Евгений Чорный

Соколиный полет "пешки"

12. "Бреющий" полет

"Дед", как мы называли Мамая, страшно любил "бреющий" полет. У нас были любители - развлекались этим.

Вообще, запрещалось - для развлечения так летать. Хотя - если надо в боевой обстановке, то иногда "пробреешь" над землей - метров три-пять, если не меньше. Высотомер уже не показывает высоту.

Мне приходилось так летать и не один раз. И над деревьями, по верхушкам.

Но рисковать просто так, ради развлечения - я не любил. Для каких-то острых ощущений - никогда не летал. И не хотелось.

* * *

Были у нас любителя полетать на "бреющем". Рассказывают чего-то, как им нравится. Когда "баланду травят", после обеда там или вечером, на перекуре. Иногда послушаешь такого "любителя", он и не знает, в действительности, что такое "бреющий" полет. Снизится, не ниже метров 20 до земли - и думает, что он на "бреющем" летает. А то и на 50 метрах летает - а рассказывает, что очень любит на "бреющем" летать. Потому что именно полет на высоте 50 метров и ниже - "бреющим" в книжках уже назывался, по которым нас учили еще в летном училище. "Бреющим" считался полет на высоте меньше 50 метров. А нижний предел, когда учили, то рассказывали, что не ниже 20-25 метров. Но во время войны эти представления быстро поменялись. Нижний предел - это земля или верхушки деревьев, если над лесом.

На войне все эти довоенные правила и нормы во многом поменялись.

* * *

"Бреющий" - это был один из основных приемов, чтобы уйти от немецких истребителей и только тогда, когда меньше десяти метров остается до земли. Иначе хороший и смелый летчик-истребитель все равно сможет атаковать и сбить. А у немцев таких хватало. Это уже ближе к концу войны, когда мало осталось у них опытных летчиков, то можно было не так к земле прижиматься. Да и то, пойди - знай, какой там немец летит - опытный или, как у нас было, с подготовкой "взлет-посадка".

До метров пяти к земле прижмешься - вот это "бреющий" полет. Да над местностью, которую ты не знаешь.

В какие-то моменты проскакиваешь - холм какой-то - до земли, наверное, меньше метра. Хотя, кто его там знает - оно ж с линейкой там никто не стоит, не замеряет. Какие-то кусты растут - по низу самолета прошелестит только. А сколько высота тех кустов?

* * *

Я уже летал и не раз на предельно низкой высоте к тому времени - не один раз приходилось так уходить от "мессеров", "фоккеров". Да от любого истребителя в то время можно было так уйти, что немецкие, что наши, да и американские.

Они тогда стрелять не могут, им угол нужен определенный для прицеливания. Если он начнет прицеливаться и атаковать, то, может, и попадет, но и сам в землю воткнется. А зайти в хвост на одной высоте - штурман так пуганет из своего пулемета, что и целым не останется. Немцы поэтому так и не подлазили никогда.

Они и в таких случаях сверху, опять же сбоку так, сидят на хвосте и ждут, когда ты вверх будешь уходить. Или воткнешься куда. Понятно, долго на такой высоте все равно не полетаешь. Тем более ты ж местность не знаешь. Какое-то представление есть, конечно. Карту района боевых действий изучаешь. Но ни для такого ж полета.

Препятствие какое-то. Деревья, холмы, взгорки какие-то. Все это несется с разных сторон. Уворачиваешься туда - сюда, но долго так длиться не может. И сам понимаешь, и немцы - чего-то не углядишь, если на такой высоте долго лететь будешь. А только начни набирать высоту - как раз для "мессера" получится нужный угол для атаки.

Если так прижимали - то или сбивали при наборе высоты, препятствие какое-то появилось, или сам куда-то все-таки воткнется потому, что как не лавируешь, уворачиваешься от разных препятствий, а все равно где-то должен пойматься.

Скорость хоть и не предельная, уменьшаешь, но все равно около 150 км/час летишь, а то и больше. Ну, может, предпосадочная скорость, но это все равно где-то 120 км/час.

* * *

Долго так не протянешь. Это ж не над дорогой какой-то асфальтированной летишь. Над полями, между деревьями.

