Екимов Арсений Иванович
![]() ![]() |
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||
Родился в 1908 году в п. Чермоз Молотовской (ныне Пермской) области в семье рабочего - его отец работал на Чермозском металлургическом заводе. Русский. Член ВКПб. В 1932 г. окончил Нижне-Тагильский горный техникум им. Черепанова. После окончания техникума Нижне-Тагильским РВК был призван в ряды Красной Армии. Решив связать свою судьбу с авиацией, Арсений Иванович поступает в Чкаловское (позднее Оренбургское) авиационное училище и в 1935 г. оканчивает его. Проходить дальнейшую службу офицера Екимова А.И. отправляют в г. Витебск, в 43-й ближне-бомбардировочный авиаполк (переименован в 13 гв. бап).
Участник советско-финляндской войны 1939 г. За особую храбрость, личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями, гв. майор Екимов А.И. награжден орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды.
Февраль 1944 г. Командир авиационной эскадрильи летчиков-перегонщиков 9 перегоночного авиаполка СибВО старший летчик-лидер самолета "Бостон" гв. майор Екимов А.И. возглавляет перегон самолетов "Аэрокобра" . Полученный в г. Свердловске метеопрогноз на продолжение полета, обещал благоприятные условия для летчиков: небо ясное и чистое, без осадков. Эскадрилья перегонщиков двинулась в путь.
Но, по мере приближения к г. Казани, погода оказалась нелетной: после трескучих морозов в Татарии шел снегопад, принесший с собой оттепель и изморозь. Попав в сильно переохлажденные и влажные облака, фюзеляж самолетов стал быстро покрываться льдом, и подъемной силы для удержания машин в воздухе оказалось не достаточно. К тому же, видимость резко снизилась, и мощная облачность прижала самолеты к земле.
Вместо плавного снижения началось быстрое падение. Ввиду отсутствия прочности, боевые машины эскадрильи не могли выдержать перегрузку и становились неуправляемыми, теряя высоту.
Некоторые, не выдержав толстого слоя нарости, превышающей вес самого самолета, начинали разваливаться еще в воздухе и падать на землю. Возможности спастись с парашютом у экипажа гв. майора Екимова не было.
Судьба пожалела лишь двух летчиков, кому посчастливилось долететь до места назначения - это Геннадий Иванов и Владимир Смирнов. Частично сжалилась и над остальными двумя: летчика, мл.лейтенанта Виктора Корнева, спасшегося при прыжке с парашютом, доставили в госпиталь с переломами ног, а ст. лейтенант Василий Кириченко совершил вынужденную посадку в трехстах метрах от железнодорожного тупика близ деревни Тюбяк-Чекурча.
В катастрофе погибли:
1. Командир группы, лейтенант Ковалев Борис Александрович, исполняющий должность командира эскадрильи 9 пап;
2. Гвардии майор Екимов Арсений Иванович, старший летчик-лидер экипажа "Бостон А-20-Ж";
3. Старший лейтенант Ткебучава Александр Давидович, штурман экипажа "Бостон А-20-Ж";
4. Сержант Крюков Павел Иванович, стрелок-радист экипажа "Бостон А-20-Ж";
5. Старший сержант Фомичев Сергей Николаевич, механик экипажа "Бостон А-20-Ж";
6. Старший лейтенант Дорофеев Анатолий Степанович, летчик 9 пап;
7. Старший лейтенант Пашков Александр Яковлевич, командир звена 9 пап;
8. Лейтенант Лобинцев Дмитрий Яковлевич, командир звена 9 пап;
9. Лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, летчик 9 пап;
10. Лейтенант Беляев Константин Михайлович, командир звена 9 пап;
11. Лейтенант Ермаков Михаил Александрович, летчик 9 пап;
12. Гвардии младший лейтенант Булка Андрей Иванович, летчик 2 гиап ВМФ;
13. Гвардии младший лейтенант Лопатин Иван Кузьмич, летчик 2 гиап ВМФ;
14. Гвардии младший лейтенант Горишный Василий Алексеевич, летчик 2 гиап ВМФ;
15. Гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, командир звена 118 орап ВМФ;
16. Гвардии лейтенант Шпигун Дмитрий Андрианович, старший летчик 102 гиап. Пропал без вести.
Таковой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился, а виновный в выпуске самолетов на трассу начальник отдела перелетов УрВО полковник Коробко был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт, в штрафбат, к концу войны уже был восстановлен в звании.
Экипаж бомбардировщика похоронен 15 февраля 1944 г. в г.Арске на старом русском кладбище. Вместе с экипажем в братской могиле похоронен ст. лейтенант Дорофеев А.С. На похоронах присутствовал спасшийся летчик - ст.лейтенант В.Кириченко.
В конце шестидесятых годов пионерами Тюбяк-Чекурчинской школы были найдены родственники погибших Екимова А.И., Ткебучава А.Д., Фомичева П.И., которые приезжали на встречу с ребятами и навестили могилу своих близких. У Арсения Ивановича остались жена и сын Юрий.
В 2008 г., в канун Дня Победы, погибшему экипажу и ст. лейтенанту Дорофееву был установлен новый памятник. Память народная будет хранить их имена.
Биографию подготовила Ирина Филатова
Источники информации:
1. Донесение о гибели Екимова А.И. 06906.
2. Приказ ГУК ВВС СССР 058 от 14.01.47г., ЦАМО, ф.33 оп.563784, д.1, с.96
3. Книга потерь 9 пап, ЦАМО, оп. 438230, дд.1,2; д.3 - Штатно-должностные списки; д.4 - Алфавитная Книга.
4. Мемуары участников рокового перелета В.А.Смирнова и В.М.Кириченко.
5. Фотографии из альбома учащихся Тюбяк-Чекурчинской школы.
Фотогалерея
|