Любопытные факты. Инвалиды
Имя | Страна | Факт |
---|---|---|
С потерей зрения | ||
Азаров Евгений Александрович | СССР | У Азарова после тяжелого ранения была потеряна острота зрения и в 1943 г. его чуть не списали с летной работы. Недостаток зрения компенсировал ведомый Азарова - А.Г.Громов. Впереди летел ведомый, а сзади ведущий. Заметив противника, Громов наводил Азарова на противника, затем оттягивался назад и прикрывал хвост самолета ведущего. До конца войны Азаров сбил не менее 17 самолетов. |
Драченко Иван Григорьевич | СССР | В середине августа 1943 г. в одном из ожесточенных, неравных боев был подбит Ил-2 Драченко. В бессознательном состоянии его схватили немцы и отправили в лагерь для военнопленных. После жестоких пыток они вырвали у Драченко глаз. Во время следования в специальный лагерь он бежал из плена и снова сел за штурвал Ил-2. |
Райтер Нахим Менделевич | СССР | В августе 1941 г. при выполнении боевого задания летчик-штурмовик Нахим Райтер был ранен с потерей левого глаза. Довел Ил-2 до своей территории и произвел посадку. После госпиталя был отстранен от летной работы. Но добился разрешения летать и с сентября 1943 г. летал в санитарной авиации, до конца войны произвел 945 полетов по спецзаданиям. |
Литьенс, Штефан (Litjens, Stefan) | Германия | В результате ранения потерял правый глаз, но уже через год продолжил боевые вылеты и одержал еще 14 воздушных побед. Прекратил летать после очередного ранения в голову и повреждения оставшегося глаза... |
Хофман, Вильхельм (Hofmann, Wilhelm) | Германия | В результате несчастного случая Хофман повредил левый глаз. Несмотря на то, что глаз практически перестал видеть, Хофман продолжал боевые вылеты, возглавлял эскадрилью (и даже некоторое время две сразу) и добавил к списку своих побед 4 сбитых самолета |
Галланд, Адольф (Galland, Adolf) | Германия | В октябре 1935 г. при испытаниях биплана FW-44 произошло крушение. Галланд получил тяжелейшие травмы, в том числе несколько осколков стекла попали в левый глаз. Усилия врачей помогли Галланду остаться в живых. Но его левый глаз в значительной мере потерял зрение и медицинская комиссия дала категорическое заключение о непригодности Галланда к полетам. Но командир Галланда не дал хода заключению и в течение года никто не знал о непригодности Галланда к полетам. Но в 1936 году Галланд вновь попал в авиакатастрофу и снова получил тяжелые травмы. Врачи, обнаружившие прежнее заключение, были ошеломлены. Однако Галланд выучил наизусть таблицу, по которой осуществлялась проверка зрения и во время тестов "читал" ее как вперед, так и в обратном порядке! Врачи сдались. В-дальнейшем, "полуслепой" Галланд одержал 104 воздушных победы |
Дюттман, Петер (Düttmann, Peter) | Германия | Один глаз Дюттмана плохо видел. Чтобы пройти оптический тест, выучил наизусть тестовые таблицы и попал в авиацию, стал истребителем, одержал 152 победы |
Сабуро Сакаи | Япония | На истребителе "Зеро" во время боя, в котором сбил 4 американских самолета, получил тяжелейшие травмы. После этого, наполовину парализованный и практически ничего не видящий, пролетел 350 миль до своей базы. После излечения продолжал летать, не смотря на потерю правого глаза, и сбил еще 4 самолета |
Юкио Симокава (Yukio Shimokawa) |
Япония | В 1943 г. ответной очередью с B-24 Симокава был ранен и потерял левый глаз. Истекая кровью пилот дотянул до базы и был немедленно переправлен в Японию. В конце 1944 г. Симокава снова приступил к полетам: ему поручили перегонять новые "Оскары" (Ki-43) на Тайвань и Филиппины. 19.03.45 г. Симокава на Ki-84 участвовал в отражении налета американских самолетов на японскую военно-морскую базу в Куре. В этом бою он сбил два "Хеллкета", а сам успел покинуть с парашютом подбитый самолет за мгновение до того, как тот взорвался в воздухе. |
Летали без руки | ||
