Ойва Эмиль Калерво Туоминен
(Oiva Emil Kalervo Tuominen)

Ойва Эмиль Калерво Туоминен родился родился в маленькой сельскохозяйственной общине Литти недалеко от города Коувола на юге Финляндии 5 марта 1908 г. Он никогда не видел своего отца, а его мать Лида все свои надежды возлагала на единственного сына. И быть бы Ойва крепким и основательным крестьянином, если бы в 1917 г. он не увидел на море русскую летающую лодку. Вид взлетающего с воды самолета до того поразил детское воображение, что Туоминен тогда твердо решил стать летчиком. Но путь в кабину самолета был очень нелегок.

Шансов стать пилотом у него было ничтожно мало, учитывая происхождение и образование, поскольку Туоминену удалось закончить только четыре класса сельской школы. Это звучит странно и даже дико в наше время, но стать пилотом Ойва помогла служба в армии. Он был призван в 1926 г. в возрасте 18 лет, и так упорно упрашивал призывную комиссию направить его для службы в авиацию, что, несмотря на свое убогое образование и "низкое" происхождение, он был определен для начала учеником авиамеханика. Первый шаг был сделан! Матушка Туоминен, узнав о таком повороте событий, умоляла Ойва не становиться летчиком, так как в ее представлении эта профессия была сродни самоубийству. Любящий сын не мог перечить уважаемой матери и, скрепя сердце, согласился стать авиамехаником.

Справедливости ради надо отметить, что Ойва стал хорошим механиком. Вскоре он женился и в 1932 г. у него в семье родился сын, однако небо по-прежнему манило и в 1933 г. Ойва, не в силах более сопротивляться своей мечте, поступает в летную школу. Инструкторы и наставники были поражены той быстротой, с которой он овладел мастерством управления самолетом, его достижения в воздушной стрельбе были впечатляющими, а меткость - феноменальной. Однако все в один голос отмечали фантастическое упрямство уже немолодого курсанта, что, впрочем, не расценивалось как недостаток для истребителя. По завершении обучения он получает звание сержанта и направляется в 26-ю эскадрилью (LLv 26), куда прибывает 1 января 1938 г. На вооружении этой авиачасти стояли истребители английского производства Бристоль "Бульдог". Командование финских ВВС понимало, что реальная боевая ценность этих бипланов стремительно приближается к нулю, а поэтому, когда началась Зимняя война, сержанта Туоминена прикомандировали к LLv 24, на вооружении которой стояли тоже устаревшие, но более боеспособные истребители "Фоккер" D-XXI.

Первую победу Туоминен записывает на свой счет 25 декабря 1939 г., сбив над Каннасом бомбардировщик СБ. В тот день советские ВВС потеряли только четыре бомбардировщика: три ДБ-3 из 6-го ДБАП, и один - из 21-го ДБАП, части оснащенные СБ потерь не имели. Впрочем, возможно, неопытный пилот просто неправильно идентифицировал неприятельскую машину.

31 декабря 1939 г. он был удостоен очередного продвижения по службе с присвоением звания стафф-сержант. Следующий сбитый пришелся только на 19 января - в районе Лаатоккахти (Laatokkahti) упал еще один советский бомбардировщик, и на этот раз - действительно СБ летчика Семенева из 24-го СБАП 13-й Воздушной армии.

1 февраля 1940 г. Туоминена отзывают обратно в 26 эскадрилью для освоения другого биплана английского производства Глостер "Гладиатор" - 30 этих уже устаревших машин были получены из Великобритании 12 декабря 1939 г., причем Финляндия оплатила только два десятка, а остальные являлись подарком от английского правительства. Времени на переучивание не было, в условиях подавляющего численного превосходства советской авиации в воздухе каждый самолет у финнов был на счету, поэтому уже 2 февраля Ойва вылетает в паре на перехват пары СБ, прикрытых двумя звеньями И-16 в район Елимяки. Истребителям сопровождения удалось связать боем "Гладиаторы", и оба двухмоторника на форсаже со снижением ушли к югу. Несмотря на троекратное превосходство противника в численности, Ойва все же удалось повредить один И-16, который с дымом вывалился из "собачьей свалки", чуть позже еще один плюхнулся на пузо недалеко от Котка, а последнего финн настиг уже над островом Гогланд, но его пилоту удалось уйти на свой аэродром. Советские источники подтверждают потерю в тот день только двух И-16 из состава 149-го ИАП. По оценке самого Туоминена, истребители противника только вначале действовали агрессивно, а после ухода бомбардировщиков и потери одной своей машины вели бой очень вяло и безынициативно, что, возможно, объясняется нехваткой горючего.

