22.06.41 г. Боевая работа 10 сад

22.06.41 г. в 02:30 командир 10-й сад полковник Н.Г.Белов объявил тревогу частям дивизии. Одновременно с объявлением тревоги по радио на самолетах в части высланы офицеры Управления дивизии:

В 74 шап (Малые Взводы) полковник Бондаренко с задачей объявить боевую тревогу, привести часть в готовность №2 и перебросить полк на аэродром Стригово.

В 33 иап (Куплин) полковник Федульев с письменным приказанием немедленно привести полк в готовность №2 и быть готовым к действию. Вылет дополнительным распоряжением.

С таким же распоряжением в 39 сбап (Жабчицы) был выслан капитан Добрынин.

На этих же командиров возлагался контроль и поверка за приведением частей в готовность №2.

Контроль и руководство 123-м иап командир дивизии оставил за собой.

 

Боевая тревога частям объявлена:

123 иап - в 02:30. Через 40 минут полк самолеты И-153 рассредоточил и был готов к выполнениюбоевой задачи.

33 иап - в 03:10. полк в составе 31 самолета (25 И-16 и 6 И-153) был подготовлен к боевым действиям и рассредоточен поэскадрильно на аэродроме.

39 сбап - в 04:30. В 05:15 полк в составе 25 самолетов был готов к вылету. Матчасть самолетов была рассредоточена по всему аэродрому.

74 шап - боевая тревога полковником Бондаренко объявлена в 04:10.

 

В период 03:46 - 04:10 немецкая авиация нанесла одновременный внезапный налет по аэродромам дивизии: Брест, Лыщицы, Малые Взводы, Кобрин, Пружаны, Именин, позднее Куплин, Засимовичи, Стригово, Жабчицы. Налеты продолжались в течение всего дня.

К началу налетов в боевой готовности находились штаб дивизии, 123 иап, 33 иап и 39 сбап. 74 шап не получил сообщения по радио, а прилет полковника Бондаренко оказался слишком поздним. В результате полк не был в полной мере готовым к отражению противника. В 04:17 внезапным налетом самолетов Ме-110 вся матчасть полка была расстреляна на земле.

 

Во время налетов на аэродромы дивизии связь с аэродромами и постами ВНОС была прервана. Связь поддерживалась самолетами по инициативе командиров штаба дивизии. Командирам частей приходилось действовать по своей инициативе. Это не относилось к 123 иап, работавшему в непосредственном контакте с командиром дивизии.

 

В 04:00 совершен налет авиации противника на город Кобрин. 123 иап поднял две эскадрильи для отражения налета на свой аэродром Именин и одну для отражения налета на Кобрин. Истребители полка отражали атаки, не допуская противника к аэродрому.

 

В 04:00, когда противник уже атаковал Кобрин, из Штаба ВВС ЗапОВО получена шифротелеграмма, в которой предписывалось командиру дивизии прибыть в штаб ВВС ЗапОВО, с 5 часов всем частям находиться в состоянии боевой готовности №2, полеты на переучивание не прекращать. Все самолеты заправить горючим, подвижную тару залить ГСМ, набить боевые комплекты патронов.

 

С 04:00 до 15:00 аэродром 123 иап Именин подвергся пятью налетам авиации противника. Полк отражал атаки противника. В бою погиб командир полка Сурин. В воздушных боях полком сбито 22 самолета противника. Основной удар по аэродрому Именин был нанесен противником в 13:55 - 14:42 девятью самолетами Хе-111 и 12-ю Ме-109. Этим налетом из строя выведена только неисправная старая матчасть и только что полученная новая, на которую не успели переучиться.

 

Аэродром 33 иап Куплин подвергся четырем налетам авиации противника.

В 04:30 - 05:20 подразделения полка произвели вылет на перехват противника в районе Куплин, Брест, Кобрин.

В 05:30 - 06:55 полк в составе эскадрилий произвел вылет навстречу 15 самолетам Хе-111 под прикрытием 3 Ме-109. Противника встретили на подходе к аэродрому Куплин. Боевой порядок противника был расстроен и сбито два Хе-111. Бомбы в беспорядке сброшены в районе лагеря на границе аэродрома, несколько бомб разорвались на рабочей площади аэродрома. Выведены из строя 1 МиГ-1, 1 И-16, 1 УТИ-4, 1 УТ-1, всего 4 самолета. После воздушного боя полк произвел посадку самолеты дозарядили и готовились к следующему вылету.

В 08:40 - 09:20 аэродром атаковался беспрерывными штурмовыми налетами, самолеты расстреливались пулеметно-пушесным огнем 9-ю самолетами Ме-109. Появление противника было неожиданным, самолеты зашли на аэродром на бреющем полете. Стоящие на дозарядке самолеты взлететь не успели. Налетом, длившемся около 40 минут, выведено из строя и сожжено самолетов: 21 И-16, 5 И-153.

В 10:00 оставшиеся самолеты полка вылетели навстречу бомбардировщикам Хе-111. После воздушного боя один самолет не вернулся с задания, остальные с многочисленными пробоинамисели на свой аэродром.

В воздушных боях сбито 3 Хе-111 и один разведчик.

 

В 05:50 личным распоряжением командира дивизии был выслан экипаж Управления дивизии на самолете СБ. Командир экипажа капитан Щербаков, штурман капитан Зарукин, который установил переправы войск противника через реку Буг южнее г. Бреста.

 

В 12:00 из ВВС ЗапОВО получено подтверждение на запрос командира 10 сад на перебазирование остатков самолетов 33 иап и 123 иап в Пинск.

К моменту получения шифротелеграммы из ВВС ЗапОВО 13 самолетов И-153 из 123 иап произвели посадку на аэродром Пинск. Отсюда отражали атаки противника на аэродром Жабчицы. Впоследствии 13 И-153 перелетели на аэродром Бобруйск.

 

В 14:55 командир дивизии приказал всему личному составу частей, оставшемуся без матчасти, перебазироваться на аэродром Пинск (Жабчицы). Командирам БАО эвакуировать оставшиеся семьи комсостава и необходимое имущество. основной личный состав БАО перебазировать в Пинск, оставив небольшие команды на аэродромах, которым отход будет в последнюю очередь.

 

В 19:00 штаб 10 сад из запасного КП перешел на второй запасной КП (в районе стыка дорог Кобрин - Картуз Береза, Запруды, Пружаны) и восстановил непосредственную связь с 4А.

 

Всего за день 22 июня в воздушных боях сбито 30 самолетов противника разных типов. В этих боях проявлена храбрость и геройство всем личным составом и особенно капитаном Савченко, ст. политруком Сиротиным, ст. лейтенантом Нюниным, лейтенантом Гудимовым и погибшим командиром 123 иап Суриным.

 

Источники информации:

1. ЦАМО, ф. 20050, оп. 1, д. 1. Журнал боевых действий 10 сад с 21.06.41 по 27.09.41 г.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.