08.02.43 г. Дальний вылет для сброса листовок

В феврале 1943 г., после разгрома группировки Паулюса, было решено совершить полет для выброски листовок в глубоком тылу противника, чтобы донести до населения Германии информацию о судьбе попавших в плен и в особенности-фельдмаршала Паулюса, которого в Германии считали погибшим.

08.02.43 г. Пе-8 746 ап дд командира С.С.Сугака (экипаж: второй летчик А.С.Угрюмов, штурман К.П.Иконников, помощник штурмана Н.А.Белоус, борттехник Прудиус, помборттехника Кутушин, радист Щербов, стрелки Писаренко, Смаглиев, Томко, кормовой стрелок Гурин) взял курс в направлении Восточной Пруссии. Заданию придавалось особое значение, поэтому на борту находился начальник политотдела 45 ад дд Николаев.

Самолет летел на высоте около 8000 метров. В районе Каунаса он был обстрелян зенитной артиллерией, но, сманеврировав, экипаж вышел из опасной зоны.

Южнее Данцига начался интенсивный выброс масла из 1-го двигателя. Пришлось убрать обороты, и машина, загруженная 3,5 тоннами листовок, стала терять высоту. Сразу же взяли обратный курс, иначе трудно было бы гарантировать возвращение за линию фронта – самолет зашел достаточно далеко в тыл противника. Необходимость заставила срочно выбрасывать листовки – вручную, через открытую дверь в хвостовой части самолета. Простая на первый взгляд, работа эта в данной ситуации была сопряжена с большими трудностями: большая высота вынуждала работать в кислородных масках при температуре за бортом около -50 'С. Ко всему прочему поток воздуха, врывавшийся внутрь фюзеляжа через открытую дверь, вырывал листовки из рук, задувал их обратно в самолет: они цеплялись за шпангоуты, тяги управления. Наконец с листовками управились. Однако: напасти на этом не закончились.

Участь 1-го двигателя постигла и 4-й. Из-за большой потери масла его пришлось выключить. Машина стала терять высоту еще быстрее. Нефлюгирующиеся винты создавали значительное сопротивление и тряску, что затрудняло, кроме всего прочего, считывание показаний приборов и выдерживание курса.

Не дожидаясь, пока самолет сорвется в штопор, было принято решение покинуть его, о чем и сообщили на землю. Но с КП дивизии поступило приказание следовать на аэродром Мигалово. Тогда К.П.Иконников предложил командиру следовать на свой аэродром: до Кратово и Мигалово путь примерно одинаков. По его расчетам получалось, что до своего аэродрома дойти было можно, если спрямить маршрут, минуя воздушный коридор, которым пользовались. Для этого, правда, пришлось лететь через зону аэростатного заграждения г. Москвы.

На высоте 5500 метров 1-й двигатель заклинило, и пилотировать самолет стало легче. После пролета через линию фронта (над которой корабль опять подвергся сильному зенитному обстрелу) и подхода к зоне ПВО Москвы был включен передатчик системы опознавания. И, как вспоминает К.П.Иконников, "было видно, как на нашем пути опускают аэростаты заграждения". Вскоре, пройдя над городом по его западной окраине до района Люблино, и выполнив левый разворот, самолет приземлился на аэродроме Кратово.

На стоянке, едва механики открыли капоты, раздался сильный грохот и вниз посылались детали 1-го двигателя. Выяснилось, что у мотора произошел обрыв шатуна и разрушен картер. Причиной аварии обоих двигателей явился характерный для АМ-35А дефект – интенсивное выбрасывание на большой высоте масла через патрубок системы суфлирования. Самолет и экипаж спасло то, что моторы вышли из строя не на одном крыле, в противном случае управлять бомбардировщиком столь длительное время было бы невозможно.

Начальник политотдела 45 авиадивизии Николаев высоко оценил действия экипажа в этом полете. Сергей Савельевич Сугак был представлен к званию Героя Советского Союза.

 

Источники информации:

1. Раткин В. Боевые друзья. — Мир Авиации, 1994, No. 1.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.