Тем более, что особенно резко повернуть тоже не можешь, если очень низко - крылом можно об землю, бугор какой-то, зацепить.

У меня был в таких случаях один прием. Я делал боевой разворот через правое крыло.

Все знали - и нас, и немцев, всех летчиков учили тогда, - что боевой разворот - это только через левое крыло. А я стал, когда начал в одиночку летать, еще до этих "свободных охот", на правую сторону делать боевой разворот. И просто горизонтально летишь, и с пикирования, если уходишь от "мессеров", "фоккеров".

Не было ни одного случая у меня, чтобы хоть один немец-истребитель хоть один раз повторил за мной этот маневр. Или даже попытался. За всю войну. Даже самому странно.

Обычно, что-то такое придумываешь, а через какое-то время - немцы начинают показывать, что готовы к такому маневру, хитрости. Как и у нас, так и у них - обменивались между собой, что произошло неожиданного, нового в воздушном бое. Кто-то придумал новую защиту какую-то - некоторое время это работает. А потом смотришь, немцы свое придумали, как с этим бороться, чтобы все равно сбить.

В этом смысле, на войне все время приходилось думать и придумывать или перенимать от других, как лучше сделать, если немцы так-то делают - учиться у других. Со своими какими-то изменениями. Это все летчики так постоянно прокручивали в голове, продумывали - по-другому на войне нельзя было летать. Кто не придумывал что-то новое, свое - долго не летал. Сбивали.

* * *

Поэтому и не очень боялся, если приходилось уходить на "бреющий" полет, к земле прижиматься максимально. Немцы думают: все - загнали. Уже никуда не денется.

Остается только дождаться - или сам куда-то врежется, или начнет все-таки вверх лезть, над самой землей лететь - долго не удержится никто.

Чтобы крылом не зацепить, высоту чуть-чуть набираешь. Через правое крыло боевой разворот - и все. Немцы теряются, и никогда уже и не догоняли.

* * *

Хотя до такого я почти никогда не допускал. Это самый худший вариант, когда летишь на "бреющем", а они уже за тобой.

Тогда еще за счет уменьшения скорости можно с истребителем бороться. У "пешки" была возможность лететь чуть медленнее, чем истребитель. На малых скоростях у самолетов разная устойчивость, истребитель быстрее свалиться может. Но это тоже такое. Какой летчик, как умеет пилотировать.

Если их пара погналась, а так, практически, всегда было - то один уйдет на разворот и опять становится сзади, но подальше, ждет. А первый, как только перегнал тебя, уходит тоже на разворот и опять подходит сзади. Если они так умеют в паре работать, чередуются, тогда очень тяжело уйти от них, даже и на "бреющем".

А так, уходишь в пикирование и при выходе - правый боевой разворот. Все - немцев нет. Истребители пикировать не могли под таким углом как "пешка". Опять же, как бы сверху и обгоняли. Но старались именно на выходе из пикирования словить. Если при выходе из пикирования сделать боевой разворот именно через правое крыло - они и не могли понять, куда делся.

* * *

При "бреющем" полете, истребители летели повыше за "пешкой", как бы выжидали. Как только ты будешь высоту набирать, чтобы сразу в прицел ему и попался. Он прямо продолжал лететь и как раз тогда ему нужный угол для атаки получался. А у немцев такие летчики были - им нужно было оказаться в выгодной позиции, буквально, на десяток секунд. Видит, что начинает высоту набирать - он тут же тебя начинает уже в прицел ловить.

Но при этом поле зрения сужается и, если ты вправо ушел - он просто теряет тебя. Время сообразить ему надо, куда делся. Вроде, вот летел впереди, пошел на набор высоты и пропал. Поскольку немец знает, что только влево мог повернуть - там начинает искать, туда голову поворачивать, куда делся. А то и сразу сам туда влево заворачивает, чтоб найти.

Пока поймет, если увидит тебя, - времени получалось более, чем достаточно, чтобы и улететь подальше, и высоту набрать. Даже, если какие-то и погонятся опять. Пока развернутся, пока высоту нужную наберут - уже опять можно от них с пикированием уходить.

Тогда уже точно они отставали. Это было проверено.