Петерман, Виктор (Petermann, Viktor) | Германия | Летал с протезом вместо левой руки, которую ему ампутировали в результате тяжелого ранения. При этом сбил 4 самолета, в том числе 2 B-17, летая на Me-262. В истории военной авиации нет второго подобного случая, когда человек без одной руки не только стал пилотом реактивного истребителя, но и участвовал на нем в боях и сбивал вражеские самолеты |
Леонов Иван Антонович | СССР | 15.07.43 г. летчик 56-го иап И.А.Леонов совершил пять боевых вылетов для прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков, из них три сопровождались боями. А вечером - шестой вылет на разведку. В ходе неравного боя был тяжело ранен. В полевом санбате ему ампутировали руку вместе с лопаткой, а затем вывезли в тыловой госпиталь. В марте 1944 г., находясь в авиационном госпитале, И.А.Леонов добился разрешения использовать его на штабной работе. После выписки из госпиталя служил начальником станции наведения, но уже тогда готовился к полетам с одной рукой. Командующий 1-й ВА М.М.Громов поддержал напористого летчика и направил в эскадрилью связи. Леонов соорудил устройство, заменяющего левую руку, которое позволяло управлять сектором газа на самолете. Для этого он изготовил на левое плечо облегченный протез из дюраля. Достаточно было небольшого движения плеча, и протез легко перемещал сектор газа на необходимую величину. Первое время ему разрешали перевозить только почту без людей, потом стали давать задания наравне со всем летным составом. Не один раз он подвергался атакам истребителей противника, но, искусно маневрируя, выходил из-под атак невредимым. Лишь один раз его легко ранили в голень. Воевал И.А.Леонов до конца войны. Закончил войну в должности адъютанта эскадрильи. В 1995 г. ему присвоено звание Героя России |
Летали без ног | ||
Маресьев Алексей Петрович | СССР | Имея на своем счету 4 победы, Маресьев был сбит, 18 суток раненный пробирался через линию фронта. Затем - ампутация голеней обеих ног. Но Маресьев вновь поднялся в воздух на протезах и пополнил свой счет еще на 4 сбитых самолета. 24.08.43 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза |
Белоусов Леонид Георгиевич | СССР | В декабре 1941 г. был сбит и тяжело ранен. В результате началась газовая гангрена сначала одной, а затем и другой ноги. Их пришлось ампутировать, причем одну ногу выше колена. 426 дней провел Белоусов в госпиталях, а в 1944 г. вернулся в строй. Больше года он участвовал в самых ожесточенных воздушных сражениях, лично сбил еще один вражеский самолет |
Любимов Иван Степанович | СССР | 09.10.41 в воздушном бою летчик 32-го иап ЧФ И.С.Любимов был тяжело ранен, в результате чего лишился ступни левой ноги. После лечения добился разрешения летать с протезом. К сентябрю 1943 совершил 109 боевых вылетов, провел 21 воздушный бой, лично сбив 8 самолетов противника. 22.01.44 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза |
Маликов Илья Антонович | СССР | Летчик 128-го бап лейтенант Маликов был тяжело ранен в бою, но сумел перетянуть линию фронта и посадить Пе-2 с убранным шасси на своей территории. Ему ампутировали ногу до колена. После излечения в госпитале он добился возвращения в свой полк. С протезом он сперва летал на По-2, а затем снова освоил бомбардировщик Пе-2 и закончил войну под Берлином. Он выполнил 53 боевых вылетов после ампутации ноги и стал Героем Советского Союза. |
Смирнов В.Г. | СССР | Младший лейтенант В.Г.Смирнов, воевавший на истребителе Ла-5, был сбит в воздушном бою. Ему ампутировали ногу. Но и с протезом Смирнов продолжал летать, мастерски вести воздушные бои. Позже он переучился на более скоростной и маневренный истребитель Ла-7, на котором дошел до Берлина. |
Сорокин Захар Артемович | СССР | 25.10.41 г. при патрулировании у МиГ-3 летчика 72-го сап СФ лейтенанта З.А.Сорокина отказал мотор, пришлось совершить вынужденную посадку в тундре. Ситуацию усугубили отказ радиостанции, отсутствие лыж и бортпайка. Летчику пришлось шесть суток добираться к своим, при этом он отморозил ноги. Лишившись обеих ступней, летчик 14 месяцев провел в госпитале. Проявив волю, мужество и самообладание, он вернулся в строй, и после 11 побед 19.08.44 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. |
