102-й Керченский авиационный полк дальнего действия
32-й гвардейский Керченский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия
32-й гвардейский бомбардировочный Керченский Краснознаменный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
капитан - подполковник Борис Петрович Осипчук 04.42 - 05.45  

 

Формировался в Подмосковье с марта по 22.04.42 г. как 102-й ап ДД. Известен также как 102-й тап, 102-й тап ДД. Имел 4 эскадрильи.

На вооружении имел самолеты Ли-2. В июле 1943 г. были получены три Си-47.

Входил в состав 1-й тад -> 1-й ад ДД.

Первый боевой вылет - 23.04.42 г.

С конца мая по 20.06.42 г. девять экипажей полка под командованием Б.П.Осипчука действовали с прифронтовых аэродромов подскока. За это время произвели с аэродромов Валуйки, Хреновая по 17 самолето-вылетов. Доставили частям Красной Армии, окруженным в районе г. Изюма, выброской на парашютах 34,2 тонны горючего и мин. За 8 вылетов обеспечили войска продовольствием и боеприпасами. Доставили вооружение, боеприпасы, продовольствие, горюче-смазочные материалы и др. грузы в район поселка в 30 км севернее Холма. Группа в составе 6 самолетов под командованием Осипчука с аэродрома Выползово выполнила 49 самолето-вылетов с посадкой в тылу врага на площадке Подворье, Ляховичи. Действующим частям было перевезено продовольствия 153,5 тонны, вооружения, боеприпасов - 21,4 тонны, горюче-смазочных - 39,5 тонны, почты - 0,51 тонны и 136 солдат и офицеров. Обратными рейсами доставили на свой аэродром около ста тяжелораненых бойцов и 8,2 тонны грузовых парашютов.

С 22.06.42 г. две эскадрильи полка действовали с аэродрома Хвойное, доставляя боеприпасы, продовольствие и медикаменты окруженной в районе Новой Керести за рекой Волхов 2-й ударной армии. Несколько экипажей выполняли эту задачу с конца мая.

С 21.08.42 г. участвовал в Сталинградской битве. К этому времени в полку были укомплектованы две эскадрильи, формировалась третья. Базировался на аэродроме Эльтон. Экипажи полка наносили бомбовые удары по переправам через Дон и механизированным колоннам противника.

27.08.42 г. полк перелетел в Саратовскую область к селу Малая Грязнуха (район Балашова). Отсюда экипажи полка бомбили скопления танков и мотопехоты в районе Котлубани, резервы противника у Большой Россошки, у совхоза "Опытное поле", на станции Конной, у Кузьмичей, разметали живую силу противника в четырех км южнее Верхней Ерзовки. 102-й полк находился ближе к Сталинграду, чем другие части АДД, и потому за ночь мог совершать по нескольку боевых вылетов.

В начале сентября 1942 г. полк сменил аэродром там же, под Балашовом, перелетев к железнодорожному разъезду на 217-м километре. Отсюда полк совершал бомбардировки резервов противника в район Городища, Верхней Ерзовки. До конца сентября экипажи наносили бомбовые удары по железнодорожным станциям Тунгута, Гумрак-Разгуляевка, железнодорожному разъезду Бородкин, станции Конной, в районе Винновки.

В конце октября 1942 г. в тяжелейшие дни обороны Сталинграда командование Юго-Западного фронта по достоинству оценило работу полка, объявив всему личному составу благодарность.

До декабря 1942 г. полк преимущественно выполнял бомбардировочные функции, а с начала декабря приступил к доставке на прифронтовые аэродромы Донского фронта различных грузов. Обратным рейсом вывозили раненых. В ночь на 16.12.42 г. совершил два вылета и нанес удары по эшелонам с военной техникой противника на станции Дубовской. 28.12.42 г. группа Ли-2 в сложнейших метеоусловиях пробилась к танкистам 25-го танкового корпуса и сбросила там резиновые мешки с горючим и боеприпасами. С конца декабря 10 экипажей Ли-2 с техсоставом находились на оперативном аэродроме в районе Ленинска, откуда перебрасывали горючее и все необходимое для обеспечения полетов истребителей и штурмовиков на прифронтовые аэродромы в район деревень Холодной, Малой Орловки и др. 05.01 9 экипажей произвели 46 рейсов по пере броске грузов с аэродрома Балашов к Калачу. 06.01 10 экипажей выполнили 60 рейсов по переброске грузов в район Калача и Боковской. 09.01 11 экипажей, совершив 50 самолето-вылетов, из Балашова в Калач доставили 4,2 тонны медицинского имущества, из Калача в Боковскую-Мостовскую - 7,9 тонны горючего, 10,3 тонны боеприпасов, 3 тонны почты. А в Балашов обратными рейсами они доставили 152 раненых и 85 пассажиров - офицеров и солдат.

В середине января из Балашова полк перелетел в Ленинск, откуда возил горючее на прифронтовые аэродромы.

За период участия в Сталинградской битве экипажами полка совершено 1165 самолето-вылетов. Сброшено 10009,5 тонны бомб. Доставлено горючего - 513 тонн, вооружения и боеприпасов - 210 тонн, медикаментов, почты и других грузов - 66 тонн, солдат и офицеров - 1448 человек.

24.02.43 г. полк вылетел на оперативный аэродром в Миллерово. Экипажи осуществляли доставку грузов своим частям и производили бомбардировки объектов противника.

17.04.43 г. полк перебазировался в Лабинскую и приступил к боевым действиям на Северо-Кавказском фронте. Уже 18 апреля полк совершил ночной удар по немецкому аэродрому в районе станции Керчь-II. Из этого вылета не вернулось сразу три экипажа Ли-2. За девять последующих ночей экипажи совершили 130 самолето-вылетов на бомбежку Саки, Сарабуз, Темрюка, Тамани.

