11.10.41 г. Удар по аэродрому Орел-западный

Рано утром 11.10.1941 г. на группировку люфтваффе на аэродроме Орел совершили экипажи 6 раг (Брянский фронт) из 42 иап, 74 шап и 299 шап. По вспоминаниям командира 42 иап Ф.И.Шинкаренко на деле же у штурмовиков было всего шесть исправных "Илов" а у истребителей - 12 самолетов, часть из которых еще следовало привести в порядок /1, 3/ (по данным /2/ - наоборот: 6 МиГ-3, 12 Ил-2). По данным /4/ четверку истребителей возглавлял зам. командира 42 иап капитан Г.В.Зимин, с ним были командир аэ ст. лейтенант Н.И.Власов, командир звена А.Г.Котов и комиссар аэ Н.Д.Рузин, группу Ил-2 299 шап вел ст. лейтенант А.А.Остапов, с ним были командир звена лейтенант В.И.Белышев, командир звена мл. лейтенант П.И.Михайлов, сержанты В.Я.Рябошапко, П.В.Дубина и И.П.Вовкогон.

Группе истребителей была поставлена задача: прикрыть штурмовики на маршруте и при возможности участвовать в уничтожении самолетов противника на земле. Когда Зимин обнаружил основную стоянку бомбардировщиков, стоявших крыло в крыло - более 200 самолетов, то сразу подал всей группе сигнал "внимание" и перешел в пикирование. Вслед за истребителями в атаку устремились штурмовики, ведомые командиром 74-го шап капитаном Сентемовым.

Советские самолеты выполнили по три-четыре захода на цель. По докладам летчиков, группе без потерь удалось сбить четыре взлетающих "Мессершмитта" прямо над полосой и уничтожить все пять транспортных "Юнкерсов", которые заходили на посадку. Все самолеты вернулись без потерь.

В донесении начальника политотдела 6-й раг отмечалось, что в этом налете отличились летчики Михайлов, Вовкогон, Дубина, Зимин, Морозов.

По немецким данным потери на аэродроме вблизи Орла "Мессеров" из группы III./JG3 оказались незначительными, зато более существенный урон понесли пикировщики из II./StG77. Наиболее сильно пострадала группа транспортной авиации KGr.z.b.V 9, лишившаяся двух Ju-52 (зав. No. 6870 и 6988), которые доставляли срочные грузы на передовой аэродром. Экипажи сбитых транспортников покинули машины с парашютами, а еще один "Юнкерс" (зав. No. 6356), разваливаясь, рухнул вблизи аэродрома и сгорел с экипажем. По приблизительным оценкам, в соединении генерала Фибига (оно действовало южнее и юго-западнее Москвы) вышло из строя не менее 10-12 самолетов /2/.

Существенно иначе представлены итоги налета в /1/: В немецких отчетах указано, что сгорел лишь один Bf-109E из 9.(H)/LG2. Пленные немецкие летчики оценивали потери на аэродроме Орел в 10-12 самолетов. Под удар попали и получили разной степени повреждения не Ju-88, как указывалось в докладах советских авиаторов, a Ju-52 и Не-111. Последние самолеты принадлежали группе KGr.100.

В этот же день после полудня был осуществлен второй налет на тот же аэродром. Но противник был настороже, что позволило ему сбить четыре МиГ-3 и четыре Ил-2. К счастью, большинство летчиков смогло вернуться к своим.

Вспоминая о втором налете, германский капитан Штолль-Берберих (Е. Stoll-Berberich) из эскадры StG77 подчеркивал упрямство и недостаточную гибкость русских при атаке на аэродром Орел-западный. По его мнению, наши летчики, вместо того чтобы незамеченным зайти на цель со стороны солнца и достичь полной внезапности, обошли поле с юга и атаковали стоянки немецких самолетов с запада. При выполнении маневра группа советских истребителей и штурмовиков была обнаружена, позволив подготовиться системе ПВО. По версии Штоль-Бербериха, были сбиты все штурмовики, участвующие в повторном ударе.

 

Источники информации:

1. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. — М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.

2. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. — М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

3. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. — М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. — Том 1. Суровая школа.

4. Боевой путь 11 ЛБАП, 299 ШАП, 108 Гвардейского штурмового авиационного ''Рава-Русского'' Ордена Суворова полка, (май 1938 – июль 1946) — М., Фонд ''Народная Память'', 2008, 236 с.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.