* * *

Ты летишь на фоторазведку, а они как раз этот "квадрат" патрулируют. Один раз ушел от них, туда же опять лезешь, и снова они там. Иногда за одно задание по нескольку раз с ними в эти "кошки-мышки" играешься. А то эта пара уйдет на дозаправку, а новая, им на смену, приходит. С новыми начинаешь тренироваться - а задание-то надо выполнить.

По "квадрату" надо сделать фотосъемку. Это минимум четыре захода с разных сторон надо сделать. Это если бы никто не мешал. А так крутишься столько раз. Если даже стал на нужный курс, но истребители начали атаковать, не всегда ты до конца по этой прямой пролетишь. А ушел - уже не сняли как надо. Надо по-новому заходить.

* * *

Но сам такой полет - бреющий - когда так летишь, ты уже ничего не замечаешь по сторонам, только успевай увидеть, что там впереди на тебя летит. Какая местность, да на какой скорости, - оно с высоты ровно, а так бугры, холмики какие-то всегда есть - где-то на бугре каком-то куст повыше, заросли, еще чего-то. Разница в несколько метров - она ж незаметна особенно, и тут можно как раз винтами зацепить. Не говоря уж что дерево не заметишь, даже не очень толстое.

И лавировать все время приходиться. Не гладкий стол или поверхность воды. Если над рекой где-то и река широкая, то можно совсем до полуметра было лететь спокойно. Главное, чтоб мостов на реке не оказалось.

А так - какие-то холмы, деревца все равно есть.

* * *

Но чтобы сам по себе, без необходимости так летать - чего со смертью играться. Чего с ней самому встречу искать?

Она и так тут - чуть ли ни каждый день - сама тебе в глаза заглядывает.

А то и по нескольку раз за день..

*

Помню, полетели мы с Мамаем куда-то на разведку, он как штурман. Уже был штурманом эскадрильи и чтобы своими глазами увидеть, куда надо будет группой лететь, удар наносить. Слетали нормально.

Назад возвращаемся, уже над своей территорией он мне: "Васек, а-ну, давай на "бреющем" пройдем немного".

Сам я никогда не летал на малой высоте, если не было необходимости. А тут Мамай просит, штурман эскадрильи, старший по званию.

*

Мы с ним в хороших отношениях были. Да он со многими так был - по-отечески в дружеских отношениях.

Я сначала: "Да, может не нужно.."

А он: "Давай, Вася, пожалуйста.. И пониже, чтоб возле самой земли".

Приказать мне он не может. Хоть он и старший по званию, но тут не он командир. Если б не Мамай, я б не стал другого слушаться. А так как-то неудобно было отказать.

Появилась какая-то такая местность - вроде ровная и там деревья не очень много, поодиночке торчат. Снизился, метров 15-20 до земли. Мамай развернулся ко мне, привстал так за мной, на плечо левую руку положил. Оглянулся на него мельком - улыбается, лицо прямо сияет от удовольствия.

*

Ну, думаю - ладно, сейчас тебя развлеку еще больше.

Еще ниже, чем, так называемая, предельно низкая высота, прижал. Не так, конечно, как это во время боя делалось, но до метров пяти - местность позволяла.

* * *

Летим, чувствую по руке Мамая - нравится ему, еще сильнее плечо сжал. Смотреть на него уже некогда, тут только успевай не проморгать чего-нибудь.

Не очень долго так низко летели. Повыше приподнялся метров на 50. Хватит, думаю, со смертью играться.

А тут село. И "дед" мне: "Вася, а можешь между хатами, а?"

И чувствую по голосу, вот просит... Ну, как ребенок, как-то так. Хотя знает, что запрещали и наказывали, особенно, за такое баловство. Подобное - как грубейшее нарушение рассматривалось. Пролететь под какой-нибудь опорой или между деревьями, домами. Некоторые делали или пытались сделать. Чаще всего это каким-то ЧП заканчивалось.

Один у нас под проводами между телеграфными столбами - как Чкалов под мостом - на спор хотел пролететь. Чего-то не рассчитал, к земле не прижался, как надо было - и антенну сорвало с самолета, она сверху торчала. Хорошо - сам живой остался. Зацепился бы так, что эти столбы потянули - и конец. Да еще концом зацепившегося провода кому-то из механиков по ноге рубанул при посадке - ранил, как ножом разрезало.

