Вторая мировая война. 1941-1945 гг.

Начальный этап войны показал, что хорошо организованная английская истребительная авиация может успешно противостоять налетам тихоходных Ju-87. Поэтому после февраля 1941 г. группы Ju-87 не появлялись днём над Западной Европой.

Однако уже вскоре появился новый театр военных действий, где противник не только не располагал большим числом истребителей, но и был полностью лишён сети РЛС и пунктов наземного управления, которые показали свою эффективность в ходе т.н. битвы за Англию. Этим театром стали Средиземноморье и юго-восточная Европа.

10 января 1941 г. пилоты I./StG1 и II./StG2, переброшенные на Сицилию, атаковали и тяжело повредили в районе острова Мальта английский авианосец "Илластриес" ("Illustrious"). На следующий день, 11 января, восточное Мальты II./StG2 нанесла такие сильные повреждения крейсеру "Саутгемптон" ("Southampton"), что корабли сопровождения вскоре были вынуждены снять с него экипаж и окончательно "добить" его. После этих успехов "репутация" Ju-87 была восстановлена.

6 апреля 1941 г. вермахт начал вторжение в Югославию и Грецию. И снова, как прежде в Польше, Бельгии, Голландии и Франции, "Штуки" расчищали дорогу танкам и пехоте. Они атаковали укрепления, уничтожали артиллерийские позиции и аэродромы, однако особенно они отличились, действуя против кораблей противника. В апреле - мае 1941 г. у побережья Греции и в районе острова Крит пилоты Ju-87 потопили крейсер, 8 эсминцев и большое число транспортных судов; кроме того, в результате их атак различные повреждения получили линкор, авианосец, 2 крейсера и 2 эсминца. При этом собственные потери штурмовой авиации были сравнительно небольшими: так, в ходе боёв в Греции было потеряно только 29 Ju-87.

24 апреля 1941 г. в Люфтваффе была сформирована первая эскадра скоростных бомбардировщиков (Schnellkampfgeschwader), получившая обозначение SKG210. В её составе было две группы, оснащённые двухмоторными Bf-110. I./SKG210 была создана на базе т.н. Erprobungsgruppe 210, a II./SKG210 - на базе III./ZG76. Это была первая попытка использовать в качестве штурмовика более скоростной самолёт, чем Ju-87.

То, что в условиях слабого противодействия вражеских истребителей Ju-87 является одним из основных наступательных средств, еще раз подтвердилось летом - осенью 1941 г. в ходе боевых действий, начавшихся на Восточном фронте. Группы "Штуки" своими ударами поддерживали быстрое продвижение вперед танковых групп вермахта, одновременно сея панику среди колонн беженцев.

Подтвердилось также и то, что без мощного истребительного прикрытия корабли представляют собой практически идеальную мишень для Ju-87. Так, 21 и 23 сентября 1941 г. ими было потоплено сразу четыре крупных советских боевых корабля: линкор "Марат", лидер эсминцев "Минск", эсминцы "Стерегущий" и "Фрунзе", кроме того, повреждения получили еще один крейсер и два эсминца.

В сентябре 1941 г. в II.(Sch)/LG2 для фронтовых испытаний прибыли 6 двухмоторных одноместных штурмовиков Hs-129. Они хорошо показали себя в боях в районе Вязьмы, и после небольших доработок в 1942 г. началось их серийное производство.

Осенью 1941 г. началось и серийное производство самой массовой модификации "Штуки" - Ju-87D. Установка нового двигателя Jumo 211J-1 позволила увеличить скорость и максимальную бомбовую нагрузку, кроме того, было усилено бортовое вооружение и бронезащита. В январе 1942 г. I./StG2 стала первой группой в штурмовой авиации, оснащенной новыми Ju-87D-1.

Январь 1942 г. стал очередным этапом в развитии штурмовой авиации Люфтваффе. 13 января были сформированы II. и III./StG3. Таким образом, StG3 стала четвертой и, как затем оказалось, последней полноценной эскадрой пикирующих бомбардировщиков в Люфтваффе после StG1, StG2 и StG77. В тот же день на базе II.(Sch)/LG2 была сформирована и первая эскадра непосредственной поддержки войск на поле боя (Schlachtgeschwader) - Sch.G.1. 27 января на базе IV.(St)/LG1 была создана I./StG5, однако полностью эскадра StG5 так никогда и не была сформирована.

Постепенно в ходе боевых действий как на Восточном фронте, так и в Северной Африке становилось все очевиднее, что главный недостаток Ju-87 - это его небольшая, по сравнению с истребителями противника, скорость. Поэтому в конце 1942 г. командование Люфтваффе приняло решение создать еще одну эскадру скоростных бомбардировщиков - SKG10, но теперь уже полностью оснащенную одноместными FW-190A. 1 декабря во Франции были сформированы штаб эскадры и I./SKG10, 15 декабря в Ливии на аэродроме Сиди Ахмед (Sidi Ahmed) на основе III./ZG2 была создана III./SKG10, а 28 декабря также во Франции была сформирована II./SKG10. 10 апреля 1943г. на базе 10.(Jabo)/JG2 и 10.(Jabo)/JG54 была сформирована IV./SKG10.

Кроме того, в декабре 1942 г. была создана ещё одна эскадра непосредственной поддержки войск на поле боя - Sch.G.2. 1./Sch.G.2 была сформирована ещё 28 сентября, и теперь, 17 декабря, были сформированы штаб эскадры и II./Sch.G.2.

