Война в Испании

На развитие штурмовой авиации Люфтваффе решающее влияние оказали боевые действия в Испании.

В конце ноября 1936 г. в обстановке строгой секретности на аэродром Таблада (Tablada) в районе Севильи был доставлен контейнер, в котором находился Ju-87A-0, доставленный прямо со сборочной линии в Дессау. Самолет, получивший бортовой номер 29-1, был включен в экспериментальную истребительную эскадрилью VJ/88 (Versuchsjagdstaffel) "Легиона "Кондор". В состав VJ/88 также вошли прототип He-112, 3 прототипа Bf-109 и 3 самолета Hs-123A-1, доставленные в Испанию несколькими неделями раньше.

Об испытаниях Ju-87A-0 в Испании известно мало. На самолете 29-1 летал унтер-офицер Херман Бойер (Hermann Beuer). В феврале 1937 г. VJ/88 перебазировалась на аэродром Витория (Vitoria) в северной Кастилии и спустя 5 месяцев Ju-87A-0 был отправлен обратно в Германию.

В качестве штурмовиков в Испании с марта 1937 г. начали использовать устаревшие истребители-бипланы He-51, которые не могли соперничать с появившимися на стороне республиканцев советскими И-16. Особенно отличилась эскадрилья 3./J88 во главе с обер-лейтенантом Адольфом Галландом (Adolf Galland). Он быстро понял, как важно точно по времени координировать атаки с воздуха и на земле. Галланд первым разработал и опробовал в боевых условиях тактику действий по непосредственной поддержке войск на поле боя. Пилоты его эскадрильи успешно действовали против небольших целей, таких, как артиллерийские батареи.

Именно Галланд ввел в практику своей эскадрильи важнейшее тактическое новшество - создание и использование передовых полевых аэродромов, которые затем стали называть "аэродромами подскока". Другим изобретением, также успешно применявшимся в 3./J88, были самодельные зажигательные бомбы. Механики эскадрильи заполняли 100-литровые подвесные баки и различные бочки смесью авиационного бензина и масла, которые затем с небольшой высоты сбрасывались на позиции республиканцев.

Галланд вспоминал о том времени: "Во время 1-й мировой войны истребители в зависимости от своего местоположения и задания могли вести воздушный бой или действовать против наземных целей. И это была обычная практика. Однако только из собственного опыта боев в Испании я понял, что между тактикой действий истребителей и штурмовиков существует большое различие. Мы имели задачу поддерживать наступление пехоты националистов. Мы атаковали позиции республиканской артиллерии, подходящие резервы, препятствовали подвозу боеприпасов. Немецкие штурмовики стали необходимым реквизитом каждой операции националистов. Тогда наш противник не имел ничего равноценного. Конечно, русские извлекли из нашего испанского опыта много полезного для себя, и каждый, кто затем участвовал в боях на Восточном фронте, это очень хорошо знает".

Галланд составлял подробные отчеты о тактике действий эскадрильи, о своих новшествах и о полученных результатах, которые затем по официальным каналам отправлялись в Берлин в министерство авиации. Успехи Галланда в разработке тактики действий авиации по непосредственной поддержкке войск на поле боя затем едва не стоили ему карьеры летчика-истребителя.

В середине января 1938 г. на аэродром Витория прибыли 3 Ju-87A-1 из состава IV./LG Greifswald. Самолеты, которые первоначально пилотировали обер-лейтенанты Герхард Вайерт (Gerhard Weyert) и Херман Xaac (Hermann Haas), а также унтер-офицер Эрнст Бартельс (Ernst Bartels), получили бортовые обозначения 29-2, 29-3 и 29-4. Они вошли в состав "Легиона "Кондор" в качестве отдельной эскадрильи 5.J/88, однако больше стали известны как звено "Иоланта" (Jolanthe Ketten).

7 февраля Ju-87 перебазировались на большой песчаный аэродром около г. Каламоча (Calamocha), который на время боев в районе Теруэля (Teruel) стал основной базой "Легиона "Кондор". Именно отсюда звено "Иоланта" совершило свои первые боевые вылеты.

В течение второй половины марта "Штуки" выполнили множество атак на мосты и другие точечные цели в тылу республиканских войск в Арагоне, Валенсии и Каталонии. При этом не все из этих атак были удачными. Объяснялось это тем, что на самолетах все время летали разные экипажи. Через определенный промежуток времени они возвращались обратно в Германию, а им на смену прибывали новые. Подобная ротация позволила приобрести ценный боевой опыт большому числу пилотов и бортрадистов-стрелков.

В Испании "Штуки" впервые действовали в реальных боевых условиях. И их пилоты сразу же начали сталкиваться с различными проблемами. Так, оказалось, что обтекатели стоек шасси "не любят" мягкую песчаную поверхность аэродрома в Каламоче и что взлет и посадка были бы гораздо проще, если обтекатели снять. Кроме того, выяснилось, что из-за недостаточной мощности двигателя Ju-87A-1 с полной бомбовой нагрузкой в 500 кг мог подняться в воздух только в том случае, если кабина бортрадиста-стрелка была пуста. Летать же без бортрадиста-стрелка было рискованно даже под мощным прикрытием истребителей, и потому реальная бомбовая нагрузка "Антона" фактически составляла только 250 кг.

На основе опыта боевых действий в Испании в конструкцию "Штуки" были внесены соответствующие изменения, и летом 1938 г. началось производство ее новой модификации - Ju-87B. В частности самолет получил более мощный двигатель Jumo 211В и теперь спокойно поднимал в воздух 500 кг бомб вместе с бортрадистом.

Войска генерала Франко постепенно оттесняли республиканцев к побережью Средиземного моря. Однако в конце июля в Каталонии те предприняли контрнаступление в районе реки Эрбо. 27 июля звено "Иоланта" выполнило не менее четырех боевых вылетов, атакуя республиканские части, сконцентрировавшиеся южнее Мекуйненца (Mequinenza). Затем оно атаковало корабли в порту Таррагона и других портах на побережье Каталонии.

В октябре 1938 г. все 3 Ju-87A-1 вернулись в Германию, а им на смену прибыли 5 новых Ju-87B-1. Учитывая, что "Берты" теперь могли нести до 500 кг бомб, их включили в состав бомбардировочной группы "Легиона "Кондор" в качестве отдельной эскадрильи под обозначением 5.К/88. В течение последних недель боев в Каталонии Ju-87B-1 вместе с He-111 не раз атаковали позиции республиканцев. В середине марта 1939 г. они выполнили несколько боевых вылетов в ходе боев на т.н. Мадридском фронте.

Опыт, полученный Люфтваффе в результате действий десятка "Штук" во время боевых действий в Испании, был действительно неоценим. Летный и наземный персонал штурмовых авиагрупп получил возможность на практике отработать все свои действия и получить необходимый боевой опыт. В конструкцию Ju-87 были внесены необходимые изменения и улучшения. Однако самым главным было то, что успешные действия "Штук" вселили в командование Люфтваффе уверенность в их эффективности.

Единственной характеристикой Ju-87, которая так и осталась не проверенной в ходе боев в Испании, была его живучесть. Противовоздушная оборона республиканцев была слишком слаба, чтобы оказать серьезное сопротивление, а истребители "Легиона "Кондор" надежно прикрывали их в воздухе.

 

Источники информации:

Зефиров М.В. Штурмовая авиация Люфтваффе. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - С. 17-21.

 

Дальше

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.