Сугак Сергей Савельевич

Золотая Звезда Героя Советского Союзаорден Ленинаорден Ленинаорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Отечественной войны 1 степениорден Отечественной войны 2 степениорден Красной Звездыорден Красной Звездымедаль "За боевые заслуги"медаль "За боевые заслуги"
Сергей Савельевич Сугак

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

06.10.1909 - 21.06.2001

Место рождения:

Брянская обл., Клинцовский р-н, с. Рудня-Воробьевка

Вид авиации:

АДД

Категория:

летчик

Места службы:

7 тбап

1938‑06.42

Летчик

746 апдд/25 гапдд/25 гбап

06.42‑05.45

Командир корабля

 

Родился 06.10.1909 г. в селе Рудня-Воробьевка ныне Клинцовского района Брянской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1938 г. Окончил Ржевский педагогический техникум. Работал учителем в городе Себеж Псковской области.

В авиацию пришел в 1935 г. по комсомольскому набору. Через два года, закончив по ускоренному курсу Энгельсскую авиашколу, был направлен во 2-ю Авиабригаду Балтийского моря. В середине 1938 г. бригаду реорганизовали и передали в ВВС. С.С.Сугака зачислили в выделенный из ее состава 7 тбап.

В декабре 1939 г. командир корабля ТБ-3 Сугак совершил первый боевой вылете в советско-финляндской войне. А всего в ходе конфликта совершил 10 боевых вылетов и в 1940 г. получил свою первую награду – медаль "За боевые заслуги".

Первый боевой вылет в Великую Отечественную войну С.С.Сугак произвел 01.07. 41 г.: наносился ночной удар по переправе в районе Двинска. Всего же на своем ТБ-3Р до июня 1942 г. он выполнил 76 боевых вылетов (не считая полетов по оперативным заданиям).

С ноября 1941 г. в числе выделенных 18-ти экипажей полка совершил 12 вылетов для снабжения осажденного Ленинграда. На обратном пути вывозил блокадников.

Зимой 1942 г. участвовал в Вяземской воздушно-десантной операции. Сосредоточенные на аэродроме Грабцево самолеты ТБ-3 были накрыты немецкими бомбардировщиками. Корабль С.С.Сугака получил множественные осколочные пробоины, но в отличие от прочих ему повезло – он уцелел. Экипаж вместе с техсоставом и прибывшей ремонтной группой в течение недели занимался восстановлением своего ТБ-3. Окончательный ремонт требовалось производить в Ногинске. 02.02.42 г. самолет поднялся в воздух. Через несколько часов после его взлета аэродром Грабцево вторично был проштурмован немецкой авиацией...

Со второй половины февраля 1942 г. совершались вылеты в расположение окруженных частей генерала Белова для выброски им продовольствия и боеприпасов, доставлялись необходимые грузы войскам, удерживавшим под Демянском немецкую группировку. С 19.04 по 20.05.42 г. на счету экипажа Сугака таких вылетов – 21. Интенсивная боевая работа сказалась: 02.06.42 г., выполнив бомбометание по складам на станции Брянск-2, С.С.Сугак, едва спустившись с самолета на землю, свалился в траву и заснул. Лишь случайно спящего летчика не раздавил трактор, подвозивший бомбы к самолетам...

Последний вылет на ТБ-3 С.С.Сугак выполнил в ночь на 03.06.42 г. После этого некоторое время он руководил полетами на аэродроме в Монино, а вскоре был переведен в 746-й ап дд, оснащенный тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7. После 10 тренировочных полетов на новой для себя машине Сугак стал совершать боевые вылеты в качестве второго летчика в экипаже В.М.Обухова, а в сентябре 1942 г. стал командиром корабля.

В тяжелую пору битвы за Сталинград штурманом в экипаже Сугака был К.П.Иконников. Экипажи полка совершали боевые вылеты на бомбардировку аэродромов, скоплений войск противника, железнодорожных узлов ежедневно, иногда – по два вылета за ночь.

Начиная с февраля 1944 г., с налета на Хельсинки, помимо бомбардирования целей экипаж Сугака привлекался к фотоконтролю результатов бомбометания. Командование отмечало высокое качество фотоснимков, привозимых экипажем на аэродром.

