Начало второй мировой войны. 1939-1941 гг.

К 1 сентября 1939 г. в составе Люфтваффе было 9 групп пикирующих бомбардировщиков: I./StG1, I./StG2, II./StG2, III./StG2, I./StG77, II./StG77, III./StG51, I./StG76 и 4.(Stuka)/Tr.Gr.186, располагавших 295-ю Ju-87A/В, а также одна группа непосредственной поддержки войск - II.(Sch)/LG2, имевшая 40 Hs-123A-1.

Именно Ju-87B из I./StG1 "открыли" 2-ю мировую войну, поднявшись в воздух еще за 20 мин. до официального начала боевых действий. Звено "Штук" во главе с командиром З./StG1 обер-лейтенантом Бруно Диллеи (Bruno Dilley) в 04.35 1 сентября 1939 г. атаковало польские позиции в районе г. Тчева в 50 км южнее Гданьска, чтобы не допустить взрыва важного железнодорожного моста через Вислу.

Ранним утром 1 сентября 1939 г. Ju-87 еще раз вошел в историю 2-й мировой войны, когда командир звена из I./SIG2 лейтенант Франк Нойберт (Frank Neubert) очередью из бортовых пулеметов сбил польский истребитель PZL P.11C командира 121-й эскадрильи капитана Мечислава Медвецкого (Mieczyslaw Medweckie). Этот польский истребитель стал первым самолетом, сбитым в ходе 2-й мировой войны, и сбил его при этом не летчик-истребитель, а пилот Ju-87.

В Польше пилотам "Штук" впервые пришлось столкнуться с относительно хорошо организованной противовоздушной обороной. В период с 1 сентября по 1 октября 1939 г. Люфтваффе потеряли в ходе боев в Польше 31 Ju-87.

15 октября 1939 г. в Кёльне под командованием майора Оскара Динорта (Oskar Dinort) была сформирована StG2 - первая полноценная эскадра пикирующих бомбардировщиков, имевшая в своем составе три авиагруппы. В этот момент в составе StG77 под командованием оберста Гюнтера Швартцкопфа (Günther Schwartzkopff) было всего две авиагруппы.

В начале 1940 г. развернули производство специальной модификации "Штуки" с увеличенным радиусом действия - Ju-87R. Фактически это были те же Ju-87B, но с дополнительными топливными баками внутри крыла и с двумя подвесными топливными баками на внешних подкрыльевых пилонах для 50-кг бомб. Это позволило при установке под фюзеляжем 500-кг бомб увеличить их радиус действия почти вдвое.

В апреле - мае 1940 г. I./StG1 под командованием хауптмана Пауля-Вернера Хоццеля (Paul-Wener Hozzel), оснащенная Ju-87R, потопила у побережья Норвегии корабли общим водоизмещением 60 тыс т. И 8 мая 1940 г. Хоццель и еще три пилота из I./StG1 первыми в штурмовой авиации были награждены Рыцарскими Крестами.

Процесс дальнейшего формирования штурмовой авиации Люфтваффе продолжился после успешного завершения боевых действий в Западной Европе. Совместные действия Ju-87 в воздухе и танков на земле стали ядром концепции "блицкрига", осуществленного вермахтом в Польше, Бельгии, Голландии и Франции. В мае - июне 1940 г. одно только упоминание о "Штуках" сеяло на дорогах Европы панику среди колонн войск и гражданских беженцев. Тем не менее за период с 10 мая по 18 июня Люфтваффе потеряли 120 Ju-87. Это было в 4 раза больше, чем в Польше, но командование было не сильно обеспокоено, так как при этом потери среди экипажей были очень небольшими.

9 июля 1940 г. были сформированы II./StG1 (на базе III./StG51), III./StG1 (на базе I.(St)/Tr.Gr.186) и III./StG77 (на базе II./KG76). Тем самым были окончательно укомплектованы еще две эскадры - StG1 и StG77. Одновременно были сформированы штаб StG3 и I./StG3 (на базе I./StG76).