В ходе боевых действий, и особенно на Восточном фронте, значение штурмовой авиации всё более и более возрастало. Порой успешные действия Ju-87 оказывали существенное влияние на весь ход боевых действий на том или ином участке Восточного фронта. Так например, произошло после того, как пилоты III./StG3 в течение 6 октября 1943 г. потопили сразу три боевых корабля Черноморского флота - лидер "Харьков" и эсминцы "Способный" и "Беспощадный". Ещё почти год, до 9 сентября 1944 г., на Черном море шли боевые действия, однако все крупные корабли Черноморского флота, включая линкор, крейсеры и эсминцы, с того злополучного дня отстаивались в своих базах на Кавказском побережье и не сделали ни единого выстрела по противнику.

В то же время стремительно росли потери штурмовой авиации. Так, к концу 1942 г. в Люфтваффе было не более 200 Ju-87 в пригодном для полётов состоянии. Некоторые группы имели в своем составе менее 15 самолётов. 16 января 1943 г. командующий 4-м воздушным флотом генерал-оберст фон Рихтхофен даже предложил возобновить выпуск бипланов Hs-123. Однако оказалось, что это невозможно, так как вся технологическая оснастка для их производства была разобрана ещё перед войной.

Большими были потери и среди личного состава штурмовой авиации. Только одна StG2 в течение января - августа 1943 г. потеряла на Восточном фронте 89 экипажей, при этом среди погибших пилотов были 2 командира групп и 6 командиров эскадрилий. Всего же с 1 сентября 1939 г. по 30 сентября 1943 г. потери штурмовой авиации составили уже 1269 экипажей.

Несмотря на то что группы пикирующих бомбардировщиков и группы непосредственной поддержки войск параллельно действовали с самого начала войны и выполняли в общем-то сходные задачи, они, по каким-то непонятным причинам, имели совершенно разное подчинение в структуре командования Люфтваффе. Если бомбардировочная авиация подчинялась т.н. 2-й инспекции Люфтваффе, во главе которой всегда стоял бывший пилот бомбардировщика, а истребительная авиация - 3-й инспекции, во главе которой соответственно был бывший лётчик-истребитель, то штурмовая авиация не имела ничего подобного. Эскадры Ju-87 подчинялись инспектору (командующему) бомбардировочной авиации, тогда как авиация непосредственной поддержки войск подчинялась инспектору истребительной авиации.

Если учесть, что в Люфтваффе всегда существовало соперничество между бомбардировщиками и истребителями, то становится ясно, что подобная ситуация не только вызывала огромные трудности и недоразумения в снабжении и управлении штурмовой авиацией, но и отрицательно сказывалась на всём её дальнейшем развитии в целом. С таким положением больше нельзя было мириться, и в сентябре 1943 г. новый начальник Генерального штаба Люфтваффе генерал авиации Гюнтер Кортен (Gunther Korten) своим приказом учредил специальную инспекцию штурмовой авиации (Inspektion der Schlachtflieger). Ей были подчинены все группы пикирующих бомбардировщиков, группы непосредственной поддержки войск, группы скоростных бомбардировщиков, а также все подразделения "истребителей танков" (Panzerjagerverbande).

9 сентября инспектором (командующим) штурмовой авиации (Inspektor der Schlachtflieger) был назначен бывший командир StG2 оберст-лейтенант Эрнст Купфер. Перед ним встала задача так реформировать штурмовую авиацию, чтобы она могла более эффективно и быстро оказывать непосредственную поддержку войскам на поле боя и в то же время чтобы она могла сама себя защищать. Было ясно, что для этого требуется другой самолёт вместо надёжного, но устаревшего Ju-87. Выбор пал на одноместный FW-190, который мог нести такую же бомбовую нагрузку, но при этом имел значительно лучшие скоростные и маневренные характеристики и при встрече с вражескими истребителями мог, как говорится, постоять сам за себя.

5 октября 1943 г. Купфер издал секретное распоряжение Nr. 11125/43, согласно которому все эскадры пикирующих бомбардировщиков подлежали преобразованию в эскадры непосредственной поддержки войск. 18 октября согласно этому распоряжению эскадры StG1, StG2, StG3, и StG77 были соответственно переименованы в SG1, SG2, SG3 и SG77, I./StG5 получила обозначение I./SG5. Одновременно "старые" Sch.G.1 и Sch.G.2, а также SKG10 были распущены, и на их базе были сформированы две новые эскадры SG4 и SG10. Все отдельные эскадрильи т.н. истребителей танков, оснащённые Hs-129B, были сведены в одну группу - IV.(Pz)/SG9.

Одновременно началось оснащение эскадр самолётами FW-190F и переобучение пилотов. Бортрадисты-стрелки Ju-87 в большинстве своём направлялись в лётные школы для подготовки уже в качестве пилотов. К сентябрю 1944 г. все авиагруппы были полностью оснащены "Фокке-Вульфами", и только лишь пилоты I./SG1 и III./SG2 летали на "Штуках" до начала 1945 г. Самолёты Ju-87G, вооружённые 37-мм пушками, до самого конца войны использовались в эскадрильях т.н. истребителей танков - 10.(Pz)/SG1, 10.(Pz)/SG2 и 10.(Pz)/SG77.

7 января 1945 г. была сформирована последняя дневная штурмовая группа Люфтваффе - I.(Pz)/SG9. В неё вошли три эскадрильи "истребителей танков" - две Ju-87G и одна FW-190 "Panzerblitz".

 

Источники информации:

Зефиров М.В. Штурмовая авиация Люфтваффе. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - С. 29-35.

 

В начало

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.