Булин-Соколов Михаил Николаевич

орден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Отечественной войны 1 степениорден Отечественной войны 2 степениорден Красной Звездыорден Красной Звездымедаль "За оборону Ленинграда"медаль "За оборону Москвы"медаль "За оборону Сталинграда"
Булин-Соколов Михаил Николаевич

Страна:

СССР

Годы жизни:

25.09.1918 - 06.06.1996

Место рождения:

Ростов-на-Дону

Вид авиации:

АДД

Категория:

летчик

Звания:

лейтенант, гв. капитан

Места службы:

3 тбап/3 апдд

06.41‑06.42

Командир корабля

746 апдд/25 гапдд/25 гбап

06.42‑05.45

Командир корабля

Боевых вылетов:

167

 

В 3 тбап было два брата Булин-Соколовых, старший Владимир и Михаил. Владимир в полку с 1938 г., а Михаил служил в истребительной авиации. Старший брат начал ходатайствовать о переводе младшего в тяжелую авиацию. Его просьбу удовлетворили. Михаил летал на ТБ-3 в экипаже старшего брата. К началу Великой Отечественной войны Михаил уже был командиром корабля.

В ночь на 28.01.42 г. аэродром Грабцево подвергся бомбардировке и обстрелу из пулеметов. Ст. лейтенант Булин-Соколов попросил разрешения взлететь и уйти из-под удара. Взлететь ему разрешили, но предупредили о большой опасности. Воспользовавшись небольшим затишьем, Булин-Соколов и его товарищи заняли места в самолете. В это время на аэродром пришла новая волна бомбардировщиков. Бомбы рвались в непосредственной близости от самолета.

Булин-Соколов решил не выруливать на старт, а произвести разбег от стоянки. Противник открыл по нему прицельный огонь, но ТБ-3 Булин-Соколова быстро взлетел и стал незаметным на фоне леса.

К июню 1942 г. произвел 53 боевых вылета на корабле ТБ-3. Много раз привлекался для полетов в тыл противника на выброску десанта, в том числе 10 посадочным способом. В одном из таких вылетов 16.03.42 г. произвел посадку на захваченной противником площадке, но смог взлететь под пулеметным огнем и вернуться на свой аэродром.

С июня 1942 г. до конца войны воевал в составе 746 апдд/25 гапдд/25 гбап. Летал правым летчиком на корабле Пе-8.

В ночь с 26 на 27 июля 1944 г. дивизия самолетами Пе-8 произвела один боевой вылет. На боевое задание вылетало 14 самолетов Пе-8. Цель – железнодорожный узел города Тильзит. Бомбардировали цель 11 самолетов. Три самолета цели не достигли из-за отказа моторов, из них: два сбросили бомбы на пассив на своей территории, один произвел посадку на своем аэродроме с бомбами. На своем аэродроме произвели посадку 12 самолетов, самолет Пе-8 № 42028 (командир корабля гв. капитан М.Н.Булин-Соколов) с боевого задания не возвратился.

Через неделю в полк возвратился Михаил Булин-Соколов, который выпрыгнул с парашютом в районе линии фронта юго-восточнее Тильзита.

По докладу Михаила Булин-Соколова, бомбардировщик Пе-8 был сбит в 01:37 ночи прямым попаданием снаряда зенитного орудия противника, когда он находился на боевом курсе на высоте 5 тыс метров. Горящий корабль упал на землю в районе 25-30 км юго-восточнее Тильзит и сгорел. Из состава экипажа, кроме командира корабля, возвратились в свою часть на 4 августа 1944 г. второй летчик гв. старший лейтенант К.И.Усачев, штурман гв. капитан В.А.Гладкий, борттехник гв. инженер-капитан Н.С.Прудиус, воздушные стрелки гв. старшие сержанты Ф.И.Лактюшкин и В.П.Блохин. 24.08.44 г. линию фронта перешел стрелок-бомбардир гв. младший лейтенант П.В.Летягин. В часть не возвратились и стали считаться пропавшими без вести воздушный стрелок-радист гв. ст. сержант Г.Е.Абдула, воздушный стрелок гв. старший сержант Ю.Н.Салмин. Помощник борттехника гв. старший техник-лейтенант В.И.Кутушин и воздушный стрелок гв. младший лейтенант А.В.Шишков попали в плен.

Всего на корабле Пе-8 произвел 115 боевых вылетов, в том числе да военно-промышленные объекты Варшава, Кенигсберг, Будапешт, Констанца, Хельсинки.

Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Возглавлял экипажи:

Члены экипажа Функция Период Самолет Примечание
Панфилов Владислав ИлларионовичШтурман1942ТБ-3
Неплюев Иван ЯковлевичБортмеханик1942ТБ-3
Швец Сергей ИвановичСтрелок-радист1942ТБ-3
Летягин Петр ВасильевичШтурман05.44 - 05.45Пе-8
Гладкий Василий АндреевичШтурман1944Пе-8
Усачев Константин ИвановичЛетчик1944Пе-8
Прудиус Николай СеменовичБорттехник05.44 - 05.45Пе-8
Кутушин Василий ИгнатьевичПом. борттехника05.44 - 27.07.44Пе-8Плен
Абдула Григорий ЕремеевичСтрелок-радист05.44 - 27.07.44Пе-8НБЗ
Шишков Александр ВасильевичВоздушный стрелок05.44 - 27.07.44Пе-8Плен
Блохин Василий ПавловичВоздушный стрелок1944Пе-8
Салмин Юрий НиколаевичВоздушный стрелок05.44 - 27.07.44Пе-8НБЗ

 

См. также:

16.03.42

22.03.42

30-31.03.42

06.04.42

08.04.42

23.05.42

24.05.42

 

Источники информации:

1. Борттехники бомбардировщика Пе-8 Максим Догов и Николай Прудиус – ветераны 25-го гвардейского Орловского авиаполка

2. Сергиенко A.M. История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. — Белгород: Константа. 2013.

3. Бессмертный полк. Москва

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 42988695

5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 12113442

6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 17301621

7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1518807183

8. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 11494705

9. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1531171495

10. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1531670503

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Помощь проекту


 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.