А самолет-то выведен из строя, уже на задание на нем лететь нельзя - надо его чинить. Запчастей нет, свои радисты уже не смогут это сделать, надо откуда-то вызывать специалиста. Целая история, чтобы привести самолет в боевую готовность. Да еще оборвал эти провода, связь какую-то важную нарушил.

Командир ругается, замполит свое "пропесочивает".

Как-то наказывали за подобное, хотя чем там накажешь больше - чем отправить на боевое задание. Этого ж проштрафившегося летчика не отправишь в пехоту, в штрафбат - кто будет вместо него летать. Наказывали как-то, конечно. К награждению если собирались представить, то откладывали такого в сторону. Хотя, в первые годы войны наград особенно никому и не раздавали, это уже ближе к концу войны стали награждать..

* * *

А тут Мамай просит таким тоном, как ребенок - вот хочется ему.

Село наше ж, украинское. Мазанки, деревья. Пролетели над селом - вроде хаты так достаточно далеко стоят с двух сторон дороги. Дорога широкая и прямая как раз. Нигде дерево никакое не мешает. Вроде бы можно пролететь. По бокам растут, но не перегораживая нигде этой дороги через село. Как назло - вроде все хорошо, ничего не мешает.

Людей не видно, война. Никто не то, что не едет, не идет по дороге этой.

Это ж сверху, да на скорости прикидываешь.

Развернулся, зашел уже так, чтоб между хатами пролететь - крыльями где-то на уровне крыш.

И в какой-то момент справа, краем глаза успел заметить - солома веером таким поднялась.. Правым крылом где-то по стрихе - а хаты ж соломой покрыты - зацепил, и сорвало крышу.

* * *

Не знаю, всю крышу снесло или половину. Возвращаться посмотреть уже не стал.

Внутри все дрожит от того, что произошло. Выше поднялся - думаю себе: поигрался, послушался. Один дурак попросил, а другой сделал. Как только не погибли. Чуть сильнее зацепили бы - и все, в этих же хатах и сгорели бы.

Колотит всего внутри. И, думаю, там еще бабка какая-нибудь будет проклинать на чем свет стоит. Крышу у хаты разворотили, а мужиков в селе нет. А дело уже на осень. Беды наделали, и сами чуть живыми остались.

* * *

На Мамая оглянулся - видел или нет, что было. Он все еще стоит так сзади, улыбается мне во всю, показывает большой палец - мол, все отлично.

Я понял, что он ничего не заметил. Хоть и летал, но все равно опыта не была нужного - не летчик, а штурман. Думаю, ладно и говорить никому ничего не буду. А то и мне, и ему будет за этот "бреющий" полет. Хорошо еще, если из этого села никто не сообщит. Начнут выяснять, кто герой, кто летал между хат. Такое мало кто мог себе позволить. Ходили сказки, что где-то кто-то на истребителе такое делал...

* * *

На аэродром сели. Смотрю, а на правом крыле - оторвана часть крыла. Там было такое окончание на крыле.

Оно на заклепках к основному крылу прикреплялось, и само было сантиметров 15-20. По этим заклепкам его как обрезало. Ровно так - с зазубринками такими - где дырки были под заклепки.

Надо следы прятать, если начнется разбирательство, искать начнут.

Если б не этой частью, а уже зацепился за основное крыло - были бы там. Не знаю, сколько там сантиметров не хватило, чтоб так зацепило.

* * *

Механика подозвал, говорю - видишь. Смотрит на меня - глаза округлились, как бы испугался, что он виноват.

Оторвалось, говорю, в воздухе. Давай, чтобы к следующему вылету крыло целым было, закрась, чтоб и видно не было. Мол, я никому не скажу, чтоб не наказали, а ты тоже постарайся, чтоб никто не увидел из своих же техников и командиру не донес.

Механик чего-то начал оправдываться, я махнул рукой, вроде - ладно, не нужно тут оправдываться передо мною. Заделай и все.

А Мамаю так и не стал рассказывать, что в нескольких, что называется, сантиметрах от смерти были по собственной глупости.

 

© Евгений Чорный, 2009 г.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.