Для прикрытия с воздуха наземных сил 4-го корпуса финской армии и группы Талвела от атак советской авиации 5 февраля 1940 г. была создана временная группа из девяти самолетов, которую возглавил лейтенант Эйно Кивинен. Помимо Туоминена, в группу входили также Илмари Ёенсуу, Лаури Лаутамяки, Пентти Тевя, Йорн Ульрих, Кнут Кальмберг и унтер-офицер Артола. Сначала группа была размещена на полевой площадке под Мензункангас, а затем, 9 февраля, в районе Вяртсиля.

Первое боевое столкновение произошло только 16 февраля 1940 г. Лаутамяки сумел незамеченным подкрасться над Яловаара o группе из 15 И-16 и сбить одного из них.

12 февраля 1040 г. Калмерг (на GL-261) и Йоенсуу (на GL-256) атаковали девятку СБ, но смогли сбить только пару бомбардировщиков - Калмберг над Лоймоланъярви, а Йоенсуу - над Кидесъярви.

13 февраля 1040 г. вся девятка участвовала в бою с истребителями, прикрывавшими советские бомбардировщики. А чуть позже Туоминен с Лаутамяки сбили пять СБ, из которых 3,5 записали на счет Туоминена. (Подробнее об этом вылете см. здесь). В следующем за денбь вылете Ойва сбил Р-5 сразу после взлета.

Воевать на "Гладиаторе" против И-15бис и И-153, которые практически ничем ему не уступали, а тем более против более скоростного и тоже достаточно маневренного И-16, было тяжело, и финны несли ощутимые потери. Поэтому, по мере выбывания из строя английских бипланов, летчиков пересаживали на более современную технику - в частности, LLv 26 получила итальянские "Фиаты" G-50. Процесс переобучения занял некоторое время, но эскадрилья успела-таки повоевать "под занавес" Зимней войны. На момент подписания перемирия 12 марта 1940 г. на счету Туоминена было 10 официальных побед, и еще четыре были по разным причинам ему не засчитаны. Так, при отражении воздушного налета на Коувола 11 марта 1940 г. он атаковал советские бомбардировщики уже в зоне действия зенитной артиллерии и сбил двух, которые были записаны на счет артиллеристов. Туоминен яростно требовал разбора и восстановления справедливости, но командир эскадрильи не стал ссориться с зенитчиками, да и война, к тому же, кончилась.

Вот, примерно, с такими настроениями окончилась Зимняя война и для Туоминена. Война окончилась, но нагрузка осталась, дни проходили в сплошных учебных боях и стрельбах, и к началу боевых действий в июне 1941 г. Туоминен приобрел достаточное мастерство во владении своим "Фиатом". Однако, с ростом мастерства, росла и его самоуверенность. Однажды командир эскадрильи устроил ему настоящую выволочку, когда увидел, как тот упражняется в полетах над озером в перевернутом положении "на высоте гребешков волн". Комэск был совершенно прав, так как двигатель "Фиата" был не приспособлен для длительной работы в перевернутом положении, и вскоре начинал плеваться маслом и бензином, что могло привести к пожару. Другой бы и промолчал, но Ойва вступил в перепалку с командиром, заявляя, что пусть остальные делают то, что могут, а он будет делать то, что считает нужным.

25 июня 1941 г. Финляндия объявила войну Советскому Союзу. В тот же день 15 бомбардировщиков СБ (по финским данным) попытались нанести удар по базе "Фиатов" в Ёроинене. Финны, взлетев по тревоге, сумели сбить почти все СБ, и только пара успела скрыться в облаках (опять же, по финским данным). Туоминен в том вылете участия не принимал, так как "прохлаждался" на гауптвахте за то, что несколькими днями ранее нарушил приказ, и летал вдоль советско-финской границы в зоне, запретной для полетов.

С началом боевых действий Туоминена вернули с нар в кабину "Фиата", и 4 июля он уже записал себе очередную победу. В этот день он один сорвал атаку бомбардировщиков, сбив сразу четыре СБ. Правда, записали на счет Туоминена только одну победу. (Подробнее об этом вылете см. здесь).