Бэйдер, Дуглас (Bader, Douglas Robert Stewart) | Англия | Обе ноги потерял еще в 1931 году. Но добился того, чтобы его допустили к полетам. Командовал эскадрильями, и даже "большим авиакрылом" из трех, а затем из пяти эскадрилий. Всего сбил 20 самолетов лично и 4 в группе, а еще 18 повредил (всё это без ног!) |
Рудель, Ханс-Ульрих (Rudel, Hans-Ulrich) | Германия | После ранения в бедро продолжал летать с загипсованной ногой. После очередного ранения Руделю ампутировали нижнюю часть голени. Спустя шесть недель он без ноги на временном протезе продолжал выполнять боевые вылеты, при этом подбил не менее 3-х танков. |
Йохеи Хиноки (Yohei Hinoki) |
Япония | Во время боя 27.11.43 г. 12.7-мм пуля, пущенная американским пилотом, буквально разворотила правую ногу японского пилота. Однако Хиноки сумел выйти из боя, добраться до базы и благополучно приземлиться. В полевом госпитале у Хиноки ампутировали ногу. Как опытного летчика, его назначили на должность инструктора в истребительную авиашколу. Однако нехватка пилотов была столь остра, что Хиноки снова приступил к боевым вылетам, отражая налеты B-29 на Японские острова. Из 12 побед, одержанных летчиком, как минимум один "Мустанг" P-51 он сбил, летая без ноги. |
Комиссованные | ||
Прокопенко Федор Федорович | СССР | В 1943 г., сажая поврежденный самолет, Прокопенко получил компрессионный перелом 3 позвонков, растяжение позвонков шейного отдела, сломал грудную клетку, разбил голову. Из полевого госпиталя летчика отвезли в Москву, в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь в Сокольниках. 52 дня пролежал он на "вытяжке", заново учился ходить, сначала на костылях, потом - с палочкой. Заключение врачей гласило: "К летной службе негоден". Заключение это Прокопенко "потерял" и догнал свой полк (32-й гв. иап). Постепенно он освоил По-2, а затем и Ла-5ФН, на котором дошел до Берлина. После войны налетал 5000 часов на вертолетах. 27.03.1996 г. был удостоен звания Героя Российской Федерации |
Беляков Анатолий Никитович | СССР | В июле 1943 г. от разрыва зенитного снаряда был поврежден самолет летчика 5-го гв. иап Белякова а сам он был ранен в ногу. Врачи отстранили Белякова от полетов т.к. из-за повреждения нерва ступня ноги при упоре произвольно искривлялась. Но летчик смастерил протез, привязывал его и нога повиновалась. Под воздействием постоянных и настойчивых просьб командование полка разрешило А.Белякову летать на самолете Ла-5. В воздушном бою над левобережьем Днепра самолет Белякова был подожжен огнем Bf-109. Приземляясь на парашюте он повредил больную ногу и снова попал в госпиталь. Зимой 1944 г. самолет УТ-2 с летчиком Беляковым упал с небольшой высоты на землю и разбился. Физические повреждения и ушибы у него при этой аварии были весьма значительными и ему снова долгое время пришлось лечиться. Упорство и настойчивость Белякова не пропали даром и ему снова было разрешено летать на УТ-2, а позже и на Ла-5, на котором он дошел до Берлина. |
Шевчук Василий Михайлович | СССР | 01.05.42 г. в неравном воздушном бою самолет комиссара эскадрильи 247-го иап В.М.Шевчука был сбит, летчик на малой высоте покинул его с парашютом. При ударе о землю получил тяжелую травму позвоночника. Приговор медиков был непреклонным: ни о каких полетов не могло быть и речи. Он даже ходить мог с большим трудом. Только с помошью кожаного корсета Шевчук мог переносить боль. С негласного разрешения командира 203-й иад К.Г.Баранчука Шевчук начал летать и к четырем победам до ранения добавил еще десяток. Закончил войну в небе Берлина командиром 152-го гв. иап. Летом 1945 г. врач, обследовавший Шевчука, был поражен: он три года летал со сломанными позвонками. |
Поделиться страницей:
Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.