парашюта.

Купол парашюта полностью раскрылся, когда Пекури был уже в нескольких метрах над землей. В ста метрах от него на земле горел его "Мессершмитт". Пекури знал место, где он приземлился, - это была небольшая запасная взлетно-посадочная полоса Яппила, расположенная рядом с поселком Ино на побережье Финского залива. Над ним пролетели несколько "Мессершмиттов", и Пекури понял, что его товарищи увидели, как он выпрыгнул на парашюте.

Укрывшись в ближайшем лесу, Пекури обдумал ситуацию: он находился в глубине территории противника и не имел никакого продовольствия, компаса тоже не было, а карта была порвана в клочки, когда он покидал самолет. Однако он уже не первый раз оказывался в подобном положении. Имея в голове приблизительную карту Карельского перешейка, Пекури решил, что пойдет на север, избегая основных дорог, вдоль которых наступали советские войска. В течение четырех дней он смог пройти приблизительно 60 км, однако так и не смог достигнуть линии фронта, которая отодвигалась все дальше на север. На пятый день, когда Пекури спал в каком-то сарае, его нашли советские солдаты.

Во время многодневных допросов, сопровождавшихся лишением еды, питья, сна, избиениями и даже имитацией расстрела, Пекури сообщил лишь свое имя и звание, а также сведения об аэродроме Суулаярви, но которые не имели никакой ценности, поскольку тот был уже захвачен советскими войсками. В середине июля его в числе ста финских военнопленных отправили в Ленинград. Там Пекури отделили от остальных и поместили в Петропавловскую крепость, где он провел около восьми недель в камере с шестью бывшими советскими солдатами, обвиненными в сотрудничестве с немцами.

К этому времени между Финляндией и Советским Союзом уже было подписано перемирие, но Пекури, как и другие финские военнопленные, еще не знал об этом. В конце сентября его перевели в тюрьму на Шпалерной улице, из которой в 1918 г., подкупив охрану, смог бежать его отец. Пекури вместе с пятью другими финскими офицерами поместили в камере размером два на три метра, а через некоторое он был отправлен в лагерь для военнопленных в г. Череповце.

В декабре 1944 г. между СССР и Финляндией было подписано соглашение об обмене военнопленными. 25.12.44 г. на родину вернулась первая партия финских военнопленных из 1241 чел., в числе которых был и капитан Лаури Пекури. Проведя три недели в карантинном лагере, он прибыл на аэродром Утти и доложил командиру LeR 3 полковнику Магнуссону о своем возвращении. К этому моменту Пекури весил всего 48 кг, и Магнуссон сразу же предоставил ему отпуск для полного восстановления.

В 50 - 60-е годы Пекури входил в группу пилотов, проводивших оценочные испытания реактивных истребителей, которые правительство Финляндии предполагало закупить. Он освоил самолеты МиГ-15, Hawker "Hunter", Folland "Gnat", "Mystere" IV, SAAB "Lansen", МиГ-17, "Mirage" III, SAAB "Draken" и МиГ-21.

Летая на английском истребителе "Хантер", Пекури стал первым финским пилотом, преодолевшим звуковой барьер.

В 1968 г. он вышел в отставку в звании полковника, после чего продолжал работать уже в гражданской авиации.

В 1980-е годы Лаури Пекури переехал в Испанию, где и умер 03.08.1999 г.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония. Латвия. Финляндия. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

2. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. No. 21, 2000 г. Финские асы против "Сталинских Соколов" / Редактор-составитель С.В.Иванов.

3. J.Lindberg. Fighter Tactics Academy.

4. Matti Yrjölä. FAF: Finnish Air Force.

5. Dariusz Tyminski. WW II ACE STORIES.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.