14 июля 1941 г. Туоминен заявил еще о паре сбитых СБ, и еще два - 30 июля. 23 июля ему присвоили звание звание уоррент-офицера. 5 августа 1941 г. Туоминен и сержант Паронен (Paronen) сопровождали новичка, лейтенанта Брююна (Bruun) в его первом боевом вылете. Им удалось перехватить четверку И-15бис. Туоминен сразу же свалил двоих, а Паронен - одного. Четвертого взяли в "клещи" и решили посадить на свой аэродром. Советский пилот явно не хотел оказаться в плену, и попытался вырваться, используя маневренность своего самолета, но уйти от "Фиатов" не удалось. Видя, что привести "пленного" не удастся, Туоминен приказал Брююну сбить биплан, а сам с Пароненом отсекали возможные пути бегства. Командир эскадрильи поначалу отказался верить рассказанному, и согласился только после того, как все трое предоставили одинаковые доклады. Тем не менее, Туоминену засчитали только одного сбитого. К тому времени он был самым результативным из финских летчиков - истребителей, и 18 августа он стал кавалером высшего ордена Финляндии - "Креста Маннергейма". В представлении говорилось: "Прапорщик Туоминен, который является отличным пилотом-истребителем, представляется к кавалеру Креста Маннергейма". Документ, который генерал Лундквист (Lundqvist) представил на подпись маршалу Маннергейму, был вообще шедевром лаконичности: "Туоминен - лучший летчик-истребитель".

Между тем, уже к концу 1941 г. стало ясно, что итальянские "Фиаты" G.50, на которых летала эскадрилья Туоминена, исчерпали свои возможности. Они хорошо себя показали в боях с устаревшей советской техникой: истребителями И-15бис, И-153, И-16, бомбардировщиками СБ, но бороться с современными машинами: истребителями Як-1, ЛаГГ-3 и бомбардировщиками Пе-2 было очень трудно, а подчас и просто невозможно. Кроме того, давала себя знать изношенность двигателей и отсутствие необходимого количества запчастей.

Впрочем, наступившее зимой 1941-1942 гг. некоторое "затишье" на фронте в Карелии и плохая погода привели к тому, что активность авиации с обеих сторон сильно сократилась. Почти не летала и LeLv 26, в которой только несколько машин удавалось держать в боеготовом состоянии. Туоминена проблема изношенности "Фиатов" коснулась самым неприятным образом: 4 июня 1942 г. при посадке в Малми (Malmi) сложились стойки его самолета (бортовой код "FA-1"), и самолет скапотировал. По счастью, пилот отделался лишь легкими травмами и несколько дней провел в госпитале.

Весна и лето 1942 г. также не принесли ничего нового. Основные события происходили на южном участке советско-германского фронта, где под Сталинградом и на Кавказе развернулись ожесточенные бои, в Карелии же временами казалось, что вообще ничего не происходит. Некоторое оживление в жизнь внесло известие о решении фюрера начать после падения Севастополя штурм Ленинграда, однако развернувшееся советское наступление в районе Волхова похоронило эти планы и все опять продолжалось своим чередом.

Если у механиков как обычно работа всегда находилась, то летчики в полном смысле убивали время как могли. Основным развлечением были карты, с помощью которых "спускалось" или пополнялось жалование, излишки которого по выходным и праздникам тратились в ближайшем населенном пункте. Вылеты были редкими и потому в истребительных эскадрильях в готовности к немедленному взлету находилось лишь по три-четыре машины.

21 сентября 1942 г. Туоминен и два сержанта ожидали команды на вылет на аэродроме Килпасилта (Kilpasilta), как обычно резались в карты, вскоре к ним присоединился командир звена лейтенант Микко Линкола (Luutnanti Mikko Linkola). Вчетвером однополчане успели сыграть две партии, когда раздался звонок телефона. Пилоты бросили игру и кинулись к самолетам. Как частенько было и до того, Туоминен быстро "испарился" после старта, но присоединился к своим приятелям, безрезультатно промотавшимся по небу, минут через двадцать. Выбравшись из машин и скинув парашюты, пилоты снова принялись за карты. После нескольких минут игры Туоминен нарушил тишину, заявив, что "свалил" парочку самолетов в районе Миккулайнен (Mikkulainen). "Угу", - ответил командир звена, со вздохом сдавая пикового туза. Вскоре вновь зазвонил телефон и неохотно поднявшись, лейтенант снял трубку. Слушая сообщение, он пристально посмотрел на Туоминена. Потом положил трубку и спросил: - Ойппа, что ты только что сказал? - Я сказал, что "придушил" парочку самолетов, - ответил Туоминен, и добавил, - одна "чайка" и, возможно, один И-15.