В мае 1943 г. экипажи Ли-2 наносили удары по скоплениям техники и живой силы противника в районах Верхнебаканской, Нижнебаканской, Темрюка, Васильевки, Киевской, Глебовки, Широкой Балки, порта Симеиз в Крыму.

С 18.06.43 г. полк приступил к выполнению боевых заданий в районе Курска и Орла. Экипажи Ли-2 наносили ночные бомбовые удары по объектам противника.

В конце июля и в первой половине августа 1943 г. участвовал в наступательных операциях войск Ленинградского фронта. Действуя с аэродрома Хвойная, полк наносил бомбовые удары по опорным пунктам Мгинского укрепленного района.

В августе-сентябре 1943 г. действовал с Центрального аэродрома.

18.09.43 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные личным составом в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, полк награжден орденом Красного Знамени.

В конце сентября 1943 г. полк перелетел на аэродром Михайловка (северо-западнее Лебедина) и участвовал в выброске десанта в район Каневского леса, который должен был отвлечь на себя силы противника и тем самым помочь войскам Воронежского фронта в форсировании Днепра и захвате плацдарма в районе Канева. За три вылета в одну ночь на правый берег Днепра экипажами только 102-го полка было сделано 54 самолето-вылета, выброшено в заданном районе 935 десантников и груза общим весом около 27 тонн.

В начале октября 1943 г. полк перебазировался на аэродром Воротынск (20 км западнее Калуги), в последние дни октября 1943 г. перелетел в Валерьяновку (район Волновахи), в ноябре вернулся в Воротынск, а уже в декабре перебазировался в Андреаполь. В Андреаполе полк готовился к выброске крупного десанта, но операция была отменена и полк мелкими группами перебазировался в Левашово под Ленинградом.

С 13 по 27.01.44 г. участвовал в боях по окончательному снятию блокады Ленинграда.

02.02.44 г. полк перебазировался на аэродром в Парголово, имевший слишком короткую взлетную полосу, из-за чего случилось несколько катастроф. Но других подходящих площадок не было. Работа на Ленинградском фронте была настолько интенсивной, что на помощь вооруженцам пришлось привлечь медиков и работников столовой. Только за одну ночь в конце февраля, нанося удары по военным объектам в городе и в порту Хельсинки, полк совершил 52 самолето-вылета.

28.03.44 г. полк перелетел на аэродром г. Пушкин.

На Ленинградском фронте с декабря 1943 по май 1944 г. полк совершил 1159 боевых самолето-вылетов, налет ночью составил 2851 час. На врага сброшено 6289 бомб общим весом 1215 тонн.

В середине мая 1944 г. полк снова перебазировался в Воротынск. Боевых вылетов не совершал, приводил в порядок материальную часть. Закончив в меру возможностей ремонт изношенных Ли-2, полк в конце мая перелетел на новое место базирования - в Бровничи (к юго-западу от Климова).

27.05.44 г. приказом НКО СССР за образцовое выполнение заданий командования и отличие в боях за город Керчь и Крым полку присвоено почетное наименование Керченский.

С 13.06.44 г. полк включился в боевую работу на Белорусском направлении.

В середине сентября полк перебазировался на площадку близ деревни Белевичи (в районе г. Сморгонь, Белоруссия) для оказания помощи войскам, ведущим бои в Прибалтике.

Преобразован приказом Наркома обороны СССР No. 0361 от 05.11.44 г. в 32-й гв. ап ДД. Гвардейское знамя вручено полку 24.12.44 г.

В январе и феврале 1945 г. полк наносил бомбовые удары по объектам в Восточной Пруссии.

Переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 32-й гв. бап.

07-09.04.45 г. полк участвовал в дневных массированных бомбовых ударах по Кенигсбергу.

С 10.04.45 г. поддерживал войска 1-го Белорусского фронта на Берлинском направлении.

В ночь 16/17.04.45 г. бомбил Зееловские высоты. В следующие три ночи - живую силу и технику противника в районе Мёнхенберга. 20/21.04.45 г. полк взял курс уже на Берлин.

В ночь на 02.05.45 г. полк нанес третий массированный удар по Свинемюнде. Отбомбились настолько удачно, что на следующий день об этом сообщило Совинформбюро.

Всего в ходе войны полк произвел 7560 боевых самолето-вылетов, из них днем - 1303, ночью - 6257, налетав при этом 23986 часов. И них днем - 3360, ночью - 20626. Сброшено 114958 бомб общим весом 6184 тонны. Партизанским отрядам доставлено боеприпасов 57,6 тонны, продовольствия - 61,5 тонны. С воздуха им выброшено 467 человек, вооружения - 6,3 тонны, спецгруза - 67,4 тонны, агитлистовок - 1 миллион 667 тысяч. При выполнении десантных операций десантирован 1061 человек, сброшено 33 тонны грузов. Действующим частям Красной Армии, находившимся во временном окружении, а также частям, атаковавшим врага, доставлено: боеприпасов - 318 тонн, горючего - 599 тонн, продовольствия - 261 тонна, прочих грузов - около 5 тонн, личного состава - 2036 человек. Обратными рейсами вывезено: от партизан раненых - 145 человек, сотни детей, личного состава - 74 человека. С линии фронта: раненых - 5981 человек, груза - 39 тонн. Столь внушительные результаты дались ценой гибели 237 человек - авиаторов полка. Потеряно 56 самолетов.

 

Источники информации:

1. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

2. Богданов Н.Г. В небе — гвардейский Гатчинский. — Л.: Лениздат, 1980.

3. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.

4. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.

5. Горностаев Н.М. Мы воевали на Ли-2. — М.: Молодая гвардия, 1990.

 

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.