Швец Сергей Иванович

орден Отечественной войны 1 степениорден Красной Звездымедаль "За оборону Москвы"

Страна:

СССР

Годы жизни:

1919 - 14.10.1944 (ПБЗ)

Место рождения:

Киевская обл., с. Степновка

Призван в армию:

Симферопольский РВК Крымской АССР (1939)

Вид авиации:

ДБА, АДД

Категория:

стрелок

Места службы:

3 тбап/3 апдд/23 гапдд

06.41‑14.10.44

Стрелок-радист

Боевых вылетов:

185+

 

Воевал в составе 3 тбап, ефрейтор, стрелок-радист.

В ночь на 08.09.41 г. при полете на корабле ТБ-3 к цели в районе Лужки, что 30 км юго-западнее Вязьмы, в корабле лейтенанта Булин-Соколова загорелся ящик с капсулами «КС», образовав пожар. Увидев возникший пожар, стрелок-радист ефрейтор Швец без команды командира корабля самовольно покинул самолет, выпрыгнув на парашюте. По наблюдению воздушных стрелков, парашют раскрылся. Возникший пожар был ликвидирован в воздухе, ящик «КС» был выброшен. По свидетельству командира корабля М.Н.Булина-Соколова экипаж переходил линию фронта на низкой высоте в условиях обстрела. Один снаряд попал в ящик с «КС», и они стали рваться. Снаряды лежали в ящике, пересыпанные песком. «КС» – это шары с горючей жидкостью внутри. Радист Швец лежал на полу под турельной установкой. Шар попал ему в спину и разбился. И он сиганул горящий. Стрелки ящик выбросили, пожар затушили.

Швец благополучно приземлился на оккупированной территории и на пятый день вернулся в полк. Никаких серьезных последствий это происшествие для Швеца не имело. Он продолжал летать на задания, хорошо исполнял обязанности радиста.

К октябрю 1943 г. произвел 185 боевых вылетов и 17 дневных вылетов на транспортировку боеприпасов и горючего передовым частям.

В ночь на 14.10.44 г. с аэродрома Ясенка на аэродром Три Дуба вылетела большая группа Ли-2, которая доставляли вооружение и личный состав чехословацкой бригады. Один из Ли-2 вел экипаж Н.Г.Буренкова. Взлетели в 19.30 и уже через час на высоте 2600 м пересекли линию фронта. Спустя 26 минут в районе железнодорожной станции Межмарок самолет был захвачен лучами прожекторов. Буренкову удалось вырваться из перекрестья лучей. Через восемь минут полета в районе Попрада к Ли-2 снизу сзади подкрался истребитель. Пулеметная очередь прошла по правому борту, зацепив мотор. Через две минуты он остановился. Мощности второго мотора не хватало, чтобы удерживать машину на одной высоте. В 21.20 поврежденный самолет оказался над населенным пунктом Брезно. На высотомере было 900 метров. Но это ниже тех гор, которые окружали Брезно. Это означало, что срочно требовалось производить посадку в этом районе. Экипаж тщетно пытался высмотреть в темноте площадку для посадки. В 21.22 самолет по касательной врезался в гору северо-вост. Брезно. Люди при этом каких-либо серьезных травм не получили. Но через 50 секунд взорвались баки, и начался пожар. Горел не только бензин самолета, но и те полторы тонны горючего в самолете, которое предназначались словацким истребителям. Из горящей машины выскочили все, кроме двоих. Правый летчик Н.Г.Савченко и стрелок С.И.Бородулин при ударе потеряли сознание и покинуть самолет не смогли. Выбравшийся же из-под обломков стрелок-радист С.И.Швец горел как факел. Его еще в самолете облило бензином. Все бросились спасать радиста, однако теплую одежду, в которую он был упакован, не так-то было просто сорвать. Тело радиста обуглилось. Через пять часов он в муках скончался в госпитале Брезно, куда его доставили оставшиеся в живых товарищи – Н.Г.Буренков, Г.П.Брага и А.Д.Ермизин. Все они получили ожоги разной степени. Все трое погибших похоронены на кладбище в городе Брезно.

Награжден орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.

Летал в экипажах:

Командиры экипажа Функция Период Самолет Примечание
Булин-Соколов Михаил НиколаевичКомандир корабля1942ТБ-3
Евсеенко Дмитрий ДаниловичКомандир корабля1943Ли-2
Якушкин Степан АндреевичКомандир корабля08.43Ли-2
Казакевич Иосиф АлександровичКомандир корабля1943 - 1944Ли-2
Буренков Николай ГригорьевичКомандир корабля? - 14.10.44Ли-2

 

См. также:

23.05.42

 

Источники информации:

1. Сергиенко A.M. История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. — Белгород: Константа. 2013.

2. ОБД Мемориал, запись No. 9514779

3. ОБД Мемориал, запись No. 54392649

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 12077282

5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 22523047

6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1531170784

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.