Командир корабля 25 гап дд гв. майор Сугак к марту 1944 г. совершил 171 ночной боевой вылет.

13.03.1944 г. С.С. Сугаку присвоено звание Героя Советского Союза.

28.06.44 г. экипаж Сугака вылетел для оценки эффективности удара по борисовской группировке противника. Воздушное пространство над Борисовом входило в "поле зрения" локаторной станции, располагавшегося в 6 км от оккупированного немцами Минска. В момент фотографирования самолет был сбит. Разрывом зенитного снаряда были убиты радист В.Т.Обельченко и подшассийный стрелок Н.М.Ищенко. Самолет быстро потерял управление, был отдан приказ покинуть машину. Экипаж приземлился на территории противника, но поскольку советские войска быстро продвигались на Запад, в течение недели все выпрыгнувшие собрались на аэродроме полка Олсуфьево.

Это был последний боевой вылет С.С.Сугака на Пе-8. Вернувшись в полк, он получил месячный отпуск, по завершении которого приступил к восстановительным полетам, выполнив в августе и сентябре 1944 г. на Пе-8 несколько тренировочных и контрольных полетов. В октябре 1944 г. под руководством Сукоркина (командир 1 аэ 362 ап дд), Сугак начал обучаться полетам на бомбардировщике B-25D. Выполнив программу, 16 октября он совершил боевой вылет на освоенном бомбардировщике по цели в Виндаве (ныне г. Вентспилс). В декабре вернулся в 25-й гв. ап дд, где продолжил выполнять тренировочные полеты на Пе-8.

Начиная с 11.03.45 г. Сугак летал на B-24D "Либерейтор", совершив в общей сложности 60 полетов. А 30.04.45 г. ему дали задание перегнать для 890 полка севший на аэродроме близ Познани подбитую "Летающую крепость" B-17.

Победу встречал на аэродроме Балбасово, под Оршей.

С.С.Сугак участвовал в Параде Победы: шел по Красной площади в сводном батальоне летчиков, который вел генерал-лейтенант Тупиков.

Осенью 1945 года принял командование 1 аэ того же полка, ставшего 203 гбап.

В 1950 г. С.С.Сугак был назначен командиром 362 Рижского полка.

В 1952 г. назначен командиром 22 ад дд, а в 1957 г. – командиром 53 авиадивизии.

В 1959 г. полковник Сугак признан негодным к летной работе, но еще три года служил в ВВС, занимая должность начальника общей и боевой подготовки 18-й ВА.

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Умер 21.06.2001 г.

См. также:

08.02.43

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Раткин В. Боевые друзья. — Мир Авиации, 1994, No. 1.

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 20320613

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 11494701

5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 12076597

6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1113356456

 

Фотогалерея

С.С.Сугак (справа) и К.П.Иконников у своего самолета Пе-8 (зав. No. 42028). Кратово, начало 1943 г.С.С.Сугак. Кратово, лето 1943 г. На заднем плане Пе-8 (зав No. 42058).

С.С.Сугак (справа) и К.П.Иконников у своего самолета Пе-8 (зав. No. 42028). Кратово, начало 1943 г.

Источник: Раткин В. Боевые друзья. — Мир Авиации, 1994, No. 1.

С.С.Сугак. Кратово, лето 1943 г. На заднем плане Пе-8 (зав No. 42058).

Источник: Раткин В. Боевые друзья. — Мир Авиации, 1994, No. 1.

Командир корабля С.С.Сугак и второй летчик Бурмистров в самолете Пе-8 (зав. No. 42088). Аэродром Кратово, ноябрь 1943 г.Сугак Сергей Савельевич (справа) с братом Петром. 25.12.46 г.

Командир корабля С.С.Сугак и второй летчик Бурмистров в самолете Пе-8 (зав. No. 42088). Аэродром Кратово, ноябрь 1943 г.

Источник: Раткин В. Боевые друзья. — Мир Авиации, 1994, No. 1.

Сугак Сергей Савельевич (справа) с братом Петром. 25.12.46 г.

Источник: Из собрания Виталия Сугакова

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Помощь проекту


 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.