В августе 1940 г. началась "битва за Англию". Если до этого пилоты "Штук" практически не встречали организованного сопротивления, то в небе над Англией им пришлось столкнуться с прекрасно обученными английскими летчиками-истребителями. Потери Люфтваффе начали стремительно расти. За первые 10 дней боев над Англией и Ла-Маншем было сбито 64 Ju-87, погибли или попали в плен 136 человек из их экипажей, среди которых были 2 командира групп и 5 командиров эскадрилий! Таких потерь штурмовая авиация еще не знала.

18 августа во время налета 109 "Штук" на цели в районе Портсмута было потеряно сразу 16 самолетов из StG77. Наибольшие потери понесла I./StG77, в которой из 28 Ju-87 в течение 5 минут было сбито 10, а еще 6 получили сильные повреждения. Из 56 человек, входивших в их экипажи, только половина благополучно вернулась обратно: 17 человек погибли или были смертельно ранены, 5 человек попали в плен, а 6 получили ранения. Среди погибших были командир I./StG77 и командир 2-й эскадрильи. Подробнее о событиях 18 августа 1940 г. см. здесь.

Тяжелые потери, понесенные StG77 18 августа, переполнили чашу терпения руководства Люфтваффе. Рейхсмаршал Геринг отдал приказ больше не привлекать Ju-87 к дневным налетам на цели на территории Англии, за исключением отдельных вылетов, когда в воздухе не предполагалось присутствия вражеских истребителей. Так как английские истребители всегда "встречали" немецкие самолеты, то на практике этот приказ означал полный запрет на использование Ju-87.

Даже самые яростные сторонники штурмовой авиации в руководстве Люфтваффе вынуждены были признать горькую правду - во враждебном воздушном пространстве, в условиях хорошо организованного и сильного противодействия истребителей противника Ju-87 чрезвычайно уязвим и не может служить средством достижения стратегических целей. Миф был разрушен, и уже больше никогда в ходе 2-й мировой войны группы Ju-87 не появлялись днем над Западной Европой. Тем не менее, по-прежнему оставаясь на побережье Ла-Манша, "Штуки" должны были сыграть роль своеобразного психологического оружия, показывая своим присутствием англичанам, что угроза высадки немецкого десанта в Англии все еще остается.

Так продолжалось до 1 ноября 1940 г., когда около 14.00 20 Ju-87R из II./StG1 под прикрытием истребителей JG26 атаковали в районе Дувра небольшой английский конвой. Затем "Штуки" из StG1 и IV.(St)/LG1 еще четыре раза (7, 8, 11 и 14 ноября) совершали налеты на корабли в районе Дувра и устья Темзы. В ходе этих вылетов было потеряно еще 8 Ju-87, а два получили повреждения. После этого было решено отказаться от использования Ju-87 и при дневных налетах на корабли у юго-восточного побережья Англии.

В начале 1941 г. "Штуки" совершали над Англией лишь эпизодические ночные вылеты. Первый такой вылет состоялся в ночь с 15 на 16 января, когда два Ju-87R из StG1 сбросили на юго-восточную окраину Лондона две 1000-кг бомбы SC1000, а еще один самолет такую же бомбу - на Дувр. В ночь с 17 на 18 января на Лондон совершили налет 3 Ju-87R, а на следующую ночь - еще два.

На рассвете 5 февраля Ju-87R из 2./StG1 атаковали и потопили у английского побережья вооруженный траулер "Тоурмалин" ("Tourmaline"). В ночь на 12 февраля 6 "Юнкерсов" из 5./StG1 совершили налет на доки в Чатаме и потопили еще один вооруженный английский траулер "Егер" ("Eager"). В ходе этих двух вылетов было сбито два самолета. Последний же Ju-87 был потерян над Англией в ночь с 12 на 13 февраля 1941 г.

 

Источники информации:

Зефиров М.В. Штурмовая авиация Люфтваффе. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - С. 22-29.

 

Дальше

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.