Лейтенант сказал, что звонили с наблюдательного поста в Миккулайнен, и сообщили, что "Фийю" ("Fiiu" - так финны ласково называли "Фиаты" G.50) преследуя "чайку", нырнул за ней в облако, затем послышались очереди, и вниз посыпались обломки биплана. Первым из облака вылетел "Фиат", а за ним вывалился второй И-15. К слову говоря, Туоминен любил дурачиться и разыгрывать сослуживцев, многие из которых были младше его по возросту и обладали меньшим житейским опытом. Командир эскадрильи майор Харю-Еанти (Hariju-Jeanty) однажды пожаловался: "Проклятый "Ойппа", он всегда врет, но когда однажды проверяешь, почему-то оказывается, что на этот раз он говорил правду...".

8 февраля 1943 г. Туоминена переводят в 34-ю эскадрилью. Сначала в (1/LeLv 34), а через четыре месяца в 2/LeLv 34, которая была вооружена немецкими истребителями Bf-109. "Мессершмитт" был громадным шагом вперед по сравнению с "Фиатом", но в условиях роста численности и насыщения советских ВВС современной техникой воевать становилось все труднее. К тому же, 2 июня 1943 г. Туоминен остался без машины, причем весьма экзотическим способом. Он сбил Пе-2, на котором после точной очереди взорвались топливные баки, но отлетевший крупный кусок крыла врезался в пропеллер, серьезно повредив лопасти. Пришлось срочно садиться на воду. Некоторое время Ойва проходил "безлошадным", а потом первое звено, в котором он служил, перебросили под Хельсинки (противовоздушная оборона столицы). Однако советская авиация не жаловала столицу Финляндии визитами, и в период с 22 августа 1943 г. по 7 июля 1944 г. Туоминен не записал на свой счет ни одного сбитого.

1944 год выдался особенно тяжелым для финских ВВС вообще и для Туоминена в частности. Советские ВВС наносили все новые и новые удары по территории Финляндии с целью вывести страну из войны. За тот год Туоминен сменил три части: 6 марта его направляют в LeLvSO, 6 июля в HLeLv 34, потом, 6 августа, снова в LeLvSO. За весь год Ойва заявил только о пяти сбитых. Хотя это было и неплохо для уже считавшегося старым пилота (в тот год Туоминену исполнилось 36), но всем было давно уже ясно, что время "одиноких волков" в условиях, когда противник одновременно поднимает в боевые вылеты авиаполки и целые дивизии, прошло. Более того, на последнем этапе войны все финские истребители были сосредоточены на задачах сопровождения бомбардировщиков чтобы хоть как-то облегчить положение финских сухопутных войск. Надо ли говорить с том, что очень трудно наращивать личный боевой счет, когда истребитель "привязан" к бомберам. Илмари Юутилайнен (Eino Ilmari Juutilainen), ведущий финский ас, очень высоко оценивал Туоминена, подчеркивая его феноменальную зоркость, способность быстро выработать план атаки и занять лучшую позицию для нападения.

Однако понимая, что его карьера подходит к концу, Туоминен 6 января 1945 г. подал в отставку и стал диспетчером такси. Любовь к полетам осталась на всю оставшуюся жизнь, и "Ойппа" пользовался любой возможностью для того, чтобы подняться в небо. Умер он 28 января 1976 г. в возрасте 68 лет.

Туоминену была оказана достаточно редкая честь быть изображенным на почтовой марке, выпущенной республикой Экваториальная Гвинея в серии "Герои Воздуха".

 

Источники информации:

1. Уголок неба - авиационный справочник

2. Авиация второй мировой войны

3. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. № 21, 2000 г. Финские асы против "Сталинских Соколов" / Редактор-составитель С.В.Иванов.

4. FAF: Finnish Air Force.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.